У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б
Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Пиунова Е.В.
Дело № 7-620/2023
73RS0002-01-2023-004484-57
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
2 ноября 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина Дмитрия Николаевича на
постановление врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению
особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от
5 июня 2023 года и решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска
от 7 сентября 2023 года (дело № 12-1055/2023),
у с т а н о в и л:
постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области № *** от
05.06.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к административной
ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в
размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 07.09.2023 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Дёмин Д.Н. не
соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением
судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу –
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к
необоснованному выводу о вине министерства только на основании длительного
неисполнения решения суда.
При вынесении
постановления должностное лицо ограничилось лишь констатацией выявленных
нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин
неисполнения министерством судебного акта, а следовательно, вины в совершении
вменяемого административного правонарушения не установлено.
Кроме того в жалобе
отмечается, что должностное лицо в своем постановлении не указало, какие
конкретно меры могли быть объективно приняты министерством, чтобы исполнить в
установленный срок решение суда.
Отмечает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой
характер и используются в соответствии с утвержденной Ведомственной структурой
расходов бюджета Ульяновской области.
Ссылается на то, что
большая часть доведенных в 2023 году лимитов финансирования (более 95% - 467,34
млн. рублей) израсходована министерством на приобретение квартир во исполнение
неисполненных судебных решений, менее 5% - 22,99 млн. рублей из доведенных
лимитов израсходовано на обеспечение жильем детей-сирот не по судебным
решениям. При этом по состоянию на 19.09.2023 с начала 2023 года уже исполнено
121 исполнительное производство, что потребовало затрат бюджетных средств в
размере 148,81 млн. рублей.
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится
работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области,
прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые
с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события,
тождественного непреодолимой силе.
Отмечает, что
обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований
исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не
рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Просит учесть, что
протоколом от 28.03.2023 № *** Н*** Е.С. включена в списки закупки жилых
помещений по приобретению квартир в муниципальном образовании «город Ульяновск»
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отмечает, что обстоятельства
возможности (невозможности) исполнения министерством требований исполнительного
документа с учетом имеющегося финансирования судом не рассматривались, и
какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Ссылается на то, что
министерству, как должнику, срок для исполнения требований исполнительного
документа устанавливался один раз. После замены должника по исполнительному
производству в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области не выносилось постановление о взыскании
исполнительского сбора, что исключает состав административного правонарушения,
предусмотренного ст. 17.15 КоАП РФ.
Ссылается на
судебную практику и презумпцию невиновности.
Подробно позиция
защитника министерства Дёмина Д.Н. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть
жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в
полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно
квалифицировано по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г. Ульяновск от 29.01.2021 на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена
обязанность предоставить Н*** Е*** С*** благоустроенное жилое помещение
специализированного государственного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «город
Ульяновск» (л.д.12-15).
04.05.2021
возбуждено исполнительное производство № *** и установлен пятидневный срок для
добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 16).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
20.05.2021 в
отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18).
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 21.07.2022 (л.д. 24) произведена замена
должника по исполнительному производству № *** и должником по данному
исполнительному производству стало Министерство жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области (министерство).
04.10.2022 судебным
приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств
УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении нового
срока исполнения судебного решения до 13.03.2023 (л.д. 26).
14.03.2023 составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до
13.03.2023 министерством не исполнено (л.д. 27).
По данному факту
23.05.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен
протокол в отношении министерства об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 31).
Как уже отмечалось
выше, постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области от 05.06.2023 министерство
привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с
назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 07.09.2023 указанное постановление
оставлено без изменения.
С учетом
длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия
министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей
юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь
должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного
характера в срок до 13.03.2023 после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения
суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования, либо иных условий. Указанные в
настоящей жалобе доводы не могут расцениваться как принятие достаточных и
полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по данному
исполнительному производству, не свидетельствует о направлении запроса о
выделении дополнительных лимитов бюджетных ассигнований в целях исполнения
конкретного исполнительного документа, с соблюдением установленных порядка и
сроков составления бюджета.
Вопреки доводам жалобы
нормами Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» не предусмотрена возможность повторного взыскания
исполнительского сбора при замене должника.
Взыскание
исполнительского сбора с первоначального должника и отсутствие постановления о
взыскании исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава
выявленного правонарушения не опровергает, так как в силу положений ч. 4 ст. 52
указанного Федерального закона № 229-ФЗ для правопреемника все действия,
совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той
мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства,
которую правопреемник заменил.
Ссылка автора жалобы
на протокол от 28.03.2023 № *** согласно которому Н*** Е.С. включена в списки
закупки жилых помещений по приобретению квартир в муниципальном образовании
«город Ульяновск» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
также не свидетельствует о принятии всех мер с момента установления нового срока
к исполнению судебного акта, поскольку Н*** Е.С. жилое помещение до настоящего
времени не предоставлено.
Вопреки доводам
жалобы решение судьи не содержит выводов о том, что Министерству
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
неоднократно устанавливался новый срок для исполнения исполнительного
документа.
Иные доводы жалобы
также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут
отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 5 июня 2023
года и решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 7 сентября
2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дёмина
Дмитрия Николаевича – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Ю.М.
Жаднов