Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 31.10.2023, опубликован на сайте 15.11.2023 под номером 109265, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-003036-89

судья Шабинская Е.А.                                                                    Дело № 33-4859/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               31 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3183/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2023 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Козулиной Надежды Петровны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации                                            по Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить инвалида Козулину Надежду Петровну, *** года рождения, ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (1 пара!%) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 01.07.2021 № ***

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Козулиной Надежды Петровны, *** года рождения, в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., Козулиной Н.П., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска в интересах                     Козулиной Н.П. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида Козулиной Н.П., в ходе которой установлено нарушение ее прав на предоставление мер государственной социальной поддержки. Козулина Н.П. является инвалидом *** группы, инвалидность установлена бессрочно, ей разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее – ИПРА). В соответствии с ИПРА инвалида от 01.07.2021 № *** она должна быть обеспечена ***). Однако Козулина Н.П. указанным техническим средством реабилитации не обеспечена.

Истец просил суд обязать ответчика обеспечить Козулину Н.П. ***) в соответствии с её индивидуальной программой реабилитации инвалида, взыскать с ответчика в пользу Козулиной Н.П. моральный вред в размере 10 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                      федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявлений и контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). По заявлению от 12.04.2023, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, Козулина Н.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении ***. По действующему на момент вынесения решения суда государственному контракту от 03.02.2023 № *** на выполнение работ по изготовлению *** с акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» на выполнение работ по изготовлению *** для инвалида Козулиной Н.П. сформировано направление на изготовление *** от 12.07.2023 № ***. Полагает взыскание морального вреда необоснованным, поскольку инвалид вправе воспользовался равнозначным способом обеспечения рекомендованным в ИПРА средством реабилитации посредством самостоятельного приобретения с последующей компенсацией понесенных расходов. Доказательств,  безусловно подтверждающих ухудшение состояния здоровья и нравственные страдания инвалида вследствие несвоевременного обеспечения региональным отделением техническим средством реабилитации, не имеется, основания для компенсации морального вреда отсутствуют. Кроме того, выплата компенсации будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств реабилитации. Направление денежных средств Социального фонда России в виде компенсации морального вреда будет являться нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статье 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду).

Приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 106н утвержден  перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, применяемый с 22.06.2021 по 18.06.2023, согласно которому к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены ***.

Согласно приказу  Минтруда России от 05.03.2021 № 107н  «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» срок пользования ***, *** составляет не менее  3-х месяцев, срок пользования ***) – не менее 1 года (для взрослых).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Судом установлено, что Козулина Н.П. является инвалидом 3 группы!%, инвалидность установлена бессрочно, ей разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида от 01.07.2021 № ***

В соответствии с ИПРА от 01.07.2021 она должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации, в том числе ***) (л.д. 17-22).

12.04.2023 Козулина Н.П. обратилась с заявлением об обеспечении ***) в соответствии с индивидуальной  программой реабилитации или абилитации.

Вместе с тем на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции инвалид не обеспечен ***).

По направлению на получение или изготовление технических средств реабилитации, *** от 12.07.2023    Козулина Н.П. не была обеспечена ***) по причине отказа инвалида от 03.08.2023 от ее получения.

В суде апелляционной инстанции Козулина Н.П. пояснила, что в августе необходимость в получении *** отпадает, на следующий сезон ***, полученную в этом году, использовать невозможно в связи с ***.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации, необходимым ввиду состояния здоровья.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика ОСФР по Ульяновской области  обязанность по обеспечению Козулиной Н.П. техническими средствами реабилитации – *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 01.07.2021 № ***).

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому, что Козулина Н.П. была своевременно обеспечена ***) по её заявлению от 12.04.2023, в суд первой инстанции не представлено.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.

В отсутствие реального обеспечения истца спорным техническим средством реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническим средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Ссылки на непредставление технических средств реабилитации по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Последующий отказ инвалида от получения ***) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 01.07.2021 № *** может быть учтен на стадии исполнения решения суда.

Разрешая исковые требования прокурора о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении  инвалида техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, в отсутствие данного технического средства реабилитации он испытывает затруднения с передвижением.

Учитывая приведенные обстоятельства, необеспечение инвалида необходимой *** на момент вынесения решения суда, период нарушенного права, степень вины ответчика, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к обоснованному выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 2000 руб.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.11.2023