УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Царапкина К.С. 73RS0001-01-2023-002579-05
Дело № 33-4751/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
24 октября 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Самылиной
О.П., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Кузеевой
Г.Ш.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2895/2023 по апелляционной
жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 июня 2023
года, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах
Мерзуткиной Кристины Дмитриевны удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обеспечить Мерзуткину Кристину Дмитриевну, *** 2003 года
рождения, специализированным жилым помещением специализированного жилищного
фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «город Ульяновск».
Заслушав доклад
судьи Самылиной О.П., выслушав пояснения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
установила:
прокурор Заволжского
района г. Ульяновска в интересах Мерзуткиной К.Д. обратился в суд с исковым
заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы
тем, что Мерзуткина К.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, с правом на предоставление жилого
помещения в г. Ульяновске, однако не обеспечена жилым помещением по причине
отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской
области квартир. В настоящее время истец не имеет жилого помещения в
собственности и на условиях социального найма.
Истец просил суд обязать
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обеспечить Мерзуткину К.Д. специализированным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство
социального развития Ульяновской области, ОГКУ «Центр управления недвижимым
имуществом Ульяновской области».
Рассмотрев заявленные
требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу
новое решение, установить Министерству срок для принятия решения о
предоставлении истцу спорного жилого помещения не позднее 01.07.2024.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области принимаются
исчерпывающие меры для реализации возложенных на него полномочий по
обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми
помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской
области для детей-сирот. Невозможность обеспечения истца жилым помещением
является следствием недостаточности выделяемого на данные цели финансирования.
При этом по обеспечению истца жилым помещением по достижении возраста 18 лет
Министерством приняты исчерпывающие меры. Обязанность по обеспечению Мерзуткину
К.Д. жилым помещением ответчик признает. Вместе с тем реальная возможность
обеспечить истца жилым помещением имеется только в 2024 финансовом году.
В соответствии с
положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Частью 1
статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения
решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение
обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом
первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Выслушав пояснения
прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения
судом норм материального и процессуального права при вынесении решения,
судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная
гарантия социальной защиты.
Защиту семьи,
материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное
обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что
предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции
государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом,
регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный
закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и
меры государственной поддержки лиц данной категории.
В силу статьи 1
Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также
которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в
соответствии с данным федеральным законом
право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1
статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам,
указанным в абзаце первом
этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц,
указанных в абзаце первом
этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и
иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Дополнительные
гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством,
обеспечиваются и охраняются государством (статья 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ)
и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за
исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных
государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными
обязательствами Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей,
находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Ульяновской
области от 21.12.2012 №
200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, на территории Ульяновской области» (действовавшим до
01.01.2023 года), которым так же предусмотрено, что специализированные жилые
помещения предоставляются данной категории лиц, по их заявлению в письменной
форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими
полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из приведенных выше норм следует, что
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа
признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма
специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются
нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам
социального найма либо собственниками жилых помещений.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, Мерзуткина К.Д. (ранее – Фокеева), ***.2003 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
Мать Мерзуткиной К.Д. – Ф*** К.Д. лишена
родительских прав на основании решения Старомайнского районного суда
Ульяновской области от 05.03.2007, отец Ф*** Д.А. умер ***.2002 (л.д. 21-23,
31, 64).
Решением координационного совета при Министерстве
здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 01.02.2018 Мерзуткина
К.Д. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д.
48).
Жилое помещение на каком-либо праве Мерзуткиной К.Д. не
принадлежит, закрепленного жилого помещения, которое бы позволяло
осуществлять истцу пользование им, не имеется (л.д. 66).
В связи с длительным
периодом непредставления жилья истец обратился с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
пришел к выводу о том, что у Мерзуткиной К.Д. возникло право на обеспечение
жилым помещением в соответствии с Федеральным законом
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области».
Судебная коллегия считает, что выводы суда о
возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое
помещение специализированного жилищного фонда соответствуют требованиям закона.
Из приведенных выше норм следует, что
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа
признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма
специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются
нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам
социального найма либо собственниками жилых помещений.
Истец ни собственником жилого помещения, ни
нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Правила обеспечения
истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения ответчиком не
выполнены.
При этом материалами дела подтверждено
наличие у Мерзуткиной К.Д. нереализованного права на однократное получение
благоустроенного жилого помещения жилищного фонда по договору социального
найма, предоставляемого в соответствии с вышеприведенными положениями закона.
Дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями исполнительным органом Ульяновской
области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сфере строительства, которым является ответчик.
Следовательно, надлежащим ответчиком по
требованиям истца является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области.
Отклоняя доводы об отсутствии достаточного
финансирования, судебная коллегия исходит из того, что отсутствие надлежащего
финансирования на цели обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении прав
указанной категории граждан.
Эти вопросы регулируются бюджетными
отношениями, стороной которых Мерзуткина К.Д. не является.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что суд не указал в резолютивной части срок исполнения решения
суда, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
Как следует из
содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил
основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. К их числу относятся, в
частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в
образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил
срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной
категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения
возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Положения Федерального закона от 21.12.1996 №
159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение данного
закона нормы регионального законодательства не содержат указания на срок, в
течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории
граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после
возникновения соответствующего права. Реализация права детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не
ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на
приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным
правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц
равной категории, а также от иных условий.
Доводы
апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и
процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были
предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по
существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной
субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных
обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося
судебного постановления не влияют.
Оснований,
предусмотренных статьей 330
ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 27 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 31.10.2023