УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-02-2023-000189-08
Судья Мельникова О.В. Дело
№ 33-5044/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
31
октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу муниципального учреждения администрация муниципального образования
«Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 7 августа 2023 года по делу №2-2-188/2023, по которому
постановлено:
уточненные исковые требования прокурора Сурского района
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, в течение шести месяцев после вступления решения
суда в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий по оснащению здания
муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с. Кезьмино,
расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул.
Советская, д. 5 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными
системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных
лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайной
ситуации.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
школа с. Кезьмино, в течение шести месяцев после поступления финансирования из
муниципального учреждения администрация муниципального образования «Сурский
район» Ульяновской области, осуществить мероприятия по оснащению здания
муниципального общеобразовательного учреждения средняя школа с.Кезьмино,
расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с.Кезьмино, ул. Советская, д. 5, системой оповещения и
управления эвакуацией либо автономными системами (средствами)
экстренного оповещения работников,
обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения
прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в
защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к
муниципальному учреждению (МУ) администрация муниципального образования (МО)
«Сурский район» Ульяновской области, муниципальному общеобразовательному
учреждению средняя школа с. Кезьмино (МОУ СШ с.Кезьмино) о возложении
обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оснащению и оснастить
здание МОУ СШ с. Кезьмино системой оповещения и управления эвакуацией.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской
проверки установлено, что вопреки требованиям
п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении
требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий),
относящихся к деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и
формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» здание МОУ СШ с.
Кезьмино, не оснащено системами оповещения и управления
эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения
работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о
потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического
законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также
предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории
учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся,
работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья,
закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных
правовых актах.
В соответствии с уставом школы её учредителем является
муниципальное образование «Сурский район», функции и полномочия которого
осуществляет администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.
Просил обязать МУ администрация МО «Сурский район»
Ульяновской области в срок до 31.12.2023 предусмотреть и обеспечить
финансирование мероприятий по оснащению здания МОУ СШ с.Кезьмино,
расположенного по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул.
Советская, д. 5, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными
системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных
лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать МОУ СШ с.Кезьмино, в течение
6 месяцев со дня поступления финансирования из администрации МО «Сурский район»
осуществить мероприятия по оснащению здания МОУ СШ с.Кезьмино, расположенного
по адресу: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, д. 5, системой оповещения и управления
эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения
работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о
потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район»
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить,
установив для администрации срок исполнения решения суда в части финансирования
соответствующих мероприятий – в течение 12 месяцев после вступления решения суда
в законную силу.
В обоснование жалобы указывает, что установленный в решении
срок его исполнения с учетом бюджетного финансирования затрат образовательного
учреждения и необходимости соблюдения законности при заключении соответствующих
договоров не отвечает признаку разумности и достаточности.
Судом не учтено, что на администрацию возложено бремя по
несению значительных расходов (в общей сумме около пяти миллионов рублей, так
как подано 9 таких исков к администрации) на приобретение соответствующего
дорогостоящего оборудования.
Полагает, что настоящее дело подлежало рассмотрению в
порядке административного судопроизводства, поскольку предмет спора вытекает из
административных и публичных правоотношений.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Сурского
района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу –
без удовлетворения.
В судебное заседание все лица, участвующие в деле, за
исключением прокурора, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью
противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности,
общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются
выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и
распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и
антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических
посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и
жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с Федеральным законом
от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии
терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму,
правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации
и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием
терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов
местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению
и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению
террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению,
пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с
терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии
терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст.5.2 названного Федерального закона определены
полномочия органов местного самоуправления в области противодействия
терроризму, при этом в пункте 4
данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления
обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности
объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных
организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
02.08.2019 №1006 утверждены Требования
к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства
просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере
деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта
безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подп. «а»,
«в» п.17 Требований антитеррористическая
защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления
комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению
на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических
актов на объектах (территориях).
В соответствии с подп. «г»
п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на
объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов
(территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими
средствами и системами охраны.
Подпунктом
«д» п.24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов
(территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов
(территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными
системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных
лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 31
Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте
(территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на
объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях,
обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и
управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками
бесперебойного электропитания.
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения муниципального района относится участие в
профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального
района.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МОУ
средняя школа с.Кезьмино является образовательным учреждением, расположенным по
адресу: Ульяновская область,
Сурский район, с.Кезьмино, ул.
Советская, д. 5. Данному
объекту присвоена четвертая категория опасности.
По результатам проверки исполнения законодательства об
образовании, в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения
прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия
терроризму указанный объект четвёртой категории опасности не оснащен в
соответствии с предписаниями подпункта «д»
пункта 24 Требований.
Пунктами 1.1, 1.3 Устава МОУ СШ
с.Кезьмино установлено, что учреждение является некоммерческой
организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, общеобразовательным учреждением.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава МОУ СШ с.Кезьмино,
учредителем и собственником ее имущества является муниципальное образование
«Сурский район» Ульяновской области, от имени которого функции и полномочия
учредителя исполняет муниципальное учреждение администрации МО «Сурский район»
Ульяновской области.
В силу пункта 6.10 Устава финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета МО «Сурский район»
Ульяновской области.
В соответствии со статьями 15,
17,
19
Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: участие в
профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального
района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление
финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и
автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для
осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных
образовательных организациях.
Согласно п.5 ч.1 ст.9
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по
решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение
содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций,
обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, именно органы местного самоуправления
обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности
объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов
местного самоуправления.
Суд обоснованно указал в решении на то, что финансирование
мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической
защищенности образовательного учреждения отнесено к полномочиям органа местного
самоуправления района – администрации МО «Сурский район» Ульяновской области,
наделенной в силу Федерального закона «О противодействии терроризму»,
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», полномочиями по обеспечению выполнения требований к
антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации
района.
На администрации МО «Сурский район» Ульяновской области
лежит обязанность по финансированию мероприятий по антитеррористической
защищенности школы, поскольку в силу Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведенных выше
норм права обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности
объектов возложена на данный орган местного самоуправления.
Установленные судом сроки исполнения решения суда судебная
коллегия читает разумными, оснований для изменения решения в данной части не
имеется.
Административные ответчики не лишены права на стадии
исполнения решения суда при наличии объективных причин, препятствующих
исполнению, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке) исполнения.
Доводы жалобы о рассмотрении дела в порядке гражданского
судопроизводства основанием к отмене решения не являются.
Принятое по делу решение является правильным, судом верно
определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены
представленные доказательства, верно применены нормы материального и
процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены
решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 7 августа 2023
года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения
администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд
первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 02.11.2023.