УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Павлов
Н.Е.
Дело № 7-598/2023
73RS0004-01-2023-002184-61
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск
26 октября 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Федерального казенного
учреждения «Тюрьма Управления федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области» Логинова Александра Юрьевича на решение судьи Заволжского
районного суда города Ульяновска от 4 сентября 2023 года (дело №
12-171/2023),
установил:
постановлением
Главного государственного санитарного врача - начальника центра
государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН»
Федерального казенного учреждения здравоохранения МСЧ-73 Федеральной службы
исполнения наказаний России №*** от 20.04.2023 Федеральное казенное учреждение
«Тюрьма Управления федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской
области» (далее - ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области) привлечено к
административной ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи
Заволжского районного суда города Ульяновска от 04.09.2023 указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, начальник ФКУ Т
УФСИН России по Ульяновской области Логинов А.Ю. не соглашается с вынесенными
по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда,
просит их отменить, заменив назначенное наказание в виде административного
штрафа на предупреждение.
В обоснование жалобы
указывает, что должностным лицом административного органа при назначении
наказания не учтены обстоятельства, смягчающие административную
ответственность.
Обращает внимание,
что ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области является некоммерческой организацией,
финансируется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем действия по
устранению выявленных нарушений ограничены выделенным на эти цели
финансированием.
Отмечает, что со
стороны ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области предпринимались действия по
устранению нарушений санитарного законодательства, большая часть которых
устранена до вынесения постановления.
Полагает, что в виду
наличия смягчающих вину обстоятельств, возможно, заменить назначенное наказание
на предупреждение.
Обращает внимание на
то, что при назначении административного наказания должностным лицом,
рассматривающим дело об административном правонарушении, не был рассмотрен
вопрос о прекращении производства в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Подробно позиция
начальника ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Логинова А.Ю. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть
жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном
объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена
административная ответственность за нарушение законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся
в нарушении действующих санитарных правил
и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий.
Совершение данного правонарушения влечет
предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от
десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела
следует, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях в период с 23.01.2023 по 27.02.2023 проведена проверка
соблюдения санитарного законодательства в
ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу:
г.Димитровград, ул.Калугина, 66.
В связи с выявлением
в результате проверки нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ФКУ
Т УФСИН России по Ульяновской области привлечено к административной
ответственности по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Суд первой инстанции
с выводами должностного лица административного органа о виновности ФКУ Т УФСИН
России по Ульяновской области в совершении вмененного правонарушения,
предусмотренного ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ согласился.
Однако с
состоявшимися актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со
ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,
обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Исходя из положений
ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного
принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения
административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка
привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из
материалов дела, в том числе из имеющейся в материалах дела копии постановления
№*** от 20.04.2023 в вину ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области вменены
нарушения требований СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования транспорта, а также
условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», СП 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактически) мероприятий», а также Технического регламента Таможенного
союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», допущенные при
обстоятельствах, подробно изложенных в оспариваемом постановлении и решении
судьи районного суда (л.д.47-50).
При этом все
выявленные нарушения заключаются в нарушении санитарно-эпидемиологических
требований к эксплуатации помещений, зданий и сооружений привлекаемого к
административной ответственности лица.
В то же время ответственность за нарушение
санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и
общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта установлена ст.6.4 КоАП
РФ, которая является специальной нормой по отношению к ч.1 ст.6.3
КоАП РФ.
В связи с изложенным
деяние ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, исходя из характера вменяемых
нарушений, состоящих в нарушении санитарно-эпидемиологических к эксплуатации
жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а также исходя из
нормативно-правовых актов, нарушение которых вменено юридическому лицу, не могло
быть квалифицировано по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Из правовой позиции, изложенной в п.20
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О
некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях» следует, что переквалификация
действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности,
на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий
единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об
административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или
решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит
положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Составы
административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.6.3 и ст.6.4 КоАП РФ,
имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм
тождественными не являются, поскольку санкция ст.6.4 КоАП РФ является более
строгой по отношению к санкции ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, что исключает возможность
переквалификации вмененного ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области деяния с
ч.1 ст.6.3 КоАП РФ на ст.6.4 КоАП РФ.
Указанным
обстоятельствам судом первой инстанции должная правовая оценка не дана.
Кроме того, при
рассмотрении жалобы судом первой инстанции по данному делу об административном
правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований,
поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исследования судом
материалов дела об административном правонарушении. В деле имеются незаверенные
копии указанных материалов, полученные, к тому же, судом при первоначальном
рассмотрении жалобы. Однако сведений о том, что суд первой инстанции при
рассмотрении дела по существу и вынесении оспариваемого решения исследовал
материалы дела об административном правонарушении, путем изучения его
подлинников и сличения с имеющими незаверенными копиями, в деле нет, что
свидетельствует о нарушении положений ст.26.11 КоАП РФ.
Более того, объем
нарушений, содержащихся в решении суда, не совпадает с объемом нарушений,
содержащихся в незаверенной копии постановления о привлечении ФКУ Т УФСИН
России по Ульяновской области к административной ответственности, и произвольно
увеличен судом первой инстанции, что является недопустимым, поскольку
свидетельствует о нарушении прав лица, привлекаемого к административной
ответственности, на защиту.
Согласно п.3 ч.1
ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об
административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о
прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности
обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не
может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии
состава административного правонарушения.
При таких
обстоятельствах постановление должностного лица административного органа №***
от 20.04.2023, решение судьи Заволжского районного суда города Ульяновска
от 04.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1
ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области подлежит
отмене.
Производство по
данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на
основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава
административного правонарушения.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление
Главного государственного санитарного врача - начальника центра
государственного санитарно-эпидемиологического надзора филиала «ЦГСЭН» Федерального
казенного учреждения здравоохранения МСЧ-73 Федеральной службы исполнения
наказаний России №*** от 20 апреля 2023 года, решение судьи Заволжского
районного суда города Ульяновска от
4 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного
учреждения «Тюрьма Управления федеральной службы исполнения наказаний по
Ульяновской области» отменить, производство по делу прекратить по основанию,
предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава
административного правонарушения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Буделеев В.Г.