Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 26.10.2023, опубликован на сайте 07.11.2023 под номером 109096, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-86/2023

73OS0000-01-2022-000147-88

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

26 октября  2022 года                                                                      г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Торгово-промышленного потребительского кооператива «Ульяновское райпо» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконными решений  об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Торгово-промышленный потребительский кооператив «Ульяновское райпо» обратился в суд с иском к ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО») о признании незаконными решений  об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что является собственником зданий с кадастровыми номерами ***, расположенного по адресу: ***; и с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. 

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** утверждена в размере 9 736 460 руб.

Согласно отчету об оценке № *** от 18 декабря 2021 года, составленному ООО «Независимость», рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года  составила 2 652 573 руб.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** утверждена в  размере 12 947 624 руб. 04 коп.

Согласно отчету об оценке № *** от 18 декабря 2021 года, составленному ООО «Независимость», рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года составила  2 791 416 руб.

Истец   обратился в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости, определенной отчетами оценщика, однако решениями учреждения № ОРС-73/2022/000020!% и № *** от 28 января 2022 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости ввиду несоответствия представленных отчетов об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

С данными решениями истец не согласен.

В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования – просил установить кадастровую стоимость зданий в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы: здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости 1 567 931 руб. 27 коп.; здания с кадастровым номером *** – в размере 4 095 118 руб. 68 коп.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО») в письменном отзыве на иск просил  отказать в удовлетворении требований истца, поскольку проведенной по делу судебной экспертизой установлено несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства в области оценочной деятельности. С учетом этого решения учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости зданий на основании представленных истцом отчетов являются законными.

Арифметических ошибок при расчете рыночной стоимости объектов недвижимости не выявлено.

Ранее в письменном отзыве на иск представитель ОГБУ «БТИГКО» указывал на то, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа.

Исследовав материалы дела, технические паспорта на здания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 г. № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

В ходе рассмотрения дела установлено, что ТППК «Ульяновское райпо» является собственником зданий: с кадастровым номером ***,  площадью 585 кв.м, расположенного по адресу: ***, назначение – нежилое, наименование – «магазин» (л.д. 9 т.1), и здания с кадастровым номером ***, площадью 733 кв.м, расположенного по адресу: ***, назначение – нежилое, наименование – «административное здание».

Указанные здания включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 и 2023 годы, утвержденные, соответственно, приказами Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, № 214-пр от 29 ноября 2021 года, и приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** определена по состоянию на 17 ноября 2011 года в размере 9 736 460 руб. 29 коп. (л.д.  14 т.1).

Согласно отчету об оценке № *** от 18 декабря 2021 года, составленному ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.),  рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года составила 2 652 573 руб. (л.д. 17 т.1).

Соблюдая установленный законом порядок, истец 30 декабря 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке *** от 18 декабря 2021 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.),  согласно которому рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года составила  2 652 573 руб.

Решением ОГБУ «ЦГКО» от 28 января  2022 года                                   №*** по результатам рассмотрения указанного заявления истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости здания в размере  его рыночной стоимости 2 652 573 руб. по состоянию на 1 сентября 2021 года.

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. Объектом оценки является здание магазина, назначение: нежилое, общая площадь 585 кв.м, этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): ***. Кадастровый номер: ***. В разделе «Задание на оценку», состав объекта оценки: Объект капитального строительства (здание) площадью 305,8 кв.м, не учитывая стоимость земельного участка.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

2. При проведении анализа фактических данных о ценах предложений, оценщиком предложения по продаже  объектов торгово-офисного назначения не представлены. В отчете сделан вывод: «На рынке офисно-торговой недвижимости в период, предшествующий дате оценки, в населенных пунктах ближайшей окрестности отсутствуют предложения по аналогичным объектам».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление о данных рынка недвижимости.  Согласно проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что на рынке содержатся предложения к продаже и аренде объектов торгово-офисного назначения.

В связи с объемом предложений, доступных на рынке недвижимости для использования их при определении стоимости, усматривается недостаточность исследования рынка недвижимости для установления: основных факторов, влияющих на спрос, предложений сопоставимых объектов недвижимости; указаний интервалов значений этих факторов и подготовки вывода относительно рынка недвижимости в сегменте, к которому отнесен оцениваемый объект.

Анализ рынка произведен не в полном объеме и не отражает ситуацию, сложившуюся на рынке недвижимости  под торгово-офисную недвижимость.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 11 ФСО № 7.

3. На стр. 54 отчета указано местоположение объекта оценки: ***. Техническое состояние здания указанное в расчетах на стр. 54 не  соответствует описанию  на стр. 55 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. Некорректно определена величина износа объекта оценки. Результат расчета величины износа по методу, предложенному оценщиком в отчете, составил 70%. В соответствии с Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом по Министерству коммунального хозяйства РСФСР от 27 октября 1970 года № 404, величина износа от 61 до 80% должна свидетельствовать о ветхом состоянии здания, а именно: «состояние несущих конструктивных элементов – аварийное, а ненесущих – весьма ветхое; ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивных элементов». На основании данных визуального осмотра материалов фотофиксации объекта оценки, приведенных в отчете, можно сделать вывод, что здание эксплуатируется и не является ветхим или аварийным. Таким образом, значение износа, учтенного оценщиком в расчетах, существенно завышено.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

5. В разделе «Задание на оценку» указана выписка из ЕГРН от 18 апреля 2021 года, что противоречит выписке из ЕГРН №*** от 7 февраля 2021 года в приложении.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** определена по состоянию на 17 апреля 2019 года в размере 12 947 624 руб. 04 коп. (л.д. 135 т.1).

Согласно отчету об оценке № ***3 от 18 декабря 2021 года, составленному ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года составила 2 791 416 руб. (л.д. 67 т.1).

Соблюдая установленный законом порядок, истец 30 декабря 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке *** от 18 декабря 2021 года, составленному ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.),  согласно которому рыночная стоимость здания по состоянию на 1 сентября 2021 года составила  2 791 416 руб.

Решением ОГБУ «ЦГКО» от 28 января  2022 года                                   №*** по результатам рассмотрения указанного заявления истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости здания в размере  его рыночной стоимости 2 791 416 руб. по состоянию на 1 сентября 2021 года (л.д. 101 т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. Согласно представленным документам объект оценки: здание магазина, назначение: нежилое здание, общая площадь 733 кв.м, адрес (местонахождение): Ульяновская область, ***. Кадастровый номер: ***. На стр. 4 отчета указан состав объекта оценки: объект капитального строительства (здание) площадью 305,8 кв.м, не учитывая стоимость земельного участка.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 8 ФСО № 7.

2. План недвижимого имущества, представленный в отчете, содержит фрагменты страниц. Установить характеристики объекта оценки, используя данный документ, не представляется возможным. Согласно выписке, представленной в отчете, год ввода в эксплуатацию объекта оценки — 2012,  этажность 3, в том числе подземных 1.  Сведения, указанные в разделе количественные и качественные характеристики объекта оценки на стр. 12, 13 отчета, противоречат сведениям, указанным в выписке.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

3. Сведения о техническом состоянии здания как удовлетворительное, необоснованны. Фотоматериалы, представленные в отчете, противоречат сделанным выводам по износу и состоянию конструктивных элементов здания.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

4. При проведении анализа фактических данных о ценах предложений оценщиком рассмотрены в целях анализа рынка недвижимости ***  7 предложений по аренде объектов торгово-офисного назначения.   Переложения по продаже  объектов торгово-офисного назначения не представлены. В отчете сделан вывод: «На рынке офисно-торговой недвижимости в период, предшествующий дате оценки, в населенных пунктах ближайшей окрестности отсутствуют предложения по аналогичным объектам».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление о данных рынка недвижимости.

Согласно проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что на рынке содержатся предложения по продаже объектов торгово-офисного назначения.

В связи с объемом предложений, доступных на рынке недвижимости для использования их при определении стоимости, усматривается недостаточность исследования рынка недвижимости для установления: основных факторов, влияющих на спрос, предложений сопоставимых объектов недвижимости; указаний интервалов значений этих факторов и подготовки вывода относительно рынка недвижимости в сегменте, к которому отнесен оцениваемый объект.

Анализ рынка произведен не в полном объеме и не отражает ситуацию, сложившуюся на рынке недвижимости  под торгово-офисную недвижимость.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 11 ФСО № 7.

5. Согласно п. 11 ФСО № 3 в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В отчете об оценке отсутствуют копии материалов и распечаток, используемых в отчете в анализе рынке предложений, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.

Нарушены требования п. 11 ФСО № 3.

6.  На стр. 14 отчета указано, что по результатам визуального осмотра установлено, что техническое состояние отделки помещений в целом оценено как удовлетворительное. На стр. 44 отчета указано, что объект оценки имеет неудовлетворительное состояние, т.е. требующий ремонта, объект в продолжительной эксплуатации. Износ принят в размере 70%. Применение в расчетах износа в размере 70% необоснованно и противоречит сведениям, представленным в отчете.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

Исследуя отчеты об оценке объектов недвижимости, отклоненные ОГБУ «ЦГКО», суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке, экспертиза должна включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности выводов, изложенных в решениях ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Бизнес-Оценка-Аудит».

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости на основании отчетов об оценке № *** и № *** от 18 декабря 2021 года, составленных ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчетов требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемых истцом решениях ОГБУ «ЦГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № *** следует, что отчет об оценке № *** от 18 декабря 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.

В качестве экспертной инициативы эксперт указал, что несоответствия, выявленные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО» и указанные в пунктах 2-5 решения № *** от 28 января 2022 года, имеются. Эксперт не признает нарушением недостаток, указанный в п. 1 решения ОГБУ «ЦГКО».

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 сентября 2021 года в размере 1 567 931 руб. 27 коп.

Отчет об оценке № *** от 18 декабря 2021 года в отношении здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости.

В качестве экспертной инициативы эксперт установил, что несоответствия, выявленные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО» и указанные в пунктах 1-4, 6 решения *** от 28 января 2022 года, имеются. Эксперт не признает факт нарушения, указанный в п. 5 решения.

Учитывая несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства в области оценочной деятельности, эксперт определил рыночную стоимость здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 сентября в размере 1 567 931 руб. 27 коп., рыночную стоимость здания с кадастровым номером *** по состоянию на 1 сентября 2021 года в размере 4 095 118 руб. 68 коп.

Истец с данным заключением судебной экспертизы согласен.

ОГБУ «БТИГКО» арифметических ошибок при определении рыночной стоимости объектов оценки в заключении судебной экспертизы не выявило. 

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт *** обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что отчеты об оценке № *** и № *** от 18 декабря 2021 года, составленные ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), не соответствуют требованиям законодательства в области оценочной деятельности, имеющиеся в отчете нарушения повлияли на определение рыночной стоимости зданий, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконными решений ОГБУ «ЦГКО»  от 28 января 2022 года № *** и          № ***  об отказе в установлении кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами *** и ***, соответственно, в размере их рыночной стоимости на основании вышеуказанных отчетов оценки не имеется.

Разрешая требования об установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный заключением судебной экспертизы, и с учетом этого считает необходимым установить кадастровую  стоимость  зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 сентября 2021 года, в размере: здание с кадастровым номером *** – в размере 1 567 931 руб. 27 коп., здания с кадастровым номером *** -  в размере 4 095 118 руб. 68 коп.

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» 30 декабря 2021 года. Таким образом, датой начала применения установленной судом рыночной стоимости зданий является 1 января 2021 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решений ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с истца подлежат взысканию в пользу экспертного учреждения расходы за проведение экспертизы в сумме 95 000 руб.  Определением суда о назначении экспертизы расходы по оплате экспертизы были возложены на истца, однако экспертиза им оплачена не была.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления торгово-производственного потребительского кооператива «Ульяновское райпо» о признании незаконными решений областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» от 28 января 2022 года № *** и № ***  об отказе в установлении кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами *** и ***, соответственно, в размере их рыночной стоимости отказать.

Установить кадастровую  стоимость  здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости 1 567 931 руб. 27 коп. по состоянию на 1 сентября 2021 года, установив дату начала её применения с 1 января 2021 года.

Установить кадастровую  стоимость  здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости 4 095 118 руб. 68 коп. по состоянию на 1 сентября 2021 года, установив дату начала её применения с 1 января 2021 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости зданий с кадастровыми номерами *** и ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 1 ноября 2023 года.