Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация морального вреда
Документ от 17.10.2023, опубликован на сайте 31.10.2023 под номером 109079, 2-я гражданская, о взыскании морального вреда, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2023-000355-10

Судья Гаврилова Е.И.                                                                     Дело № 33-4591/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-311/2023 по апелляционной жалобе Большаковой Валентины Юрьевны на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 12 июля 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах Большаковой Валентины Юрьевны к государственному учреждению здравоохранения «Барышская районная больница» и Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Большаковой Валентины Юрьевны компенсацию морального вреда: с государственного учреждения здравоохранения «Барышская районная больница» – 20 000 руб., с Министерства здравоохранения Ульяновской области – 20 000 руб.

Взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину: с государственного учреждения здравоохранения «Барышская районная больница» – 150 руб., с Министерства здравоохранения Ульяновской области – 150 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области в интересах Большаковой В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения «Барышская районная больница» (далее – ГУЗ «Барышская РБ»), Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Барышского района Ульяновской области поведена проверка по обращению Большакова Ю.В. о нарушении прав его дочери инвалида *** группы Большаковой В.Ю. на своевременное получение в необходимом объеме лекарственного препарата «***» (международное непатентованное наименование – ***). В ходе проверки установлено, что Большакова В.Ю., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на учете в ГУЗ «Барышская РБ» с диагнозом ***. Состояние длительной ***». С 01.06.2021 по 18.06.2021 Большакова В.Ю. находилась на стационарном лечении в терапевтическом отделении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова (далее – Центр трансплантологии). По результатам проведенного лечения ей назначен по жизненным показаниям лекарственный препарат «***» (международное непатентованное наименование – ***) с режимом дозирования *** мг 1р/сут. После дополнительных лабораторных исследований лечащим врачом Центра трансплантологии с июля 2021 года изменен режим дозирования препарата, который составил *** мг 1 р/сут. Копию выписного эпикриза от 18.06.2021 Большакова В.Ю. представила участковому врачу-терапевту Ленинского отделения ГУЗ «Барышская РБ» С*** Д.Л. Несмотря на указанный в выписном эпикризе режим дозирования, врачом-терапевтом 21.06.2021 Большаковой В.Ю. выписан рецепт на получение *** с режимом дозирования *** мг 1р/сут. Аналогичные рецепты на получение *** в недостаточном для лечения количестве с режимом дозирования, несоответствующим назначенному по показаниям специалиста Центра трансплантологии, выписаны медицинскими работниками С*** Д.Л., К*** В.А. При этом, несмотря на увеличение дозы препарата, следовательно, его количества для обеспечения Большаковой В.Ю., дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области не направлялась, что повлекло нарушение права пациента на получение жизненно необходимого дорогостоящего препарата в полном объеме согласно представленным выписным эпикризам. Аналогичная ситуация сложилась и в 2022 году. 27.02.2023 на прием к врачу-терапевту С*** Д.Л. обратился Большаков Ю.В., представив оформленную в соответствии с гражданским законодательством доверенность от Большаковой В.Ю. на право получения рецепта. В выписке рецепта лечащим врачом было отказано. Полагает, что невыполнение ответчиками возложенных на них обязанностей по обеспечению Большаковой В.Ю. бесплатным жизненно необходимым ей лекарственным препаратом в полном объеме свидетельствует о существенном нарушении права инвалида на бесплатную помощь и является незаконным.

Истец просил суд взыскать в пользу Большаковой В.Ю. в счет компенсации морального вреда: с ГУЗ «Барышская РБ» – 10 000 000 руб., с Министерства здравоохранения Ульяновской области – 10 000 000 руб.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Большакова В.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные исковому заявлению. Указывает, что в результате незаконных действий работников ГУЗ «Барышская РБ» и Министерства здравоохранения Ульяновской области ее жизнь и здоровье неоднократно подвергались опасности. Кроме того, она была вынуждена покупать выписываемый ей труднодоступный лекарственный препарат за свой счет, с связи с чем ей был причинен как моральный, так и материальный вред.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ «Барышская РБ», Министерство здравоохранения Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 названного Федерального закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены, в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994  № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определены категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный перечень включена категория заболевания «пересадка органов и тканей», при наличии которой иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы предоставляются бесплатно.

Согласно подпункту 2 пункта 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области (далее – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, установлено, что Министерство организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (л.д. 101-108).

В соответствии с пунктом 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010                      № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» определен порядок организации обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу (далее – Положение).

Согласно подпунктам 3, 4, 5 пункта 2 Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области ежегодно разрабатывает перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50- процентной скидкой со свободных цен, и региональным сегментом Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в целях включения его в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области; определяет потребность в количестве и номенклатуре лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий для определения объема финансирования мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ежегодно в сроки, установленные для подготовки и рассмотрения проекта областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период, направляет в Министерство финансов Ульяновской области сведения о потребности в финансовых средствах на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями граждан, имеющих право на льготу.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 3 Положения государственные учреждения здравоохранения Ульяновской области, осуществляющие медицинское обслуживание граждан, имеющих право на льготу: утверждают перечень врачей, которые выписывают льготные рецепты; осуществляют оформление льготных рецептов на лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

Подпунктом 5 («а») пункта 3 Положения установлено, что государственные учреждения здравоохранения Ульяновской области, осуществляющие медицинское обслуживание граждан, имеющих право на льготу, направляют в Министерство в соответствии со сроками и по форме, утвержденными Министерством информацию о потребности в количестве и номенклатуре лекарственных препаратов для обеспечения лекарственными препаратами, при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу.

Судом установлено, что Большакова В.Ю., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-*** от 20.03.2007 года (л.д. 13-14).

Большакова В.Ю. состоит на учете в ГУЗ «Барышская РБ» с диагнозом Z***. Состояние длительной ***».

С 01.06.2021 по 18.06.2021 Большакова В.Ю. находилась на стационарном лечении в терапевтическом отделении федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова.

По результатам проведенного лечения Большаковой В.Ю. назначен по жизненным показаниям лекарственный препарат «***» (международное непатентованное наименование – ***) с режимом дозирования                      *** мг 1р/сут.

После дополнительных лабораторных исследований лечащим врачом Центра трансплантологии с июля 2021 года изменен режим дозирования препарата, который составил *** мг 1 р/сут.

Копию выписного эпикриза от 18.06.2021 Большакова В.Ю. представила участковому врачу-терапевту Ленинского отделения ГУЗ «Барышская РБ».

Несмотря на указанный в выписном эпикризе режим дозирования              врачом-терапевтом 21.06.2021 Большаковой В.Ю. выписан рецепт на получение *** с режимом дозирования *** мг 1р/сут.

Аналогичные рецепты на получение *** в недостаточном для лечения количестве с режимом дозирования, несоответствующим назначенному по показаниям специалиста Центра трансплантологии, выписаны медицинскими работниками 12.07.2021, 12.08.2021, 10.09.2021, 11.10.2021, 12.11.2021, 10.12.2021.

С целью увеличения дозы препарата, его количества для обеспечения Большаковой В.Ю. дополнительная заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области не направлялась.

Аналогичная ситуация сложилась в 2022 году. Вопреки выписным эпикризам Центра трансплантологии лечащими врачами Большаковой В.Ю. выписывались рецепты для получения лекарственного препарата в меньших объемах. При этом режим дозирования по-прежнему не соответствовал дозировкам, назначенным медицинскими работниками Центра трансплантологии по результатам обследования Большаковой В.Ю.

27.02.2023 на прием к врачу-терапевту С*** Д.Л. обратился отец Большаковой В.Ю. – Большаков Ю.В., представив нотариально оформленную доверенность от Большаковой В.Ю. на право получения рецепта. Вместе с тем в выписке рецепта лечащим врачом было отказано.

Недостающее количество лекарственного препарата Большакова В.Ю. время вынуждена приобретать самостоятельно за свой счет.

Руководствуясь вышеприведенными нормами закона при разрешении спора, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение ответчиками возложенных на них обязанностей по обеспечению Большаковой В.Ю. бесплатным жизненно необходимым ей лекарственным препаратом в полном объеме свидетельствует о существенном нарушении права инвалида на бесплатную помощь и является незаконным, вместе с тем несоразмерности заявленной компенсации морального вреда последствиям нарушенного обязательства, в результате чего пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствует собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Лекарственный препарат «***» зарегистрирован на территории Российской Федерации, внесен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Граждане с категорией заболевания «***» включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890.

Непринятие мер по обеспечению граждан с категорией заболевания «***» необходимыми им для поддержания жизнедеятельности лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Установив обстоятельства необеспечения истца препаратом «***» в необходимой дозировке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиками права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не может умалять право истца на бесплатное обеспечение медицинскими препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, а выполнение возложенных законом обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни (пункты 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

При разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.

Определяя размер морального вреда, суд первой инстанции, верно применив к возникшим правоотношениям статьи 151, 1101 ГК РФ, учел, как характер и степень понесенных истцом физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями личности, так и иные, приведенные выше, заслуживающие внимания обстоятельств дела, а также требования разумности и справедливости.

Оснований для увеличения компенсации морального вреда у судебной коллегии не имеется.

Заявленная компенсация морального вреда в размере 20 000 000 руб. по 10 000 000 руб. с каждого ответчика является завышенной, несоразмерной последствиям нарушенного права.

Указанная сумма обоснованно уменьшена до 40 000 руб. по 20 000 руб. с каждого ответчика.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, соответственно, является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

При определении размера морального вреда в сумме 40 000 руб. учтены наличие у истца инвалидности, состояние здоровья и возраст истца, нуждаемость в непрерывном медикаментозном лечении, нарушение права истца на обеспечение лекарственным препаратом в той дозировке, которая выписана специалистом Центра трансплантологии, период необеспечения лекарственными препаратами в необходимой дозировке, отказ в выписке рецепта по обращению представителя истца, нравственные страдания истца, обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья и возникновения возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом, а также характер и степень вины ответчиков.

Вместе с тем при уменьшении размера морального вреда следует учитывать, что в материалах дела отсутствуют сведения о физических страданиях, доказательства наступления крайне негативных (необратимых) последствий для здоровья истца вследствие необеспечения лекарственным препаратом в рекомендованной дозировке, а также восстановление права на обеспечение лекарственным препаратом согласно рекомендациям врача-специалиста, требования разумности и справедливости, соразмерность последствиям нарушения права, необходимость соблюдения баланса интересов сторон.

Денежная компенсация морального вреда в общем размере 40 000 руб. позволяет, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, а с другой стороны – не допустить неосновательного обогащения истца.

В соответствии со статьей 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Действующим законодательством не предусмотрена солидарная обязанность по компенсации морального вреда вследствие необеспечения лекарственным препаратом в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

С целью защиты публичных интересов судебная коллегия полагает необходимым проверить решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области государственной пошлины в доход местного бюджета.

В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

Исходя из указанных положений налогового законодательства, оснований согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области государственной пошлины в размере 150 руб. в доход местного бюджета у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области                                             от 12 июля 2023 года отменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области государственной пошлины в доход местного бюджета.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу                        со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.10.2023