Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 19.10.2023, опубликован на сайте 31.10.2023 под номером 109051, 2-я гражданская, об обеспечении ТСР ребенка-инвалида, взыскании компенсации морального вреда, производство по делу прекращено (с отменой решения) - в связи с отказом от иска

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-002525-70      

Судья Грачева Т.Л.                                                     Дело № 33-4760/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2756/2023 по  апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2023 года, с учетом определения того же суда от 15 августа 2023 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Осиповой Варвары Дмитриевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1***,                     ИНН *** обеспечить несовершеннолетнюю О*** В*** Д*** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 431.14.73/2023 от 14.04.2023, а именно:                   *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 431.14.73/2023   от 14.04.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1***,                    ИНН ***) в пользу О*** В*** Д*** в лице ее законного представителя  Осиповой  Юлии Сергеевны  в счет компенсации морального вреда 3000 рублей.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска в интересах О*** В.Д. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению законного представителя *** О*** В.Д. – Осиповой Ю.С. о нарушении прав на предоставление мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан. Согласно справке МСЭ-2018 № 0865606 О*** В.Д., ***.2011 года рождения, является ***. Ей была разработана индивидуальная программа реабилитации *** По индивидуальной программе реабилитации или абилитации ***  № 915.14.73/2022 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 1018.14.73/2022 от 28.06.2022 О*** В.Д. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: *** Однако до настоящего времени О*** В. Д. техническими средствами реабилитации не обеспечена. Кроме того, ***                 она не обеспечивалась ни разу. 16.03.2023 ОСФР по Ульяновской области сформировано направление № 21992925 на получение *** в количестве 600 штук, что ниже необходимой потребности согласно указанной в индивидуальной программе реабилитации. При этом последний раз *** выдавались 28.11.2021.

Истец просил суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Осипову В.Д., 05.10.2011 года рождения, техническими средствами реабилитации, а именно: ***) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 915.14.73/2022 к протоколу проведения                      медико-социальной экспертизы гражданина № 1018.14.73/2022 от 28.06.2022.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявлений и контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  О*** В.Д. сформированы направления на получение указанных средств технической реабилитации, в связи с этим государственная услуга предоставлена в полном объеме. Полагает взыскание морального вреда необоснованным, поскольку требования вытекают из имущественных отношений, виновные действия ответчика, нарушающие личные неимущественные права инвалида, не установлены.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в суд апелляционной инстанции поступил письменный отказ исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска от исковых требований к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю О*** В.Д. ***.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу пункта 3 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от заявления и отказ принят судом.

Согласно части 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

С учетом выплаты 03.10.2023 компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску комнатную в размере 69 000 руб. О*** В.Д. является обеспеченной данным техническим средством реабилитации.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять отказ исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Ульяновска от исковых требований к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю О*** В.Д. *** производство по делу в указанной части прекратить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Согласно статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 указанного закона). 

Частью 7 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний     (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Судом установлено, О*** В.Д., ***2011 года рождения, является ***.

О*** В.Д. оформлена индивидуальная программа реабилитации  или абилитации (далее – ИПРА) № 915.14.73/2022 к протоколу проведения                    медико-социальной экспертизы № 1018.14.73/2022 от 28.06.2022, в которой в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета», в числе прочего указаны *** (л.д. 17-24).

Впоследствии несовершеннолетней  О*** В.Д. выдана новая ИПРА               № 431.14.73/2023 от 14.04.2023.

Таким образом, в связи с разработкой индивидуальной программы реабилитации или абилитации № 431.14.73/2023 от 14.04.2023, ИПРА                       № 915.14.73/2022 утратила свою  силу и обеспечение ***  техническими средствами реабилитации в ее рамках невозможно.

Согласно ИПРА № 431.14.73/2023 от 14.04.2023 (л.д. 87-94) несовершеннолетняя  О*** В.Д. нуждается в обеспечении техническими средствами  реабилитации, в том числе: ***

В ИПРА от 14.04.2023 ***  отсутствуют.

Срок  проведения  реабилитационных  мероприятий  составляет  с 14.04.2023 по 01.11.2025.

Законный  представитель  несовершеннолетней  О***  В.Д. обратилась   к ответчику  с заявлением  об обеспечении ребенка необходимыми  техническими  средствами реабилитации как по  ИПРА  2022  года, так и по ИПРА 2023  года.

По акту приема-передачи от 29.11.2020 О*** В.Д. обеспечена                   ***, срок службы не истек.

В соответствии с приказом ОСФР по Ульяновской области от 03.10.2023             № 900-ТФ О*** В.Д. выплачена компенсация за самостоятельно приобретенную *** в размере 69 000 руб.

Несовершеннолетний  ребенок не обеспечен техническими средствами реабилитации ***

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу *** денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Предпринятые ответчиком меры с целью обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации не могут умолять его права на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации, необходимым ввиду состояния  здоровья.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика обязанность обеспечить                 О*** В.Д. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 431.14.73/2023 от 14.04.2023, а именно: ***

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому, что            О*** В.Д. была обеспечена данными техническими средствами реабилитации, в суд первой инстанции не представлено.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.

В отсутствие реального обеспечения истца спорными техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническим средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида           на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении  О*** В.Д. техническими средствами реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, в отсутствие данных технических средств реабилитации она лишена возможности ***, испытывает ***.

Учитывая приведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 3000 руб.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 326.1, 173, 220, 221 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ исполняющего обязанности прокурора Ленинского района           г. Ульяновска от исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю О*** В*** Д*** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 431.14.73/2023 от 14.04.2023, а именно: ***

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2023 года, с учетом определения того же суда от 15 августа 2023 года об исправлении описки, отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить несовершеннолетнюю О*** В*** Д*** техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 431.14.73/2023 от 14.04.2023, а именно: ***, производство по делу в указанной части прекратить.

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 июня 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.10.2023