Дело № 3а-61/2023
73-OS0000-01-2022-000114-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению
Каримуллина Шамиля Миннерафиковича к
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным
решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в
размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Каримуллин Ш.М. обратился в суд с административным иском к
областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной
кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «ЦГКО») о признании незаконным решения № ***
от 14 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельного участка, общей площадью 7435 кв.м, с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, по
состоянию на 10 сентября 2021 года в
размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости указанного
земельного участка в размере его рыночной стоимости 4 841 704 руб.
Требования
мотивировал тем, что является арендатором указанного земельного участка,
арендная плата исчисляется, исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая
стоимость земельного участка утверждена
в размере 9 119 745 руб. 72 коп.
Согласно отчету № ***
об определении рыночной стоимости
объекта недвижимости от 13 декабря 2021 года, составленному ООО «Центр
судебной экспертизы», рыночная стоимость
земельного участка по состоянию на 10 сентября 2021 года составляла 4 481 704 руб.
Он обращался в ОГБУ
«Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
определенной отчетом оценщика. Однако решением
учреждения № *** от 14 января 2022
года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного
отчета об оценке положениям законодательства об оценочной деятельности.
Данное решение истец
считает незаконным.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, ООО «Центр судебной экспертизы»,
оценщик Мальчихина Е.В.
В ходе рассмотрения
дела определением суда произведена замена заинтересованного
лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» его правопреемником
публично-правовой компанией «Роскадастр».
На основании
распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
№ 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой
оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной
кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).
В рамках
рассмотрения дела представитель истца представил заявление об уточнении
административных исковых требований -
просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его
рыночной стоимости 4 255 570 руб. 95 коп., определенной заключением судебной экспертизы.
В судебное заседание
истец и его представитель не явились, извещены. Представитель истца просил
рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» Елистратова А.В. просила отказать в удовлетворении заявленных
требований, указывая на законность принятого учреждением решения.
Не согласна с
выводами судебного эксперта, который не установил наличие в отчете нарушений
требований законодательства в области оценочной деятельности, указанных в
пунктах 2, 3,5 решения учреждения.
Также пояснила, что
требование об установлении рыночной
стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не
может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием
решения уполномоченного органа.
В отношении расчета
рыночной стоимости земельного участка учреждением арифметических ошибок не
выявлено.
Представители
заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения
представителя ОГБУ «БТИГКО», исследовав материалы дела, суд приходит к
следующему.
Согласно статье 65
Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
(до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная
плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии со
статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость
земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом
об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления
кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая
оценка (пункт 2).
В случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии
с законодательством
Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Судом установлено,
что Каримуллин Ш.М. является арендатором земельного участка с кадастровым
номером ***, площадью 7435 кв.м,
расположенного по адресу: ***, категория земель – земли населенных
пунктов, вид разрешенного использования – под производственной базой (л.д. 9-17 т.1).
В рамках тура
государственной кадастровой оценки 2020 года кадастровая стоимость земельного
участка по состоянию на 1 января 2020 года была установлена в размере
9 702 248 руб. 62 коп., утверждена приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр «Об утверждении результатов
определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской
области» (л.д.211 т.2). Дата начала
применения указанной кадастровой стоимости 1 января 2021 года.
На основании акта
ОГБУ «ЦГКО» № *** от 15 апреля 2021 года кадастровая стоимость земельного
участка была пересчитана по состоянию на 12 февраля 2021 года и составила
9 119 745 руб. 72 коп.
На основании акта
ОГУ «ЦГКО № *** от 3 мая 2021 года кадастровая стоимость земельного участка
вновь была определена в размере 9 119 745 руб. 72 коп. по состоянию
на 14 апреля 2021 года.
Таким образом,
кадастровая стоимость земельного участка в размере 9 119 745 руб. 72
коп. применяется с 12 февраля 2021 года.
В
рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая
стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 года
в размере 6 418 486 руб. 80 коп., утверждена приказом Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября
20922 года Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января
2023 года. (л.д. 212 т.2).
Таким
образом, кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 12 февраля 2021
года, в настоящее время является архивной.
В соответствии с
разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения
кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых
сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения
сохраняются (далее – архивные сведения).
Требование о
пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по
существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на
применение результатов такого пересмотра для целей, установленных
законодательством.
В данном случае
размер арендных платежей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости
земельного участка. Истец имеет право на перерасчет арендных платежей в
зависимости от кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок установления
кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости
регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной
кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П
установлена дата перехода
к применению на территории Ульяновской области положений
статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их
рыночной стоимости – 1 января 2021
года.
Согласно части 1
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость
здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства,
машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в
размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению
юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или
обязанности этих лиц.
Заявление об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного
кадастрового учета.
Заявление об
установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или
многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3
статьи 22.1).
К заявлению об
установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается
в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме
электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке
рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого
устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из
Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и
зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого
устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).
Заявление об
установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с
даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 11
статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение
вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости:
1) об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
(далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2)
об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных
сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат
определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением
требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе
в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия
решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть
приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной
стоимости причины, предусмотренные пунктом 2
части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия
такого решения (часть 12 статьи 22.1).
Как указано в части
15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона,
решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного
судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в
суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В целях определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской
области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное
учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».
На основании
распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки».
Соблюдая
установленный законом порядок, истец 17 декабря 2021 года обратился в ОГБУ
«ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, приложив
предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том
числе отчет об оценке земельного участка № *** от 13 декабря 2021 года,
составленный ООО «Центр судебной экспертизы (оценщик Мальчихина Е.В.), согласно
которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10 сентября 2021 года составила 4 841 704 руб. (л.д. 28 т.1).
Решением ОГБУ «ЦГКО»
от 14 января 2022 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления
истцу было отказано в установлении
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 4 841 704
руб. по состоянию на 10 сентября 2021 года (л.д. 25 т.1).
Основанием для
принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного
участка в размере его рыночной стоимости явилось несоответствие оформления и содержания отчета
об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня
1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям
к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке, информации, используемой при
проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки, а именно:
1. В отчете об оценке отсутствует обоснование отнесения объектов
аналогов №1 и №2 к «зоне смешанной (производственной и жилой) застройки».
Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.
2. На стр. 47 отчета об оценке оценщик указывает, что он «отобрал
земельные участки, удовлетворяющие следующим критериям: даты предложений по
продаже аналогичных земельных участков входят в рыночный срок экспозиции от 2
до 18 месяцев; продавец ответил на звонок, указал кадастровый номер земельного
участка и сообщил дополнительную информацию по сравниваемым ценообразующим
элементам; земельный участок относится к категории земель населенных пунктов,
имеет разрешенное использование под производство; участок расположен в
промышленных зонах ***; участок свободный под застройку или имеет ветхие
строения, либо фундамент незавершенного строительством здания.
Далее оценщик произвел анализ предварительно отобранных предложений с
тем, чтобы определить, какие из указанных земельных участков могут быть
использованы в расчетах, и указывает, что предложения № 1, 2, 9 – не могут быть
использованы в качестве аналогов ввиду отличий по местоположению (в левобережье
города, промышленной зоне ***), что противоречит вышеуказанным оценщиком
критериям отбора.
Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.
3. Согласно п.п. «г» п. 11 ФСО №
7 оценщик должен провести анализ основных факторов, влияющих на спрос,
предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, например ставки
доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке недвижимости, с приведением
интервалов значений этих факторов. В отчете об оценке отсутствует описание
влияния таких факторов как: расположение относительно крупных автодорог (на
стр.53 указана зона расположение объектов аналогов, на стр. 54 введена
корректировка на местоположение).
Нарушены требования п.п. «г» п. 11 ФСО № 7.
4. На стр. 50 отчета указано, что на территории земельного участка
аналога № 6 имеется два строения площадью 150 кв.м и 85 кв.м, которые не мешают
застройке любого нового здания. Доля застройки строений от общей площади
земельного участка составляет 0,01%. Площадь аналога составляет 21136 кв.м,
таким образом, площадь застройки составляет 1,1%. Не обоснован отказ от
корректировки на наличие строений.
Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.
5. На стр. 47 отчета приведен анализ достаточности и достоверности
собранной информации об аналогах. Сбор информации об объектах - аналогах оценщиком
был произведен не позже даты оценки (10 сентября 2021 года). Характеристики
объектов-аналогов, указанные в описании, были выявлены по информации, указанной
в объявлении на дату оценки. На стр. 28 отчета указана стоимость земельного участка
(предложение № 6), принятого в качестве объекта - аналога № 2, расположенного
по адресу: ***, в размере 4 950 000 рублей (по состоянию на 8 июля 2021 года),
скриншот на стр. 76 отчета.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой
оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление о
данных рынка недвижимости.
Согласно проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости,
установлена стоимость земельного участка (предложения № 6), принятого в
качестве аналога № 2, по состоянию на 31 августа 2021 года – 4 955 124 рублей. Использование
объявления по состоянию на 8 июля 2021 года говорит об использовании
неактуальной информации, неполных сведений, несоблюдения принципа достоверности
в части проверки изменения цены предложения в допустимый срок экспозиции
земельного участка, наиболее приближенной к дате оценке. Стоимость предложения
№ 6 по состоянию на 8 июля 2021 года является неактуальной на дату оценки и
приводит к искажению расчета рыночной стоимости оцениваемого земельного
участка.
Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.
6. На стр. 26-29 отчета приведен анализ фактических данных о ценах
сделок и (или предложений) с объектами недвижимости. Сбор информации был
произведен оценщиком не позже даты оценки (10 сентября 2021 года). На стр. 27 отчета указана
стоимость земельного участка (предложение №2), расположенного по адресу: ***, в
размере 7 500 000 рублей (скриншот на стр. 62 Отчета об оценке)
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой
оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление о
данных рынка недвижимости.
Согласно проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости
установлена стоимость земельного участка предложения №2 на 26 августа 2021 года
– 8 200 000 рублей. Использование объявления по состоянию на 20 июля 2021 года
говорит об использовании неактуальной информации, использовании неполных
сведений несоблюдения принципа достоверности в части проверки изменения цены
предложения в допустимый срок экспозиции земельного участка, наиболее
приближенной к дате оценке. Стоимость предложения №2 по состоянию на 20 июля 2021
года является неактуальной на дату оценки и приводит к искажению расчета
рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 11 ФСО № 7.
7. В соответствии с п. 30 ФСО № 7 после проведения процедуры
согласования оценщик помимо указания в отчете об оценке итогового результата
оценки стоимости недвижимости, приводит свое суждение о возможных границах
интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в
задании на оценку не указано иное. В задании на оценку нет указаний на
отсутствие необходимости указывать
границы интервала стоимости.
Нарушены требования п.
30 ФСО № 7.
Исследуя отчет об
оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной
кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об
оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20
Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации»).
С учетом того, что
результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке,
экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной
деятельности).
Судом, в целях
оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «ЦГКО», и проверки отчета на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости
объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза,
проведение которой поручено эксперту ООО «Бизнес-Оценка-Аудит» ***
Поскольку изначально
административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой
стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании
отчета об оценке земельного участка № *** от 13 декабря 2021 года,
составленного ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), судом
перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям
законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только
отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «ЦГКО». Иное бы
противоречило части 16
статьи 22.1 Федерального закона №
237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в
установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное
учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по
соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о
рыночной стоимости объекта недвижимости.
Из
заключения судебной экспертизы № *** следует, что содержание отчета не
соответствует требованиям
законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям
Федерального закона об оценочной деятельности, а также требованиям федеральных
стандартов оценки и других актов уполномоченных федеральных органов,
осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию оценочной
деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности
саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик,
подписавший отчет об оценке.
При
этом экспертом выявлены нарушения (несоответствия), исправление которых
приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки: принятые
правила отбора объектов-аналогов (№5) на стр. 48 отчета для расчетов по разнице
в стоимости являются методологической ошибкой, т.к. сопоставимостью и
однородностью для объектов является сопоставление по ценообразующим факторам
(физическим, экономическим и т.д.), в то время, как цена аналога сама по себе
не является ценообразующим фактором - нарушение требований ФСО-7 п.22.
В
качестве экспертной инициативы экспертом проведено исследование выявленных ОГБУ
«БТИГКО» причин, послуживших основанием для принятия решения № *** от 14 января
2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в
размере его рыночной стоимости.
При
проведении исследования эксперт не выявил нарушений требований законодательства
в области оценочной деятельности, указанных в решении Учреждения.
Учитывая
наличие иных нарушений требований законодательства в области оценочной
деятельности, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 10
сентября 2021 года в размере 4 255 570 руб. 95 коп.
Учреждением
арифметических ошибок при определении рыночной стоимости объекта оценки
выявлено.
В соответствии со
статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 59
КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на
основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств,
обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных
обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного
дела.
Указанное
доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в
совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта
должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность
и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических
данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом
требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и
положено в основу решения суда.
Оценив заключение
судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает его в
качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении
обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки.
Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям
Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Эксперт
*** обладает правом на
проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него
соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности
за даче заведомо ложного заключения.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было
установлено, что представленный истцом в ОГБУ «ЦГКО» отчет об оценке рыночной
стоимости земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об
оценочной деятельности, суд приходит к выводу о том, что оснований для
удовлетворения требования административного истца о признания незаконным
решения ОГБУ «ЦГКО» № *** от 14 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной
стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.
Разрешая требование
об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения
судебной экспертизы, и с учетом этого считает
возможным установить архивную кадастровую
стоимость спорного земельного
участка в размере его рыночной стоимости 4 255 570
руб. 95 коп. руб. по состоянию на 10 сентября 2021 года.
При определении
периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка с
кадастровым номером *** (в настоящее время являющейся архивной), суд
руководствует положениями п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016
года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой для целей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости,
которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от
оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в
котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании
которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта
недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки
объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала
применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
С заявлением об
установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» 17 декабря 2021 года. Изменяемая
кадастровая стоимость в размере 9 119 745 руб. 72 коп. действует с 12
февраля 2021 года. Таким образом, период применения установленной судом
рыночной стоимости – с 12 февраля 2021 года по 31 декабря 2022 года (то есть до
дня начала применения кадастровой стоимости, установленной в рамках проведения
очередного тура государственной кадастровой оценки 2023 года).
Доводы представителя
ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена в размере рыночной
стоимости, определенной судебной
экспертизой, проведенной в рамках
административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными,
поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о
государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд
одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения
требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в
судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления Каримуллина Шамиля Миннерафиковича к областному государственному бюджетному
учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой
оценки» о признании незаконным решения № *** от 14 января 2022 года об отказе в
установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***,
расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.
Установить
архивную кадастровую
стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, расположенного по
адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10
сентября 2021 года, в размере 4 255 570 руб. 95 коп., определив период её применения с 12 февраля
2021 года по 31 декабря 2022 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой
стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья Трифонова
Т.П.
Решение изготовлено
24 октября 2023 года.