Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности по монтажу дренажных систем
Документ от 10.10.2023, опубликован на сайте 30.10.2023 под номером 108988, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2023-000276-66

Судья Антончев Д.Ю.                                                                    Дело №33а-4679/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    10 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 июля 2023 года по делу №2а-3-245/2023, которым постановлено:

уточненные административные исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Тирменовой Татьяны Петровны к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по монтажу дренажных систем удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области по организации монтажа дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № *** по ул. *** в р.п. *** *** района Ульяновской области с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении дома.

Возложить на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области обязанность организовать монтаж дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № *** по ул. *** в р.п. *** *** района Ульяновской области с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении дома в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Леонтьева А.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах Тирменовой Т.П. к администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по монтажу дренажных систем многоквартирного дома.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Цильнинского района по обращению жителя многоквартирного дома № *** по ул. *** в р.п. *** *** района *** области Тирменовой Т.П. проведена проверка, в ходе которой установлено, что в подвальном помещении дома постоянно скапливаются грунтовые воды. Дренажная система для их отведения от объекта капитального строительства отсутствует. От дома ведет труба водоотведения протяженностью около 7-8 метров к канализационным колодцам. При этом эксплуатироваться в качестве выгребной ямы канализационный колодец не может ввиду его незначительного объема и негерметичности. Визуальным осмотром иных коммуникаций, колодцев, связанных с системой водоотведения дома не установлено. Место для выгребной ямы в непосредственной близости от дома отсутствует ввиду плотной застройки и рядом проходящей дороги.

В настоящее время сточные воды по вышеуказанному трубопроводу не отводятся вследствие его непригодности, в связи с чем также происходит постоянное затопление подвала.

Несмотря на обращения жителей МКД в органы местной власти о необходимости организации водоотведения, проблема жителей не решается.

Органом местного самоуправления вопрос со строительством дренажных систем по месту расположения дома с целью исключения фактов подтопления его подвального помещения не решен, подключение системы водоотведения дома к централизованным сетям водоотведения населенного пункта не обеспечено, что влечет нарушение прав жильцов дома.

С учетом уточненных требований прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области по монтажу дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № *** по ул. *** в р.п. *** *** района Ульяновской области с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении здания;

возложить на административного ответчика обязанность по монтажу дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома № *** по ул. *** в р.п. *** *** района Ульяновской области с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении здания в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ресурсоснабжающая организация - МКП «Цильна» муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает на неправомерность обращения прокурора в защиту прав и интересов Тимерновой Т.П., поскольку доказательств невозможности ее самостоятельного обращения с административным иском в суд, а также наличия уважительных причин, предусмотренных ч. 1 ст. 39 КАС РФ, в материалы дела не представлено.

При принятии решения не учтено, что обязанность надлежащего содержания подвального помещения лежит на собственниках многоквартирного дома и Управляющей компании ООО «ЦильнаДом», однако к участию в деле данные лица не привлечены.

Обращает внимание, что в целях устранения затопления подвального помещения, кроме устройства дренажной системы, имеются иные способы восстановления прав граждан, которые не были рассмотрены судом. Считает, что суд не вправе ограничивать административного ответчика в способе восстановления нарушенных прав, выборе конкретных, подлежащих проведению, мероприятий.

Судом не рассматривался вопрос о проведении комплексной строительно-технической экспертизы. Вместе с тем, исследование вопроса о причинах подтопления подвала и путей решения проблемы без участия соответствующих специалистов является крайне затруднительным. Вопрос о возможности использования общего имущества многоквартирного дома для организации дренажной системы многоквартирного дома также не рассматривался.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Цильнинского района по обращению Тирменовой Т.П., проживающей в многоквартирном доме №*** по ул.*** в р.п. *** *** района Ульяновской области, проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что в подвальном помещении указанного многоквартирного дома скапливаются грунтовые воды, дренажная система для отведения которых от дома отсутствует.

Согласно справке Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 17.04.2023 №73-01-11/12-343-2023 в ходе проведенной 14.04.2023 совместно с прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проверки по выполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании общедомового имущества выявлено, что в нарушение п.133 СанПиН 2.1.3684-21 в жилом доме по адресу: Ульяновская область, *** район, р.п. ***, ул.***, д.*** имеет место затопление подвального помещения.

В соответствии с актом обследования многоквартирного жилого дома №Р-1/2 от 11.04.2023, составленного ведущим консультантом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области Постнова А.С., при визуальном обследовании указанного многоквартирного дома установлено, что имеется затопление подвального помещения приблизительной глубиной 10-15 см. Произвести обследование на предмет нарушения герметичности инженерного оборудования в подвальном помещении не представляется возможным из-за наличия затопления (л.д. 14).

В дополнении к указанному акту Постнов А.С. указывает на необходимость проведения монтажа дренажной системы по месту расположения данного дома с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении (л.д. 15).

Согласно сообщению администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области прокурору Цильнинского района Ульяновской области (от 30.05.2023 №73-ОМСУ-20-08/258) дренажная система для отведения грунтовых вод от МКД отсутствует и не предусмотрена. Из МКД выходят трубопроводы водоотведения (канализационные), ведущие к 3-м канализационным колодцам, протяжённость каждого трубопровода 7-8 м; иные коммуникации, связанные с системой водоотведения МКД отсутствуют. Подтопление подвального помещения МКД происходит за счёт высокого уровня грунтовых вод. МКД находится в управлении ООО «Цильнинская домоуправляющая компания». Внутридомовая система канализации МКД подключена к централизованной системе водоотведения (канализации) посёлка (л.д. 12).

Из ответа ООО «Цильнинская домоуправляющая компания» от 16.05.2023 на запрос прокурора Цильнинского района Ульяновской области следует, что причиной подтопления подвального помещения в указанном многоквартирном доме явились грунтовые воды. Систематически пребывание воды наблюдается в весенний период, с наступлением летнего периода наблюдается отступление воды. Управляющей компанией регулярно осуществляется контроль за уровнем подъема воды, и при необходимости проводятся работы по откачке глубинными насосами грунтовых вод в ливневки. Наличие воды не представляет угрозы жизни и здоровью, граждан, проживающих в доме, не приводит к порче общего имущества. Систематическая откачка вод с подвальных и технических помещений, может способствовать еще большему поступлению грунтовых вод по причине возможного открытия русла. В настоящее время проводятся мероприятия по сушке и уборке подвального помещения. В срок до 15.08.2023 будет осуществлен подвоз гравия и песка, для засыпки подвального помещения, после чего будут проведены работы по обработке подвального помещения специальными растворами (л.д. 17).

Согласно ответу МКП «Цильна» муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 07.07.2023 №191 на требование прокурора Цильнинского района Ульяновской области от 05.07.2023 №07-04-2023 в ходе проверки технического состояния системы канализации и трубопровода в подвале по ул.*** д.*** выявлены следующие повреждения: повреждения трубопроводов, расстройство раструбных и стыковых соединений, капельные течи. В подвалах №1 и №3 канализационные трубы между собой не соединены, все фекалии текут в подвал, что является причиной воды в подвале по состоянию на дату осмотра. Внутридомовая система водоотведения не функционирует в надлежащем порядке и требует ремонтных работ по устранению утечки фекалий в подвал (л.д. 75).

По сведениям Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области принято решение о внесении в реестр записи №073-000309 от 01.06.2023 о предоставлении ООО «ЦильнаДом» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, также представлены сведения об обращении ООО «ЦильнаДом» в заявлением о включении дома №*** по ул.*** в р.п. *** *** района Ульяновской области в перечень домов, собственники которых на общем собрании приняли решение об управлении дома названной управляющей компанией (л.д. 76-81).

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 14, 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 2, 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, пришел к выводу о том, что обязанность по водоотведению грунтовых вод из подвального помещения жилого дома №*** по ул.*** в р.п. *** *** района Ульяновской области лежит на администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, в связи с чем признал незаконным бездействие административного ответчика по организации монтажа дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома и возложил на него обязанность по организации монтажа дренажных систем по месту расположения многоквартирного дома с целью недопущения скопления грунтовых вод в подвальном помещении дома.

При этом суд, не установил обстоятельства, послужившие основаниями для вывода о незаконном бездействии администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в неорганизации дренажных систем в многоквартирном доме. Не проверил доводы о длительности подтоплении подвалов дома грунтовыми водами, факты обращений жильцов дома в администрацию поселения и управляющую компанию по вопросу устранения причин затопления подвалов грунтовыми водами, непринятие административным ответчиком мер по данным обращениям.

Дело рассмотрено судом в отсутствие технической документации на многоквартирный дом, исследование которой позволило бы установить технические характеристики многоквартирного дома, в числе которых: год постройки, состав дома (этажность, количество квартир, подъездов, подвалов), конструктивные элементы дома и их состав, прочие характеристики.

Судом не проверены сведения, представленные ООО «Цильнинская домоуправляющая компания» в прокуратуру Цильнинского района Ульяновской области о проведении в подвалах спорного дома работ по откачке грунтовых вод, мероприятий по сушке и уборке подвального помещения, обработке спецрастворами, засыпке гравием и песком.

Не установлено состояние подвальных помещений МКД после уточнения 11.07.2023 прокурором заявленных в административном иске требований в связи с проведением работ по организации водоотведения бытовых строчных вод от дома №*** по ул.*** (в соответствии с первоначально заявленными прокурором требованиями).

Вывод суда об отсутствии в многоквартирном доме организованной дренажной системы не подтвержден надлежащими доказательствами.

Судом не дан анализ причинам подтопления подвалов дома, не исследованы возможные пути устранения подтопления подвалов грунтовыми водами.

Не допрошен в качестве специалиста ведущий консультант отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области Постнов А.С., пришедший к выводу о необходимости монтажа дренажной системы по месту расположения дома.

Для правильного установления фактических обстоятельств по делу суду следовало привлечь к участию в деле в качестве заинтересованных лиц управляющую компанию, в управлении которой находится многоквартирный дом.

Поскольку из материалов дела усматривается, что дом находился в управлении ООО «Цильнинская домоуправляющая компания», а с 01.06.2023 лицензию на управление многоквартирными домами получило ООО «ЦильнаДом», которое с 01.08.2023 должно приступить к управлению многоквартирным домом №*** по ул.*** в р.п. *** *** района Ульяновской области, данные организации подлежали привлечению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Допущенные нарушения при рассмотрении дела являются существенными и не могут быть устранены без отмены судебного решения.

На основании п.4 ч.1, п.п. 2, 3, 4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принятое по делу решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с п.3 ст.309 настоящего Кодекса.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеприведенное, правильно определить состав лиц, участвующих в деле, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства, дать оценку всем доводам и доказательствам сторон, при необходимости предложить им представить дополнительные доказательства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.

Довод администрации муниципального образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области в апелляционной жалобе о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием у прокурора установленных статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для обращения в суд с административным иском в интересах Тирменовой Т.П., судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку названная процессуальная норма допускает право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Так как материалы дела содержат объяснения административного истца Тирменовой Т.П., в которых она просит прокурора обратиться в суд в её интересах в целях защиты жилищных прав, указывая на отсутствие необходимых юридических знаний, а также отсутствие средств на оплату юридических услуг, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 июля   2023 года отменить, дело №2а-3-245/2023 направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.10.2023.