Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении к устранению нарушения законодательства в ИК
Документ от 17.10.2023, опубликован на сайте 24.10.2023 под номером 108968, 2-я гражданская, о понуждении к устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-02-2023-000325-66

Судья Лёшина И.В.                                                                    Дело №33а-4687/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   17 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 июня       2023 года по делу №2а-2-347/2023, по которому постановлено:

исковые требования Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить. 

Обязать федеральное  казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» устранить  выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно, в срок до 31.12.2023:

-  обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях отряда № 6, спортивного зала колонии строгого режима;

- оборудовать помещение участка по изготовлению обуви дымовыми пожарными извещателями; 

- установить в цехе № 66  дымовые извещатели вместо пожарных извещателей пламени;

- обеспечить возможность беспрепятственного прохода перед эвакуационными выходами зданий штаба режимной территории, отряда № 3.1, спортивного зала (выше уровня пола проложены трубопроводы, препятствующие свободной эвакуации людей в случае возникновения пожара);

-  обеспечить эксплуатирование светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией;

- привести противопожарное расстояние между двумя сушильными камерами и котельной (V степень огнестойкости), а также зданием ремонтно-механического участка (II степень огнестойкости) в соответствие;   

-  устранить дефекты стен в комнатах хранения личных вещей, быта, приема пищи, умывания, санузла, прогулочного двора отряда СУОН, в молельной комнате, в коридоре клуба, за сценой, в комнате музыкальных инструментов, библиотеке, студии кабельного телевидения, в помещении № 1, большом зале и душевой спортзала, в коридоре, в комнатах воспитательной работы, хранения личных вещей, отряда № 10.1, на лестничном марше, комнатах хранения личных вещей, воспитательной работы отряда № 10.2, в коридоре, в комнатах быта, умывания, сушильной комнате, санузле отряда № 8, в коридоре, на лестничном марше отряда № 7.1, в коридоре, в комнатах умывания, хранения личных вещей, санузле отряда № 7.2, в комнате приема пищи и спальном расположении отряда № 6, в комнатах приема по личным вопросам, спальном расположении, умывания, сушильной комнате, санузле отряда № 5.2, в сушильной комнате, комнате быта отряда № 5.1, на лестничном марше, санузле, спальном расположении отряда № 4.2, в коридоре, комнатах быта, приема по личным вопросам, санузле, спальном расположении отряда № 4.1, в комнатах приема пищи, умывания, воспитательной работы, санузле, спальном расположении отряда № 3.1, в камерах ШИЗО №№ 1, 6, в камерах ПКТ №№ 8, 12; 

-   устранить повреждения покрытия потолка в помещении пекарни для временного хранения хлеба, в комнате для хранения личных вещей и швейного участка отряда СУОН, в молельной комнате, в коридоре клуба, за сценой, в библиотеке, в комнатах хранения личных вещей, отряда № 10.2, в спальной секции № 3 отряда № 8, в комнате умывания, санузле, спальном расположении отряда №7.1, в комнатах умывания, приема пищи и санузле № 7.2, в комнате умывания, санузле отряда № 6, в комнатах хранения личных вещей, воспитательной работы, санузле, сушильной комнате, комнате быта отряда № 5.1, на лестничном марше, санузле, комнате умывания отряда № 4.2, в коридоре, комнатах быта, умывания, санузле отряда № 4.1, в камерах ШИЗО №№ 1, 6; 

-  устранить повреждения напольного на лестничном марше, комнате хранения личных вещей отряда № 5.2, в комнате воспитательной работы отряда №5.1, в спальных расположениях отрядов №№ 4.2 и 4.1, в комнате приема пищи отряда № 3.1, в камере ШИЗО № 6, в камерах ПКТ №№ 8, 12;  

- привести в соответствие с гигиеническими нормативами уровня искусственной освещенности до 150 Лк в камерах ШИЗО №№ 1, 4, 5, до 300 Лк в кабинете медицинского работника ШИЗО, до 200 Лк в концертном зале клуба, до 300 Лк в кабинетах музыкальных инструментов и изобразительного искусства клуба, а также в здании медицинской части до 500 Лк в смотровом и стоматологическом кабинетах, до 300 Лк в рентгенологическом кабинете, до            200 Лк в комнате раздачи пищи, до 150 Лк в бытовой комнате. 

При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области – Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (далее по тексту –                                        ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области»), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области (далее по тексту – УФСИН России по Ульяновской области)  о возложении обязанности по устранению нарушений  норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических  требований, Правил по охране труда.

Требования мотивированы тем, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области  с участием специалистов УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, ТО Роспотребнадзора по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России  проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований трудового, противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем прокурор просил возложить обязанность на ответчиков устранить выявленные нарушения. 

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены    ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять  новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что исправительное учреждение является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета , в связи с чем действия ФКУ ИК-2  УФСИН России по Ульяновской области в части надлежащего материально-бытового, медико-санитарного, а также по устранению нарушений требований пожарной безопасности ограничиваются определением суммы необходимых затрат и направлением соответствующей заявки в                  УФСИН России по Ульяновской области. Без соответствующего финансирования решение суда будет неисполнимым. Считает, что решением суда на исправительное учреждение может быть возложена обязанность по своевременному направлению заявок на выделение денежных средств, необходимых для устранения нарушений, в течение определенного срока с момента доведения лимитов бюджетных обязательств.

Полагает, что срок исполнения до 31.12.2023 является недостаточным для проведения всего объема работ, поскольку он включает в себя помимо направления заявок в УФСИН России по Ульяновской области, еще и соблюдения требований, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить в части понуждения Управления при недостаточности либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для устранения нарушений обеспечить устранение нарушений путем доведения до ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели. В обоснование жалобы указывает, что Управление является распорядителем (получателем) бюджетных средств, в связи с чем понуждение судом Управления как территориального органа ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает принцип разделения властей, установленный статьей 10 Конституции РФ.    

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч.3 ст.101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ ИК-2                  УФСИН России по Ульяновской области является учреждением уголовно-исправительной системы, учредителем является Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

В соответствии со ст.38 Закона РФ №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.21 УИК РФ и Положением об управлении Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015 №518, контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов возложен на федеральный и территориальный органы уго­ловно-исполнительной системы.

Положениями ст.5.12 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с положениями названного Устава, ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную безопасность, где они отбывают наказание.

Проведенной Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверкой с участием специалистов УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, ТО Роспотребнадзора по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проверкой соблюдения законодательства о пожарной безопасности, а также материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в                                 ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области», расположенном по адресу: Ульяновская область г.Новоульяновск п.Северный, были выявлены нарушения требований трудового, противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.

В частности, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях отряда № 6, спортивного зала колонии строгого режима находится в неисправном состоянии; помещение участка по изготовлению обуви не оборудовано дымовыми пожарными извещателями;  в цехе № 66  не установлены дымовые извещатели вместо пожарных извещателей пламени; не обеспечена возможность беспрепятственного прохода перед эвакуационными выходами зданий штаба режимной территории, отряда №3.1, спортивного зала (выше уровня пола проложены трубопроводы, препятствующие свободной эвакуации людей в случае возникновения пожара); не обеспечено эксплуатирование светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией; противопожарное расстояние между двумя сушильными камерами и котельной          (V степень огнестойкости), а также зданием ремонтно-механического участка         (II степень огнестойкости) не соответствует норме;  имеются дефекты стен в комнатах хранения личных вещей, быта, приема пищи, умывания, санузла, прогулочного двора отряда СУОН, в молельной комнате, в коридоре клуба, за сценой, в комнате музыкальных инструментов, библиотеке, студии кабельного телевидения, в помещении № 1, большом зале и душевой спортзала, в коридоре, в комнатах воспитательной работы, хранения личных вещей, отряда № 10.1, на лестничном марше, комнатах хранения личных вещей, воспитательной работы отряда № 10.2, в коридоре, в комнатах быта, умывания, сушильной комнате, санузле отряда № 8, в коридоре, на лестничном марше отряда № 7.1, в коридоре, в комнатах умывания, хранения личных вещей, санузле отряда № 7.2, в комнате приема пищи и спальном расположении отряда № 6, в комнатах приема по личным вопросам, спальном расположении, умывания, сушильной комнате, санузле отряда № 5.2, в сушильной комнате, комнате быта отряда № 5.1, на лестничном марше, санузле, спальном расположении отряда № 4.2, в коридоре, комнатах быта, приема по личным вопросам, санузле, спальном расположении отряда № 4.1, в комнатах приема пищи, умывания, воспитательной работы, санузле, спальном расположении отряда № 3.1, в камерах ШИЗО №№ 1, 6, в камерах ПКТ №№ 8, 12;  имеются повреждения покрытия потолка в помещении пекарни для временного хранения хлеба, в комнате для хранения личных вещей и швейного участка отряда СУОН, в молельной комнате, в коридоре клуба, за сценой, в библиотеке, в комнатах хранения личных вещей, отряда № 10.2, в спальной секции № 3 отряда № 8, в комнате умывания, санузле, спальном расположении отряда № 7.1, в комнатах умывания, приема пищи и санузле № 7.2, в комнате умывания, санузле отряда № 6, в комнатах хранения личных вещей, воспитательной работы, санузле, сушильной комнате, комнате быта отряда № 5.1, на лестничном марше, санузле, комнате умывания отряда № 4.2, в коридоре, комнатах быта, умывания, санузле отряда №4.1, в камерах ШИЗО №№ 1, 6;  имеются повреждения напольного на лестничном марше, комнате хранения личных вещей отряда № 5.2, в комнате воспитательной работы отряда № 5.1, в спальных расположениях отрядов №№ 4.2 и 4.1, в комнате приема пищи отряда № 3.1, в камере ШИЗО № 6, в камерах ПКТ №№ 8, 12; не соответствуют гигиеническим нормативам уровни искусственной освещенности до 150 Лк в камерах ШИЗО №№ 1, 4, 5, до 300 Лк в кабинете медицинского работника ШИЗО, до 200 Лк в концертном зале клуба, до 300 Лк в кабинетах музыкальных инструментов и изобразительного искусства клуба, а также в здании медицинской части до 500 Лк в смотровом и стоматологическом кабинетах, до 300 Лк в рентгенологическом кабинете, до 200 Лк в комнате раздачи пищи, до 150 Лк в бытовой комнате. 

Факт наличия установленных проверкой  нарушений административными ответчиками  в  ходе   судебного  разбирательства  в суде первой инстанции не  оспаривался.

Оценив представленные сторонами доказательства в обоснование своих доводов и возражений, установив, что в ФКУ ИК-2 допущены нарушения требований федерального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Согласно п.4.3 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств в отношении учреждения.

Приказом Минюста России от 28.09.2001 №276 утверждена Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, согласно которой ведение систематических наблюдений и технических осмотров состояния зданий и сооружений, находящихся в оперативном управлении колонии, возложено на исправительное учреждение.

При этом п.16.2 данного приказа предусмотрено, что распределение средств на ремонт между учреждениями производит начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие финансирования не освобождает административных ответчиков от возложенной на них законом обязанности по материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечении им надлежащих условий содержания.

Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Ульяновской области  о том, что понуждение судом Управления как территориального органа                     ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, не могут служить основанием для отмены по сути правильного решения суда, поскольку в рамках настоящего дела судом установлены иные фактические обстоятельства.

Более того, оспариваемым решением на региональное управление ФСИН не возложено обязанности по финансированию ремонтных работ, какого-либо вмешательства в административно-хозяйственную деятельность УФСИН России по Ульяновской области не имеется. Доведение до ФКУ ИК-2 бюджетных ассигнований является обязанностью Управления в силу Устава ФКУ.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены не имеется.

Между тем, доводы апелляционной жалобы относительно недостаточности установленного для исполнения решения суда срока заслуживают внимания.

Судебная коллегия, исходя из  установленных обстоятельств, объема работ, подлежащих выполнению, принципа разумности, полагает необходимым установить срок исполнения решения до 31.12.2024, принимая во внимание сложности финансирования ответчика. Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 июня       2023 года изменить в части установления срока исполнения, указав, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» обязано устранить перечисленные в резолютивной части решения нарушения в срок до 31.12.2024.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы  исполнения наказаний по Ульяновской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  18.10.2023.