Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 17.10.2023, опубликован на сайте 18.10.2023 под номером 108951, 2-я гражданская, о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О возложении обязанностей

Документ от 18.06.2024, опубликован на сайте 27.06.2024 под номером 113240, 2-я гражданская, о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-001456-76

Судья Денисова М.А.                                                                    Дело № 33а-4750/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              17 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», Управления образования администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                   4 мая 2023 года по делу № 2а-1824/2023, по которому постановлено:    

требования административного иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Ульяновской области  удовлетворить частично.

Возложить обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу на Управление образования администрации города Ульяновска обязанность подготовить документацию и профинансировать оборудование горячим водоснабжением раковин для мытья рук перед столовой в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» провести работы по оборудованию горячим водоснабжением раковин для мытья рук перед столовой, а при отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта установить водонагревающие устройства, в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя    Управления образования администрации г.Ульяновска - Волчковой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области - Хакимовой  Е.В.,  полагавшей   решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека по Ульяновской области (далее Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Управлению образования администрации г.Ульяновска, МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» о возложении обязанности подготовить документацию и профинансировать оборудование горячим водоснабжением раковины для мытья рук перед столовой, осуществить оборудование горячим водоснабжением раковины для мытья рук перед столовой.

Требования мотивированы тем, что согласно решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области о проведении внеплановой выездной проверки № 000360-РП от 04.04.2022 в отношении МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» была проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки был составлен акт № 0125 от 19.04.2022, выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 208 от 19.04.2022, согласно которому юридическому лицу предписано оборудовать горячим водоснабжением раковины для мытья рук перед столовой, привести в соответствие с п.п.2.6.1,       3.4.13 СП 2.4.2648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

МБОУ«Ульяновский городской лицей при УлГТУ» обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене предписания № 208 от 19.04.2022. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 по делу № *** заявление было удовлетворено. Тем не менее, Арбитражный суд признал обоснованной позицию Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области о том, что возможность функционирования образовательной организации без учета (соблюдения) санитарных правил и нормативов не предусмотрена действующим законодательством. В ходе судебного разбирательства было установлено, что устранение образовательной организацией нарушений санитарных правил возможно только в результате проведения ремонтных работ здания образовательной организации.

Выявленные нарушения касаются санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, представляют собой существенную угрозу общественным интересам, поскольку затрагивают интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц в отношении их санитарно-эпидемиологического благополучия, в связи с чем эксплуатация здания лицея с нарушением требований санитарного законодательства может привести к недопустимому риску безопасности здоровья обучающихся образовательной организации. Отсутствие горячей воды для мытья рук обучающихся перед посещением столовой является прямой угрозой возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди обучающихся, так как влечет снижение качества проводимой дезинфекции рук обучающихся образовательной организации.

Административный истец просил обязать Управление образования администрации г.Ульяновска, как главного распорядителя бюджетных средств, в срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить документацию и обеспечить финансирование МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» в целях устранения указанных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать                     МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» провести ремонт, необходимый для обеспечения выполнения требований                                                        п.п. 2.6.1, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,     а именно: оборудовать горячим водоснабжением раковины для мытья рук перед столовой, привести в соответствие с п.п. 2.6.1,  3.4.13 СП 2.4.2648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», при отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта установить водонагревающие устройства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не приняты во внимание положения ч.2 ст.64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. При этом решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 признано недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области № 208 от 19.04.2022. Кроме того, определением Ульяновского областного суда от 13.10.2022  по делу № *** отменено постановление руководителя Управления Роспотребнадзора № 0219 от 25.04.2022 и решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.08.2022 в отношении директора лицея.

Полагает, что лицей не должен исполнять предписание Управления Роспотребнадзора, признанное незаконным Арбитражным судом.

Судом не учтено, что согласно п.1.3 СП 2.4.3648-20 в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, положения данных Правил не распространяются, и объекты должны эксплуатироваться в соответствии с проектной документацией, по которой они были построены.

По  мнению автора жалобы, отсутствие горячего водоснабжения в раковинах для мытья рук не отказывает отрицательного влияния на здоровье детей.

Кроме того, решение суда не содержит ссылок на специальные нормы закона, которыми руководствовался суд при принятии решения.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование доводов жалобы указывает на доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ульяновский городской лицей при УлГТУ». Указывает, что в настоящее время здание лицея полностью соответствует санитарным и иным правилам, в том числе СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», и ежегодно городской комиссией признается готовым к началу нового учебного года. Судом не приняты во внимание выводы экспертного исследования № 1640/2022, согласно которым установка водонагревателей возможна только при проведении капитального ремонта здания, при этом при существующем состоянии системы электроснабжения отсутствует возможность установки водонагревателей. Установка водонагревателей без учета выводов экспертного заключения может привести к нарушению норм пожарной безопасности, и как следствие, остановке образовательного процесса и проведению капитального ремонта здания. 

Также судом не учтены требования ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  при этом ассигнования на проведение капитальных ремонтов зданий общеобразовательных организаций не предусмотрены.  Кроме того, решение суда не содержит ссылок на специальные нормы закона, которыми руководствовался суд при принятии решения.

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание  суда  апелляционной инстанции  кроме представителя    Управления образования администрации г.Ульяновска - Волчковой М.В., представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области -  Хакимовой  Е.В., другие  лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  возражений на нее,  судебная коллегия приходит к  следующему.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012                        № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012                      № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников образовательной организации.

В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 28.09.2020 №  28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

В силу  п.2.6.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» холодной и горячей водой обеспечиваются,  в том числе умывальные перед обеденным залом.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчиков обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения безопасности воспитанников образовательного учреждения, данные требования не соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в образовательном учреждении обучающихся и работников учреждения,  ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.

Вопросы финансирования мероприятий по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства находятся в ведении исключительно учредителя,  функции и полномочия которого осуществляет Управление образования администрации г.Ульяновска (п.1.3 Устава).

В связи с чем суд обязал Управление образования администрации г.Ульяновска  подготовить документацию и профинансировать  работы по оборудованию горячим водоснабжением раковин для мытья рук перед столовой в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», а на  муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» выполнить  данные работы.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов Российской Федерации                      СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020    28, которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с образовательной деятельностью, оказанием услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходом и присмотром за детьми (пункт 1.1 СП 2.4.3648-20).

То, что здание лицея,  в котором в целях устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства необходимо провести капитальный ремонт,  введено в эксплуатацию до принятия СП 2.4.3648-20, а также то, что и в будущем капитальный ремонт не планируется,  об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований свидетельствовать не может, здоровье и благополучие детей не может быть поставлено в зависимость от данных обстоятельств, в виду чего доводы жалобы в этой части несостоятельны.

Доводы  о том, что  предписание  Управления Роспотребнадзора было отменено решением Арбитражного Суда Ульяновской области, не опровергают выводы суда об удовлетворении  исковых требований и не влекут отмену принятого по делу решения.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчиков  в суде первой инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется.

Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», Управления образования администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18.10.2023.