Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности
Документ от 17.10.2023, опубликован на сайте 18.10.2023 под номером 108946, 2-я гражданская, об обязывании поставить квартиру на кадастровый учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2023-000532-52

Судья Токунов Д.В.                                                                       Дело № 33а-4734/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                              17 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Смирновой  Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2023 года по делу № 2-1-437/2023, по которому постановлено:

исковые требования Азаровой Светланы Александровны удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Инзенский район», муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» в срок до 01.01.2024 поставить на кадастровый учет жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  судебная коллегия

 

установила:

Азарова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район» (далее – администрация МО «Инзенский район») о возложении обязанности поставить на кадастровый учет квартиру.

В обоснование иска  указала, что на основании договора социального найма жилого помещения № 76 от 12.07.2013 она является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ***.

В апреле 2023 г. она обратилась в администрацию МО «Инзенский район» с заявлением о предоставлении указанной квартиры в ее собственность в порядке приватизации.

14.04.2023 администрацией МО «Инзенский район» вынесено постановление об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан. Отказ мотивирован тем, что квартира не поставлена на кадастровый учет из-за отсутствия технического плана. Технический план не может быть изготовлен из-за того, что оспариваемое жилое помещение не соответствует техническим характеристикам квартиры, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Ответчик является собственником данного жилого помещения и в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»  собственник имеет право обратиться в Росреестр с заявлением о внесении сведений об объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Кроме того, только собственник имеет право перепланировать и переустроить жилое помещение.

Просила суд возложить на ответчика обязанность поставить до 01.01.2024 на кадастровый учет квартиру, расположенную по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены  муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» (далее  МУ КУМИЗО МО «Инзенский район»), муниципальное образование «Инзенское городское поселение» (далее  МО «Инзенское городское поселение»), в качестве третьих лиц – акционерное общество (далее  АО) «Имущественная корпорация Ульяновской области», публично-правовая компания (далее – ППК) «Роскадастр»; Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ КУМИЗО МО «Инзенский район» не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, что истица имеет право на приватизацию указанного жилого помещения. Обращает внимание, что главным препятствием в постановке жилого помещения на кадастровый учет, а в последующем и его приватизации, является невозможность изготовления технического плана, поскольку  жилое помещение по техническим характеристикам не соответствует       Жилищному кодексу Российской Федерации. 

В возражениях на апелляционную жалобу Азарова С.А. просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением от 14.09.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В заседание  суда  апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее,  судебная коллегия приходит к  следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В целях реализации указанных конституционных предписаний                      ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.

Из содержания ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; осуществление муниципального жилищного контроля; и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.209 Гражданского кодекса  Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5 ст.1).

Судом установлено, что решением совета депутатов МО «Инзенский район» от 01.04.2013 внесены изменения в Устав МО «Инзенский район», согласно которым Администрация МО «Инзенский район» исполняет полномочия администрации МО «Инзенское городское поселение» в полном объеме в соответствии с абз.3 ч.2 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Статьей  8 Устава МО «Инзенское городское поселение» к вопросам местного значения поселения отнесено помимо прочего: владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.

19.09.2013 Советом депутатов МО «Инзенское городское поселение» принято решение № 4 о ликвидации МУ администрация МО «Инзенское городское поселение».

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, 1983 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 3565 кв.м, включен в перечень имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию «Инзенское городское поселение».

Постановлением Главы администрации МО «Инзенское городское поселение» № 446 от 15.10.2012 с дома по адресу: *** снят статус общежития, постановлено считать дом многоквартирным (л.д.54).

Согласно постановлению Главы администрации МО «Инзенское городское поселение» № 464 от 01.11.2012 присвоены почтовые номера жилым помещениям в многоквартирном жилом доме по адресу: ***, согласно приложению, по которому за Азаровой С.А. значится квартира № ***, площадью             13 кв.м (ранее комната № ***) (л.д.50-53).

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества от 27.07.2023 квартира, площадью 13 кв.м, расположенная по адресу: ***, находится в муниципальной собственности муниципального образования «Инзенское городское поселение» (л.д.55).

12.07.2013 Комитетом по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО «Инзенское городское поселение» и Азаровой С.А. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *** (ранее комната №***), общей площадью 13 кв.м (л.д.12-13, 38-39).

Согласно договору социального найма характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также  санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что техническая документация на указанное жилое помещение отсутствует.

14.04.2023 администрацией МО «Инзенский район» вынесено постановление об отказе в передаче спорного жилого помещения в собственность Азаровой С.А. Отказ мотивирован тем, что квартира не поставлена на кадастровый учет из-за отсутствия технического плана. Технический план не может быть изготовлен из-за того, что оспариваемое жилое помещение не соответствует техническим характеристикам квартиры, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (л.д.9).

По сведениям ППК «Роскадастр» жилое помещение – квартира по адресу: ***, на кадастровом учете не состоит, в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях данной квартиры. (л.д.27).

МУ КУМИЗО МО «Инзенский район» является исполнительным органом администрации МО «Инзенский район» и наделен  полномочиями приватизации, управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчиков обязанность  по постановке  на кадастровый учет жилого помещения (квартиры) суд пришел к выводу о том, что  предоставив истице жилое помещение по договору социального найма  администрация  МО «Инзенское городское поселение» не произвела техническую инвентаризацию жилого дома и не решила вопрос о переоборудовании  жилого помещения в квартиру, не поставила квартиру на кадастровый учет.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы административными ответчиками  в силу ч.2 ст.62 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения испрашиваемого административным истцом кадастрового учета, что противоречит положениям ст.ст.14, 18, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае действия  ответчиков  по отказу  в постановке на кадастровый учет помещения (квартиры) препятствуют Азаровой С.А. в реализации ее права, предусмотренного Законом  Российской Федерации  от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, оснований его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июля      2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Инзенский район» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 18.10.2023.