У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Кашкарова
Л.П.
Дело № 7-531/2023
73RS0002-01-2023-003338-03
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 28 сентября 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой
Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска
от 5 июля 2023 года (дело
№12-855/2023),
установил:
постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 19.05.2023
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области (далее – Министерство) назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В вину Министерству
было вменено то, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, до
20.04.2023, не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном листе ***,
выданном на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска,
вступившего в законную силу, на основании которого необходимо обеспечить М***
Н.Р. специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 05.07.2023 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник Министерства Сурмакова О.А.
не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением судьи, полагает
их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что начальник МОСП пришел к необоснованным выводам о вине
Министерства только на основании длительного неисполнения решения суда.
При вынесении
постановления начальник МОСП ограничился констатацией выявленных нарушений,
однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения
Министерством судебного акта и вины Министерства в совершении вменяемого ему
административного правонарушения не установлено.
Кроме того,
указывает, что судебный пристав-исполнитель не указал, какие конкретно меры
могли быть объективно приняты Министерством, чтобы исполнить в установленный им
срок решение суда.
Отмечает, что
Министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой
характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой
расходов бюджета Ульяновской области».
Отмечает, что доведенное
финансирование и наличие возбужденных исполнительных производств не позволило
Министерству обеспечить специализированным жилым помещением М*** Н.Р.
Ссылается на то, что
большая часть доведенных в 2023 году лимитов финансирования (более 95% - 467,34
млн. рублей) израсходована Министерством на приобретение квартир во исполнение
неисполненных судебных решений, менее 5% - 22,99 млн. рублей из доведенных
лимитов израсходовано на обеспечение жильем детей-сирот не по судебным
решениям. При этом с начала 2023 года уже исполнено 72 исполнительных
производства, что потребовало затрат бюджетных средств в размере 148,81 млн.
рублей.
Обращает внимание,
что Министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот.
Указывает, что
обстоятельства возможности (невозможности) исполнения Министерством требований
исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не
рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Ссылается на то, что
Министерству, как должнику, срок для исполнения требований исполнительного
документа устанавливался один раз, однако суд указал, что данный срок был
установлен неоднократно.
Кроме того
указывает, что в отношении Министерства не выносилось постановление о взыскании
исполнительского сбора.
По мнению автора
жалобы, неисполнение требований неимущественного характера хотя и во вновь
установленный срок, но без наличия постановления о взыскании исполнительного
сбора состава административного правонарушения по ст.17.15 КоАП РФ не образует.
Более того,
возможность исполнения решения суда зависит от предоставления из бюджета
Ульяновской области денежных средств Министерству на эти цели. Тем самым у Министерства
реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения срока,
установленного судебным приставом-исполнителем, отсутствовала. Исполнение
судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом
специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события,
тождественного непреодолимой силе.
Подробно позиция
защитника Министерства Сурмаковой О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, извещались о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы и материалы дела в
соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме полагаю, что совершенное
Министерством деяние верно квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, как
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Вина Министерства в совершении вмененного
нарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и изложенными в
решении доказательствами, в том числе постановлением о взыскании
исполнительского сбора от 27.09.2022 (л.д.27), протоколом от 04.05.2023 (л.д.34
оборотная сторона - 35), постановлением о назначении нового срока исполнения от
16.12.2022 (л.д.30), актом от 24.04.2023 (л.д.31), а также иными
доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП
РФ.
Оспариваемое
постановление является законным, вынесенным должностным лицом административного
органа с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в
пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств,
имеющих значение для дела.
При настоящем
рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица административного
органа и судьи районного суда не опровергнута.
Доводы жалобы об
отсутствии финансирования основанием для освобождения от административной
ответственности служить не могут, поскольку именно Министерство является
должником, которому необходимо в рамках исполнительного производства исполнить
решение суда.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения Министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования, либо иных условий.
Доводы о том, что с
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области не был взыскан исполнительский сбор, опровергаются материалами дела,
поскольку постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.09.2022
исполнительский сбор в рамках данного исполнительного производства *** был
взыскан именно с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области (л.д.27).
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
Положения ст.4.1
КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание было назначено в
минимальном размере санкции ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, оснований для снижения
размера назначенного наказания по делу не усматриваю.
Руководствуясь
ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 июля 2023 года оставить без изменения, жалобу
защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов