Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации
Документ от 11.10.2023, опубликован на сайте 24.10.2023 под номером 108919, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                            73OS0000-01-2023-000178-11

Дело № 3а-268/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 октября 2023 года                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретаре Трошиной П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                       № 3а-268/2023 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

 

установил:

 

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» о  ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требования административным истцом указано, что в деятельности регионального общественного объединения Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан»  (основной государственный регистрационный номер ***) имеются нарушения федерального законодательства, выразившиеся в несоблюдении требований пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ   «О некоммерческих организациях», абзацев 3 и 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Нарушения не устранены. Допущены грубые нарушения законодательства                             Российской Федерации. От президента Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило обращение с просьбой ликвидировать данную организацию, так как деятельность не ведется с 2020 года, представленные отчеты просит считать ошибочными, расчетный счет не открывался, денежные средства отсутствуют, самостоятельно принять решение о ликвидации данное юридическое лицо не может. 

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд ликвидировать региональное общественное объединение Ульяновскую региональную общественную организацию Федерации ездового спорта «Ладный стан» и исключить эту организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области по доверенности Бахматова Н.А. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, привела вышеизложенные доводы. Указала, что административным ответчиком подтверждено, что намерения осуществлять далее уставную деятельность нет. В настоящее время ликвидация административного ответчика возможна только в судебном порядке, так как Ульяновская региональная общественная организация Федерации ездового спорта «Ладный стан» не может это сделать самостоятельно по причине невозможности обеспечить необходимый кворум на собрании. Сообщила, что данных о нарушении административным ответчиком положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям организации, не имеется. Предупреждений об устранении выявленных нарушений закона в адрес административного ответчика не выносилось.

Ранее в предварительном судебном заседании представитель административного истца по доверенности Абрамова Ю.А. поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении административного искового заявления, привела вышеизложенные доводы.

Представитель административного ответчика Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» в судебное заседание не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыву за подписью законного представителя – президента                 Сметанкиной Т.Г., с административным иском административный ответчик согласен, иск признает. Указано, что деятельность организации не ведется, по юридическому  адресу не располагается, отчеты о деятельности предоставлялись ошибочно.

Заинтересованные лица (учредители Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан»)             Сметанкин Ю.А.,  Миньковский В.И. в судебное заседание не явились, извещены. Просят о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласны с административным иском. Указано, что деятельность организации не ведется, по юридическому  адресу не располагается, отчеты о деятельности предоставлялись ошибочно.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Ранее представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что у Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» не имеется отрицательного сальдо единого налогового счета.

Представитель заинтересованного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Представлен отзыв о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указано, что за период с 2020 по 2022 годы административным ответчиком предоставлены сведения о стаже Сметанкиной Т.Г.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участника процесса,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, обозрев регистрационное и контрольное дела в отношении  Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан», суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ             «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», закреплено в статье 1 этого закона.

В силу статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Согласно статьям 7, 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                              «Об общественных объединениях», общественная организация представляет собой организационно-правовую форму общественного объединения. Это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В статье 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» закреплены обязанности общественного объединения, в том числе:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац 1 части 1);

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 2 части 1);

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 3 части 1);

представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы (абзац 4 части 1).

В силу части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ              «Об общественных объединениях» общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

В соответствии с подпунктами «в», «в.2» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996            № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Часть 2 статьи 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ                           «Об общественных объединениях» возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям.

В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705, государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Во исполнение пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя, в том числе государственную регистрацию некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014№ 26, Управление при осуществлении своих полномочий обращается в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений.

Таким образом, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации региональной общественной организации. 

Статьей 20 КАС РФ к подсудности областного суда в качестве суда первой инстанции отнесены административные дела о ликвидации региональных общественных объединений  (пункт 5 части 1 статьи 20 КАС РФ).

Вопросы принудительной ликвидации общественных объединений  урегулированы комплексом нормативных правовых актов, в том числе и Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 28.06.2012 № 1246-О ликвидация общественной организации имеет значение запрета на деятельность.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Статья 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации (часть 4 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64

«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Ульяновская региональная общественная организация Федерации ездового спорта «Ладный стан» зарегистрирована *** Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, учетный номер ***, основной государственный регистрационный номер ***.

Единоличным исполнительным органом – Президентом – избрана Сметанкина Т.Г.

Учредителями региональная общественная организация выступили  Сметанкина Т.Г., Сметанкин Ю.А., Миньковский В.И.

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц на           *** Сметанкина Т.Г. является Президентом Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан».

Согласно Уставу Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан», утвержденному  протоколом общего собрания от ***, организационно-правовая форма юридического лица – общественная организация, территориальная сфера деятельности – Ульяновская область (пункты 1.2, 1.11).

Цели, задачи, предмет деятельности административного ответчика, как следует из раздела 2 Устава, касаются ездового спорта в Ульяновской области. 

В пункте 13.1 Устава Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» закреплено, что ее ликвидация осуществляется либо по решению общего собрания членов Федерации, принятому квалифицированным большинством 2/3 голосов членов, присутствующих на общем собрании, либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

22 июня 2023 года в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области поступило заявление Президента Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» с просьбой ликвидировать эту общественную организацию и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц, так как отсутствует состав учредителей, отсутствуют денежные средства на осуществление уставной деятельности, не имеется возможности осуществить процедуру ликвидации. Указано, что уставная деятельность не ведется с 2020 года, расчетный счет не открывался, просил признать недействительными ранее представленные отчеты о продолжении деятельности за предыдущие годы.

В поступившем в суд заявлении законного представителя административного ответчика им подтверждено, что уставная деятельность не ведется, намерения ее вести не имеется, ранее представленные отчеты о продолжении деятельности за предыдущие годы являются недействительными.

В судебном заседании нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства со стороны Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан», а именно:

В нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ          «Об общественных объединениях» нарушены обязанности общественного объединения, в том числе:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами (абзац 1 части 1);

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (абзац 2 части 1);

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 3 части 1),

информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение семи рабочих дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении (часть 2 статьи 29).

В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996            № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» нарушена обязанность некоммерческой организации ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (за 2020, 2021, 2022 годы, так как административным ответчиком было сообщено о недостоверности ранее представленных отчетов).

Предупреждения об устранении нарушений в адрес юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области не выносились.

Позиция административного ответчика, изложенная в заявлении в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, а также в отзыве, направленном в суд, свидетельствует об отсутствии намерения продолжить деятельность организации. Изложенное делает неустранимыми имеющиеся нарушения требований законодательства, которые носят характер грубых нарушений.

Сложившиеся обстоятельства делают невозможным для административного ответчика провести собрание с целью  ликвидации указанной региональной общественной организации во внесудебном порядке.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области следует удовлетворить и ликвидировать региональное общественное объединение Ульяновскую региональную общественную организацию Федерации ездового спорта «Ладный стан» (основной государственный регистрационный номер ***).

В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ  правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В связи с чем надлежит исключить сведения о региональном общественном объединении  Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» (основной государственный регистрационный номер ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд   

 

решил:

 

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Ликвидировать региональное общественное объединение Ульяновскую региональную общественную организацию Федерации ездового спорта «Ладный стан»  (основной государственный регистрационный номер ***).

Исключить сведения о региональном общественном объединении  Ульяновской региональной общественной организации Федерации ездового спорта «Ладный стан» (основной государственный регистрационный номер ***) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 12 октября 2023 года.