Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О компенсации на оплату жидищно-коммунальных услуг
Документ от 10.10.2023, опубликован на сайте 23.10.2023 под номером 108872, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, о назначении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области с даты обращения, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2023-001645-37

Судья Тудиярова С.В.                                                                     Дело № 33-4546/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               10 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1521/2023 по апелляционной жалобе Кашина Сергея Викторовича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 июня 2023 года,                                                по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Кашина Сергея Викторовича к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в                              г. Ульяновске, Министерству социального развития Ульяновской области,              Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному                          казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и               коммунальных услуг, о назначении компенсации расходов на оплату                                  жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области с даты обращения, компенсации морального вреда, судебных расходов отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Кашин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, о назначении данной компенсации с даты обращения, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что 11.05.2023 Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) отказал в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в связи с тем, что Кашин С.В. не является пенсионером нетрудоспособного возраста, и потребовал вернуть неправомерно полученные денежные средства. Считает уведомление об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области от 11.05.2023 незаконным.                              С 30.09.2015 истец является пенсионером. В 2022 году после достижения 60 лет он обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Компенсация была назначена, через 6 месяцев он повторно обратился для продления получения компенсации. Однако в назначении компенсации ему было отказано. Оснований для возврата полученной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется. Действиями ответчика ему причинены физические и нравственные страдания.

Истец просил суд признать незаконным и отменить уведомление Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области от 11.05.2023, обязать ответчика назначить ему компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг с даты обращения, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»).

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Кашин С.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что уведомление об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области от 11.05.2023 должно быть признано незаконным в части необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 7871 руб. 58 коп. Только после обращения в суд ответчик сообщил, что не предусмотрен возврат излишне выплаченных денежных средств. Суд не обосновал вывод о том, что право на компенсацию возникнет у истца после достижения возраста 64 лет. В Законе Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» не содержится указаний на возраст, по достижению которого возникает право на предоставление компенсаций. Полагает, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг должна быть назначена по ранее действующему законодательству по достижении мужчинами возраста 60 лет, поскольку пенсия по старости ему назначена по ранее действующему законодательству, закон обратной силы не имеет. Кроме того, обращает внимание, что он не исполняет обязанности директора общества с ограниченной ответственностью «***» и не получает заработную плату.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области, ОГКУСЗН Ульяновской области, полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области предоставляется в соответствии с Законом Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007).

Настоящий Закон в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на предоставление компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области (далее также — компенсация), а также порядок и условия предоставления компенсаций за счет средств областного бюджета Ульяновской области (статья 1 Закона Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007).

Согласно части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007 право на предоставление компенсаций имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области, являющихся пользователями жилого помещения государственного, муниципального жилищного фонда, нанимателями жилого помещения по договору найма в  частном жилищном фонде, собственниками жилого помещения, членами жилищного или жилищно-строительного кооператива: 1) одиноко проживающие неработающие пенсионеры нетрудоспособного возраста; 2) одиноко проживающие дети-сироты, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 3) граждане, являющиеся членами семей, состоящих из неработающих пенсионеров нетрудоспособного возраста; 4) граждане, являющиеся членами семей, состоящих из неработающих пенсионеров нетрудоспособного возраста и имеющих на иждивении детей в возрасте до 18 лет; 5) граждане, являющиеся членами семей, в которых проживают дети-сироты, а также лица из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

 

Гражданам, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на компенсацию, предоставляется одна компенсация применительно к тому жилому помещению, в котором они постоянно проживают. Компенсация предоставляется сроком на шесть месяцев (часть 1 статьи 4 Закона Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007).

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 30.09.2015                 Кашину С.В., *** года рождения, назначена пенсия по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 9).

Кашину С.В. на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: ***, в котором он проживает.

07.04.2021 Кашин С.В. впервые обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (г. Димитровград) с заявлением на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (л.д. 30).

13.04.2021 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) уведомило об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в связи с недостижением возраста в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 25).

08.11.2022 Кашин С.В. обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (г. Димитровград) с заявлением на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (л.д. 36, 37).

11.11.2022 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске  (г. Димитровград) принято решение о предоставлении Кашину С.В. компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области на период с 01.11.2022 по 30.04.2023 в размере 1311 руб. 93 коп.

За период с 01.11.2022 по 30.04.2023 Кашину С.В. выплачена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 7871 руб. 58 коп.

По истечении шести месяцев 04.05.2023 Кашин С.В. вновь обратился с заявлением на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (л.д. 35).

11.05.2023 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске (г. Димитровград) принято решение об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, поскольку заявитель не относится к категории граждан, имеющих право на компенсацию (не является пенсионером нетрудоспособного возраста) (л.д. 26).

Кроме того, в указанном уведомлении содержится просьба о возврате необоснованно полученных денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2022 по 30.04.2023 в размере 7871 руб. 58 коп.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями Закона Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области», Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приняв во внимание, что на день обращения за установлением компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Кашин С.В. не достиг возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (64 года), в связи с чем не соответствовал статусу заявителя, ни одной из указанных в части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007 категорий граждан, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствий оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, сделан на верной оценке собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент подачи заявления 04.05.2023) указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).

С учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст, по достижении которого у Кашина С.В. возникает право на пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 данного закона, соответственно, право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области, составит 64 года, то есть 60 лет плюс 48 месяцев.

При этом приведенные положения законодательства не предусматривают право на ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг при досрочном назначении пенсии по старости.

Истец, претендуя на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области, должен соответствовать критериям граждан, позволяющим отнести его к категории лиц, имеющих право на данную льготу, в том числе достигнуть нетрудоспособного возраста (64 года). Вместе с тем указанному критерию Кашин С.В. не отвечает.

Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции, что оснований для признания за истцом права на получение компенсацию расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг в Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007 не имеется.

Иное толкование норм материального права, к которому сводятся доводы жалобы, правильность выводов суда первой инстанции и законность принятого им решения не опровергает.

Доводы о том, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг должна быть назначена по ранее действующему законодательству по достижении мужчинами возраста 60 лет, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу части 3 статьи 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов. Между тем действующее законодательство связывает право на получение указанной компенсации с такими обстоятельствами как достижение нетрудоспособного возраста, в настоящем случае – достижение 64 лет.

Аргументы жалобы о том, что в Законе Ульяновской области от 19.12.2007 № 217-ЗО «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области» не содержится указаний на возраст, по достижению которого возникает право на предоставление компенсаций, являются субъективным толкованием норм материального права апеллянта, и не могут быть приняты в качестве оснований для отмены законного судебного акта.

Просьба в уведомлении об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Ульяновской области от 11.05.2023 о возврате необоснованно полученных денежных средств в размере  7871 руб. 58 коп. не повлекла нарушение прав истца, приведенная денежная сумма с Кашина С.В. не взыскивалась. Министерство социального развития Ульяновской области указало об ошибочности данной информации, поскольку Законом Ульяновской области № 217-ЗО от 19.12.2007  не предусмотрен возврат излишне выплаченных средств данной компенсации вследствие ошибки, допущенной органами социальной защиты.

Ссылка на то, что Кашин С.В. с 26.12.2015 является единственным учредителем и директором общества с ограниченной ответственностью «***», основным видом деятельности которого является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, сделана на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 83-86).

Указанное юридическое лицо является действующим.

Положения статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяют круг лиц, считающихся подлежащими обязательному пенсионному страхованию, в число которых входят руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), поскольку такие граждане осуществляют деятельность, носящую возмездный характер и предполагающую извлечение дохода.

Решение единственного участника общества о возложении на себя функции единоличного исполнительного органа является обстоятельством, подтверждающим наличие трудовых отношений с руководителем организации. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми, среди прочих, считаются лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности (абзац десятый статьи 2 этого же закона).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 25.05.2010 № 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина» указал, что участники хозяйственных обществ, которые могут создаваться, в частности, в форме общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.

Осуществляемая участниками хозяйственных обществ экономическая деятельность предпринимается на их собственный риск и в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества доходов.

Таким образом, в отсутствие опровергающих доказательств на момент вынесения решения суда сделать вывод о том, что Кашин С.В., как участник действующего общества с ограниченной ответственностью, его директор и единственный учредитель, независимо от ведения обществом хозяйственной деятельности и получения дохода являлся неработающим пенсионером, не представлялось возможным.

Кроме того, данная ссылка не влечет отмену решения суда, поскольку истец не достиг необходимого возраста для получения спорной компенсации.

Принимая во внимание отказ в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг,  назначении данной компенсации с даты обращения, производные требования о компенсации морального вреда, взыскании расходов по уплате государственной пошлины также не подлежали удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                                от 22 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                         Кашина Сергея Викторовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                        (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.10.2023