Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Тарифы
Документ от 25.09.2023, опубликован на сайте 16.10.2023 под номером 108852, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-253/2023

73OS0000-01-2023-000158-71

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 сентября 2023 года                                                                 город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» о признании недействующими в части  приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области: от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год»,  от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии   для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год», 

 

у с т а н о в и л :

 

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (далее – приказ № 97-П).

Пунктом 1.1 указанного приказа утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (Приложение № 1).

В таблице 1 Приложения № 1 к указанному приказу утверждены НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенные при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области.

В п. 2 указанной таблицы для АО «Ульяновская сетевая компания» утверждена НВВ в размере 629 584,15 тыс. руб. (л.д. 18, 21 оборот т.1).

27 декабря 2022 года Агентством принят приказ № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год».

Пунктом 4 Приложения к приказу установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчета между ПАО «Россети Волга» и АО «УСК», пунктом 28 – для взаиморасчета между ООО «ЭнергопромГРУПП» и АО «УСК» (л.д. 196-199 т.1).

АО «УСК»  обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующими со дня принятия:

-  Приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в части установления  НВВ для АО «УСК»  без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 таблицы 1 «Размер экономически основанных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ульяновской области на 2023 год»;

- Приказ Агентства от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии   для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и ОАО «УСК на территории Ульяновской области (пункт 4 приложения к указанному приказу); в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов  между сетевыми организациями ООО «ЭнергопромГРУПП» и АО «УСК» на территории Ульяновской области (пункт 28 приложения к приказу).

Также просило возложить на Агентство обязанность по принятию заменяющих нормативных правовых актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указало на то, что АО «УСК» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

При расчете НВВ на 2023 год в её состав не были включены предусмотренные утвержденной в установленном законом порядке инвестиционной программой на 2022-2026 годы расходы на её исполнение в размере 65 805,81 тыс. руб.  – прибыль на капитальные вложения. 

Данные расходы не были включены в НВВ на 2023 год, чтобы не допустить превышение предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии на 2023 год, утвержденного ФАС России.

АО «УСК» не согласно с утвержденным размером НВВ и, соответственно, с установленным на основе НВВ размером индивидуального тарифа для взаиморасчета с  ПАО «Россети Волга» о ООО «ЭнергопромГРУПП», поскольку утвержденный размер НВВ является экономически необоснованным и не позволит АО «УСК» выполнить мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 522-ФЗ от 27 декабря 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выполнения АО «УСК» обязанности по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии её потребителям. Это, в свою очередь, может привести к неоплате потребителями электрической энергии.  

Указывает на то, что действующее законодательство допускает возможность установления тарифа с превышением установленного ФАС России предельного уровня тарифа на передачу электрической энергии при согласовании указанного решения с ФАС, чего Агентством в данном случае сделано не было.

В обоснование своих требований ссылается также на вступившее в законную силу решение Ульяновского областного суда от 24 ноября 2022 года по делу № ***, которое принято по аналогичному спору при установлении тарифов на 2022 год.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Россети Волга», ООО «Энергетическая промышленная группа» (далее также ООО «ЭнергопромГРУПП»).

В судебном заседании представитель истца Жирнова Т.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Агентства Долгов О.В. просил отказать в удовлетворении требований истца. Указал на то, что расходы общества в сумме 65 805,81 руб. – прибыль на капитальные вложения, утвержденные в рамках инвестиционной программы общества на 2023 год, не были включены в состав НВВ истца при утверждении тарифов на 2023 год с целью не допустить превышение максимальных уровней тарифов, утвержденных ФАС России.

Предельные уровни тарифов на передачу электрической энергии на 2023 год утверждены ФАС России без учета инвестиционных программ.

В абзаце 2 п. 7 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» указано, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта РФ.

Данная формулировка закона не содержит обязанности органа исполнительной власти РФ в области государственного регулирования тарифов подавать в ФАС России заявление о согласовании установления цен (тарифов), превышающих установленные  ФАС России предельные уровни цен (тарифов), если такое решение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в установленном законом порядке.

Решение о согласовании с ФАС России превышения предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных  в установленном законом порядке, должно быть принято на уровне руководства региона самостоятельно. В настоящее время такого решения Агентством не принято.

Также указывает на то, что за 2022 год общество не понесло убытков, поскольку средства на установку интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) с целью исполнения Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 19 июня 2020 года № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)», были использованы обществом из другого источника финансирования инвестиционной программы – по статье расходов «Амортизация».

Обращает внимание на то, что в 2025 году АО «УСК» перестанет соответствовать  критериям, предъявляемых к территориальным сетевым организациям, в связи с их ужесточением. В связи с этим тарифы для истца в 2025 году устанавливаться не будут. Это приведет к невозможности произвести  корректировку НВВ для истца в 2025 году в случае неисполнения им инвестиционной программы, и приведет к необоснованному получению истцом дополнительной прибыли. 

Полагает невозможным изменение НВВ для истца без  пересмотра единых (котловых) тарифов для всех сетевых организаций Ульяновской области. Вместе с тем истцом указанные требования не заявлены.

Истцом не оспаривается и приказ Агентства от 22 ноября 2022 года № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики  и конкуренции Ульяновской области, Агентства по регулировании цен и тарифов Ульяновской области», который вносит изменения в приказ Агентства от 27 декабря 2021 года № 388-П «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2022-2026 годов». Удовлетворение требований истца без обжалования данного приказа приведет в коллизии нормативных правовых актов, что недопустимо.

Решение суда в случае удовлетворения требований истца будет неисполнимым, поскольку пересмотр тарифа после истечения периода регулирования является недопустимым, что предусмотрено п. 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178. 

Агентство не согласно с предыдущим решением Ульяновского областного суда по аналогичному иску (дело ***), поскольку данное решение противоречит вступившему с законную силу решению Арбитражного суда г.Москвы по делу ***. В настоящее время Агентством подана жалоба на решение Ульяновского областного суда в Верховный Суд РФ.

Удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав ПАО «Россети Волга», являющегося смежной с истцом сетевой организацией.

Также указывает, что АО УСК» обращалось в Правительство Ульяновской области о возможности выхода за пределы максимально установленных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии в связи с включением в состав НВВ АО «УСК» на 2023 год предусмотренных инвестиционной программой расходов по статье «прибыль на капитальные вложения».  Вместе с тем письмом от 8 декабря 2022 года за подписью председателя Правительства  Ульяновской области *** в этом было отказано в целях недопущения избыточной финансовой нагрузки на потребителей электрической энергии.

Представители ПАО «Россети Волга» и ООО «ЭнергопромГРУПП» в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований истца, поддержав позицию Агентства. Указывали на то, что удовлетворение требований истца без пересмотра единых котловых невозможно.

Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля, заключение прокурора об удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела Ульяновского областного суда № ***, материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или  в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом  нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правоотношения в области электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2) и Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказ ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 

АО «УСК» является  территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.

22 ноября 2022 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (далее – приказ № 97-П).

Пунктом 1.1 указанного приказа утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, поставляемой прочим потребителям (Приложение № 1).

В таблице 1 Приложения № 1 к указанному приказу утверждены НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенные при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской области.  В п. 2 указанной таблицы для АО «Ульяновская сетевая компания» утверждена НВВ в размере 629 584,15 тыс. руб. (л.д. 18, 21 оборот т.1).

Данный Приказ опубликованы года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 ноября 2022 года, номер публикации 7301202211240001 (л.д. 201 т.1).

27 декабря 2022 года Агентством принят приказ № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год».

Пунктом 4 Приложения к приказу установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчета между ПАО «Россети Волга» и АО «УСК», пунктом 28 – для взаиморасчета между ООО «ЭнергопромГРУПП» и АО «УСК» (л.д. 196-199 т.1).

Данный приказ опубликован года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2022 года, номер публикации 7301202212290003 (л.д. 200 т.1).

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах  «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Полномочия Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года №6/138-П.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Данные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике  являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение   доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых  организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного  периода регулирования.

В соответствии с п. 12 Основ ценообразования при установлении тарифа для АО «УСК» применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Период регулирования – 2022-2026 годы.

Пунктом 38 Основ предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, к которым, в частности, относится величина неподконтрольных расходов, рассчитанная в соответствии с перечнем расходов, утвержденным в методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Неподконтрольные расходы в соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э включают в себя, в том числе,   расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. При этом при применении метода долгосрочной индексации темп роста одноставочного единого (котлового) тарифа в соответствующем субъекте Российской Федерации на каждый год 1-го долгосрочного периода регулирования не превышает темпа, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год (абзац 20 пункта 38 Основ ценообразования).

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Аналогичные положения предусмотрены в главе II Методических указаний № 98-э.

Так, в п. 4 Методических указаний № 98-э указано, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

2023 год является для АО «УСК» вторым годом долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов.

В п. 11 Главы III Методических указаний № 98-э приведена формула (2) для расчета НВВ в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации.

Данная формула включает в себя показатель НРi - неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для i-го года долгосрочного периода регулирования, включающие в себя, в том числе расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли (в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования) (тыс. руб.). Указанные расходы с учетом возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной в соответствии с настоящими Методическими указаниями без учета расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли и налога на прибыль на капитальные вложения, расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемых ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, возврата заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, используемого для осуществления регулируемой деятельности, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга).

Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.

Таким образом, размер расходов на финансирование капитальных вложений из прибыли, подлежащих включению в НВВ,  определяется на основе утвержденной инвестиционной программы, с учетом ограничения указанных расходов размером 12% от НВВ, рассчитанной в соответствии с Методическими указаниями. 

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области № 197-од от 23 сентября 2021 года была утверждена инвестиционная программа акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» на 2022-2026 годы.

Согласно указанной инвестиционной программе размер инвестиций на 2023 год составил 110,0228 млн. руб. Источниками финансирования инвестиционной программы явились амортизация – 44,21696 млн. руб. и прибыль на капитальные вложения – 65,80585 руб. (Приложение № 8 к Распоряжению Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области № 197-од от 23 сентября 2021 года) (см. диск и л.д. 87-88 т.3).

При этом 88,608 млн. руб. в соответствии с инвестиционной программой предусмотрены на организацию интеллектуальной системы учета электроэнергии - для выполнения мероприятий, предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Приложение № 1 к приказу Минэнерго России от 5 мая 2016 года № 380) – Форма 1. Перечни инвестиционных проектов на 2022-2026г.г. Инвестиционная программа АО «Ульяновская сетевая компания», год раскрытия информации: 2023г. (см. диск и л.д.88 т.3).

Согласно положениям указанной статьи учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 года, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Инвестиционная программа АО «СК» на 2022-2026 годы до её утверждения во исполнение п. 19 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 977, была направлена в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области для согласования.

Согласно п. 49 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о принятии к рассмотрению проекта инвестиционной программы представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключения по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы и при наличии замечаний - исчерпывающий перечень таких замечаний в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку: ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации; соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.

18 августа 2021 года Агентство направило в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды заключение по инвестиционной программе АО «УСК». В данном заключении была приведена оценка ценовых (тарифных) последствий выполнения инвестиционной программы на период её реализации в отношении 2022 года.

В п. 2 заключения приведена оценка соответствия проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.

В письме, в частности, указано, что проект скорректированной инвестиционной программы АО «УСК на период 2022-2026 года содержит расчет целевых значений показателей надежности и качества на 2022-2026 годы и соответствует уровню долгосрочных параметров регулирования (л.д. 90 т.3).

В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что инвестиционная программа была утверждена в установленном законом порядке.

Данное обстоятельство было установлено в рамках рассмотрения Ульяновским областным судом административного дела № ***.

Абзацем 8 п. 32 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность корректировка НВВ на очередной период регулирования путем исключения из НВВ расходов на реализацию не исполненных инвестиционных проектов в прошлом периоде регулирования.

Полное исключение из НВВ текущего периода регулирования расходов (в данном случае по статье «Прибыль на капитальные вложения»), предусмотренных инвестиционной программой, действующим законодательством не предусмотрено. 

Из экспертного заключения по определению (корректировке) НВВ на услуги по передаче электрической энергии АО «УСК» на 2023 года по методу долгосрочной индексации НВВ следует, что корректировка НВВ на 2023 год в связи с изменением (неисполнение) инвестиционной программы за 2021 год Агентством не производилась, составила 0,00 тыс. руб. (л.д. 32 т.2). 

При таких обстоятельствах оснований для исключения из состава НВВ АО «УСК» на 2023 год расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» не имелось.

Ссылка Агентства на то, что не включение указанной суммы в состав НВВ на 2023 год было обусловлено  необходимостью установления тарифа не выше  предельного уровня тарифа, установленного приказом ФАС России, не может быть признана обоснованной.

Абзацем 1 п. 81 Основ ценообразования предусмотрено, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) настоящего документа на долгосрочный период или очередной год.

Согласно абзацу 4 указанного пункта органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Вместе с тем законодательство о тарифном регулировании в сфере электроснабжения не исключает возможности установления тарифов выше или ниже их предельных уровней при соблюдении требований ч. 7 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Согласно ч. 7 ст.23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержден Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года N 1483/19 (далее - Порядок от 8 ноября 2019 года).

В соответствии с пунктом 1 названного Порядка он определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с согласованием решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Основанием для рассмотрения вопроса о согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, является заявление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - заявитель), направленное в Федеральную антимонопольную службу на бланке заявителя (далее - заявление) (пункт 2 Порядка от 8 ноября 2019 года).

Пунктом 8 Порядка от 8 ноября 2019 года предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2 - 7 настоящего Порядка, представляются в ФАС России не позднее 20 календарных дней со дня принятия ФАС России балансовых решений в сроки, установленные абзацем 7 пункта 60 Основ ценообразования.

Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 года № 2053 определены особенности индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года, которые, в частности, предусматривают, что предельным сроком представления в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о планируемом установлении на декабрь 2022 г. предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, предусмотренного пунктом 47(2) Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (далее - Основы формирования индексов), для согласования, указанного в пункте 47(1) Основ формирования индексов, является срок не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления (подпункт 2 п. 4).

Следовательно, по общему правилу, если в процессе расчета тарифов в электроэнергетике будет установлена необходимость превышения предельных уровней тарифов, органу регулирования надлежит в установленные законодательством сроки направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 08 ноября 2019 года № 1483/19.

Вместе с тем данная процедура проведена Агентством не была.

Доказательств обратного суду не представлено.

При этом суд отмечает, что при обоснованности заявленных территориальной сетевой организацией расходов, подлежащих включению в НВВ,  отказ тарифного органа во включении указанных расходов в состав НВВ с целью не превышения установленных ФАС России предельных уровней тарифов должен предусматривать способ возмещения сетевой организации указанных расходов, в том числе и за счет соответствующего бюджета, что в данном случае сделано не было. 

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании недействующей строки 2 таблицы № 1 Приложения № 1 к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (в части установления размера НВВ для АО «Ульяновская сетевая компания»), подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

Поскольку НВВ АО «УСК» на 2023 год рассчитана неверно, суд приходит к выводу о том, что размер индивидуального  тарифа для взаиморасчета с ПАО «Россети Волга» и ООО «ЭнергопромГРУПП», рассчитанный на основе размера НВВ сетевой организации, определенного с ошибкой, также является неверным.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о признании недействующими строк 4 и 28 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии   для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Россети Волга» и АО «Ульяновская сетевая компания», между  ООО «ЭнергопромГРУПП и АО «Ульяновская сетевая компания», также подлежат удовлетворению.

Довод представителя Агентства и заинтересованных лиц по делу о невозможности изменения НВВ для истца без оспаривания единых (котловых) тарифов не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Действительно,  в соответствии с абзацем 2 п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 6 августа 2004 года № 20-э/2, расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Таким образом, изменение НВВ для одной сетевой организации повлечет необходимость изменения единых (котловых) тарифов.

Право формулирования административных исковых требований принадлежит истцу. В данном случае истец оспаривает приказ Агентства только в части установленного в отношении него размера НВВ. Вместе с тем при удовлетворении требований истца Агентство, как орган исполнительной власти в области   регулирования тарифов, обязан привести другие пункты оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с действующим законодательством.

Это же относится и к приказу Агентства от 22 ноября 2022 года № 101-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики  и конкуренции Ульяновской области, Агентства по регулировании цен и тарифов Ульяновской области», который вносит изменения в приказ Агентства от 27 декабря 2021 года № 388-П «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2022-2026 годы», в котором НВВ для истца на 2023 год указана в размере  629 584,15 тыс. руб. (л.д. 34 оборот т.1).

Довод истца со ссылкой на п. 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178, о невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения требований истца, поскольку законодательством запрещено установление тарифов на прошлый период, является несостоятельным.

Пунктом 31 вышеприведенных Правил предусмотрено, что решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

В данном случае имеет место не установление тарифов вновь и распространение  их на прошлый период, а приведение в соответствии с действующим законодательством  первоначального решения органа тарифного регулирования, устанавливающего тарифы на очередной период регулирования.

Кроме того, в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» разъяснено, что в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).

Суд не может согласиться с доводами Агентства о невозможности проведения в 2025 году корректировки НВВ истца в случае невыполнения им в 2023 году инвестиционной программы, поскольку в 2025 году истец перестанет соответствовать критериям, предъявляемым к территориальным сетевым организациям, в связи с чем тарифное регулирование в отношении него будет невозможным. Указанные доводы основаны на предположениях. В данном случае суд рассматривает спор, имеющий место в настоящее время.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- строку 2 таблицы № 1 Приложения № 1 к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» (размер НВВ для АО «Ульяновская сетевая компания»);

- строки 4 и 28 приложения к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2022 года № 357-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии   для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2023 год» (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Россети Волга» и АО «Ульяновская сетевая компания», между  ООО «ЭнергопромГРУПП и АО «Ульяновская сетевая компания»).

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  обязанность по принятию заменяющих нормативных актов в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                            Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено  6 октября 2023 года.