Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ч.2.1 ст.17.15
Документ от 05.10.2023, опубликован на сайте 12.10.2023 под номером 108805, Админ. 1 пересмотр, ст.17.15 ч.2.1 КоАП РФ, Отменено с прекращением производства

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Трифонова Е.В.                                                           Дело № 12-87/2023

73RS0008-01-2023-000289-05                                          

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          5 октября 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главы муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области Макарова Александра Ивановича на постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от              1 августа 2023 года (дело № 5-1-67/2023),

 

установил:

 

постановлением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 01.08.2023 муниципальное учреждение администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Инзенский район») привлечена к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, глава администрации МО «Инзенский район» Макаров А.И. не соглашается с вынесенным по делу постановлением, полагает его подлежащим отмене, производство по делу прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что в целях исполнения решения суда администрацией МО «Инзенский район» направлялись обращения в Совет депутатов МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района о выделении финансирования на исполнение данного исполнительного производства.

В ответ на эти обращения представительным органом местного самоуправления принято решение о том, что выделить денежные средства на обозначенные цели из бюджета муниципального образования на 2022 год и предусмотреть их в бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годы, не представляется возможным.

Со ссылкой на положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, указывает, что производство по делу подлежит прекращению.

Кроме того, ссылается на приложение к распоряжению Губернатора Ульяновской области от 09.03.2022 №174-р «О некоторых мерах по оптимизации и повышению эффективности расходов бюджета Ульяновской области», согласно которому за счет средств областного бюджета Ульяновской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов приостановлены закупки для осуществления нужд Ульяновской области, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов государственной собственности Ульяновской области.

Таким образом, администрация МО «Инзенский район» не могла в
2022 году и в истекшем периоде 2023 года профинансировать и осуществить муниципальные закупки для проведения ремонтных работ в этом жилом доме.

Утверждает, что исполнение постановления от 16.03.2021 о привлечении администрации МО «Инзенский район» к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ прекращено в связи с истечением срока давности его исполнения.

Подробно позиция главы администрации МО «Инзенский район»     Макарова А.И.  изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 2.1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 28.08.2012 на администрацию МО «Инзенский район» возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул.Социалистическая, д.17.

16.04.2015 в связи с неисполнением данного судебного акта ОСП по Инзенскому и Базарносызганскому районам УФССП по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №*** и должнику установлен срок для добровольного исполнения решения суда.

06.10.2015 в виду неисполнения в добровольном порядке требования судебного пристава-исполнителя с должника взыскан исполнительский сбор.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.02.2023 должнику установлен срок для исполнения исполнительного документа до 31.03.2023.

10.04.2023 судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что решение суда не исполнено.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения администрации МО «Инзенский район» к административной ответственности, предусмотренной ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшийся акт признать законным нельзя, по следующим основаниям.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из протокола об административном правонарушении от 14.04.2023 следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.03.2021 администрации МО «Инзенский район» назначено наказание в виде административного штрафа.

Учитывая данное обстоятельство, судебный пристав-исполнитель пришел к выводу о том, что последующее неисполнение его требования от 13.02.2023 образует в деянии администрации МО «Инзенский район» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ. Суд первой инстанции с данными выводами судебного пристава-исполнителя согласился.

При этом из постановления суда первой инстанции следует, что администрация МО «Инзенский район» ранее привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП не 16.03.2021, как указано в протоколе об административном правонарушении,  а  21.03.2021. Указанному противоречию суд первой инстанции дал оценку, согласно которой данный недостаток является несущественным, поскольку судебным приставом-исполнителем в протоколе об административном правонарушении допущена описка в дате предыдущего наложения на должника штрафа.

Однако с указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, вопреки выводам суда, в материалах дела содержатся сведения о том, что 16.03.2021 администрация МО «Инзенский район» привлекалась к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ (л.д.108). В то же время, из доводов жалобы следует, что постановление от 16.03.2021 отменено и производство по делу прекращено. Указанные обстоятельства не проверены судом, однако имеют существенное значение, поскольку влияют на достоверность выводов о том, является ли ссылка судебного пристава-исполнителя в протоколе об административном правонарушении на постановление от 16.03.2021 опиской.

Кроме того, ст.4.6 КоАП РФ установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Частью 2 ст.31.2 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.3 ст.32.2 данного кодекса.

В ч.1 ст.31.9 КоАП РФ определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

При применении ст.4.6 КоАП РФ и решении вопроса о том, считается ли лицо подвергнутым административному наказанию, подлежит установлению момент, когда исполнение постановления о назначении административного наказания было окончено в полном объеме, учитывая при этом положения ст.31.9 КоАП РФ о сроках давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

В том случае, когда отсутствуют сведения об уплате административного штрафа в течение двух лет со дня вступления постановления о назначении данного административного штрафа в законную силу, а также не имеется сведений о перерыве течения названного срока давности, днем окончания исполнения постановления о назначении административного штрафа (независимо от календарной даты, когда судебным приставом-исполнителем принято решение об окончании исполнительного производства) будет являться день, в который истекли два года со дня вступления данного постановления в законную силу.

Следовательно, лицо будет считаться подвергнутым соответствующему административному наказанию до истечения одного года с указанного дня.

Данная позиция изложена в п.56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.

Вместе с тем судом первой инстанции не установлено как наличие постановления о наложении административного штрафа от 16.03.2021, так и то, исполнено ли оно.

Более того, из материалов дела следует, что имеются два постановления от 29.03.2021, которые по своему содержанию отличаются друг от друга, несмотря на то, что резолютивные части указанных постановлений содержат выводы о привлечении администрации МО «Инзенский район» к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей  (л.д.33, 96).

Данным противоречивым постановлениям оценка судом первой инстанции не дана. Следовательно, установить какое из предыдущих постановлений указано в протоколе об административном правонарушении в качестве обстоятельства,  являющегося квалифицирующим, не представляется возможным.   

В связи с наличием изложенных противоречий и недостатков, а также с учетом того, что в протоколе об административном правонарушении указано на постановление о наложении административного штрафа от 16.03.2021, тогда как судом сделан вывод о том, что обстоятельством, влияющим на квалификацию деяния администрации МО «Инзенский район», является наличие постановления о наложении административного штрафа от 29.03.2021, должник не мог быть привлечен к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку по делу отсутствует доказанный и надлежащим образом указанный в протоколе об административном правонарушении факт привлечения должника к административной ответственности. При этом суд не наделен полномочиями самостоятельно изменять объем предъявленного административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, обвинения увеличивая его либо иным образом ухудшая положения такого лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, и исходя из фактических обстоятельств, содержащихся в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении, администрация МО «Инзенский район» не подлежала привлечению к административной ответственности по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ в виду отсутствия состава указанного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 01.08.2023, вынесенное в отношении администрации МО «Инзенский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

Руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

р е ш и л:

 

постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от     1 августа 2023 года, вынесенное в отношении муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ,  отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального учреждения администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                  В.Г. Буделеев