Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Постановка на учет на получение единовременной социальной выплаты для получения или строительства жилья
Документ от 03.10.2023, опубликован на сайте 23.10.2023 под номером 108772, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплате для приобретения или строительства жилого помещения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001658-52

Судья Шабинская Е.А.                                                                    Дело № 33-4372/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 3 октября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2034/2023 по  апелляционным жалобам Пилипчук Ольги Сергеевны, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и                                         ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления                      Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,                 чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска                от 12 мая 2023 года, с учетом определения того же суда от 14 июля 2023 года                      об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования Пилипчук Ольги Сергеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,                    чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленное протоколом № *** от 16.11.2021 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной              противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы                                                       из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, об отказе Пилипчук Ольге Сергеевне в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области поставить Пилипчук Ольгу Сергеевну на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия решения об отказе Пилипчук Ольги Сергеевны в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства                                  жилого помещения, а именно с 16.11.2021.

В удовлетворении остальной части иска Пилипчук Ольги Сергеевны отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя Пилипчук О.С. – Теплинской Д.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области,  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий                                     Хаяровой Т.Х., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

 

установила:

 

Пилипчук О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – Главное управление МЧС России по Ульяновской области) о признании незаконными и отмене решений комиссии, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты.

Исковые требования мотивированы тем, что Пилипчук О.С. с 01.09.2004 проходит службу в органах МЧС. Жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Московской области 11.07.2016 она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из двух человек (заявитель Пилипчук О.С. и её дочь – П*** С.О., *** года рождения) в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 29.12.2018 в связи с рождением дочери Б*** Е.Ю., *** года рождения, жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Московской области в учетное дело заявителя внесены изменения (протокол от 22.03.2019 № ***). В связи с откомандированием в Главное управление МЧС России по Ульяновской области жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Московской области (выписка из протокола от 30.06.2020 № ***)  Пилипчук О.С. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты (приказ Главного управления МЧС России по Московской области от 09.09.2019  № ***). 18.05.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с назначением на должность в Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Протоколом жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 09.10.2020 № *** Пилипчук О.С. снята с учета на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. По причине регистрации Пилипчук О.С. и её несовершеннолетних детей в квартире по адресу: г***, принадлежащей матери заявителя, жилищная комиссия пришла к выводу об обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы 15 кв.м. Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07.01.2021 по гражданскому делу № 2-1354/2021 удовлетворены исковые требования собственника квартиры Б*** И.Н. к Пилипчук О.С. и её дочерям о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета. Повторно обратившись с заявлением в Главное управление МЧС России по Ульяновской области, истцом представлено указанное решение суда. Протоколом жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 16.11.2021 № *** истцу отказано в восстановлении на учете в связи с отсутствием таких полномочий. Вместе с тем правового различия в правовой природе понятий «восстановление» и «постановка» на учет не имеется.

Истец просил суд признать незаконными и отменить решения комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 09.10.2020 № *** о снятии с учета для приобретения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,  от 16.11.2021 № ***  об отказе в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на момент первоначальной постановки на учет 11.07.2016, возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Ульяновской области восстановить Пилипчук О.С. и членов её семьи П*** С.О., *** года рождения, Б*** Е.Ю., *** года рождения, на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Московской области, П*** С.О., Б*** Е.Ю. в лице законного представителя Пилипчук О.С., Бердникова И.Н.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Пилипчук О.С. не соглашается с решением суда, просит его изменить в части, указав дату постановки Пилипчук О.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 11.07.2016.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные исковому заявлению. Обращает внимание, что решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 01.07.2021 установлено, что Бердникова И.Н. и Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. членами одной семьи не являются, совместное хозяйство не ведут. В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что Пилипчук О.С. не имела право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, полагает необоснованным и незаконным.

В апелляционной жалобе третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство Российской Федерации                                         по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и                                         ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) не соглашается с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, просит отменить в части возложения обязанности на Главное управление МЧС России по Ульяновской области поставить Пилипчук О.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия решения об отказе в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно с 16.11.2021.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание приказ МЧС России от 25.03.2019 № ***, которым предусмотрен Порядок формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также полномочия комиссии по постановке на учет и снятию сотрудников ФПС ГПС с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Жилищная комиссия вправе рассмотреть вопрос о постановке на учет, полномочий по восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеет. Судом первой инстанции не рассмотрен вопрос относительно оценки действий Пилипчук О.С. и Бердниковой И.Н. в части совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, просит отменить в части возложения обязанности поставить Пилипчук О.С. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия решения об отказе в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно с 16.11.2021.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы МЧС России.

В возражениях на апелляционную жалобу истца МЧС России, Главное управление МЧС по Ульяновской области просят апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ульяновской области Пилипчук О.С. просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 13 части 2 статьи 1 названного закона. К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты  предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пилипчук О.С. с 22.02.2009 состояла в зарегистрированном браке с П*** О.Л., брак прекращен 20.11.2012 на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 08.10.2012 (л.д. 10, 102).

Пилипчук О.С. имеет двоих несовершеннолетних детей П*** С*** О***, *** года рождения, Б*** Е*** Ю***, *** года рождения (л.д. 12, 13).

С 19.02.2016 Пилипчук О.С. зарегистрирована по адресу: г. ***, в жилом помещении общей площадью 72,4 кв.м, собственником которого является мать истца – Бердникова И.Н.

В указанном жилом помещении были зарегистрированы дети Пилипчук О.С., с 19.02.2016 – П*** С.О. (внучка собственника), с 01.09.2017 – Б*** Е.Ю. (внучка собственника), а также с 01.09.2017 по 11.06.2019 – Б*** Ю.А. (зять собственника) (л.д. 105). 

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 01.07.2021 удовлетворены исковые требования Бердниковой И.Н. к Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. о признании их утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***.

Вступившее в законную силу решение суда явилось основанием для снятия 10.08.2021 Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. с регистрационного учета по адресу: *** (л.д. 38-39).

С 04.02.2022 Пилипчук О.С. с детьми имеют временную регистрацию по адресу: ***, собственником жилого помещения является М*** Н.А. (л.д. 104).

Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. проживают по адресу:                  *** на основании договора найма жилого помещения (квартиры) от 19.08.2019 (л.д. 139-141).

Пилипчук О.С. в период с 07.12.2015 по 10.09.2019 проходила службу в Федеральном казенном учреждении «***».

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области от 19.08.2016 № *** Пилипчук О.С. поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства *** С.О., 22.08.2009!% года рождения, с 11.07.2016 (л.д. 19-20, 47).

В связи с рождением дочери Б*** Е.Ю., *** года рождения, на основании рапорта Пилипчук О.С. в учетное дело внесены изменения. В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области от 22.03.2019 № ***, состав семьи Пилипчук О.С. составляет три человека (л.д. 50).

Приказом Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 11.09.2019 № *** Пилипчук О.С. назначена на должность *** с 11.09.2019 (л.д. 51).

Жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Московской области (выписка из протокола от 30.06.2020 № ***) Пилипчук О.С. снята с учета по обеспечению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с откомандированием в Главное управление МЧС России по Ульяновской области.

13.05.2020 Пилипчук О.С. обратилась с рапортом на имя начальника Главного управления МЧС России по Ульяновской области о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты в связи с переводом на новое место службы. Рапорт зарегистрирован 18.05.2020.

Учетное дело Пилипчук О.С. передано Главным управлением МЧС России по Московской области в Главное управление МЧС России по Ульяновской области  02.10.2020.

Решением комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области (выписка из протокола от 09.10.2020 № ***) Пилипчук О.С. снята с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (л.д. 21-23).

Основанием, послужившим для снятия Пилипчук О.С. с учета 09.10.2020, предусмотренным подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

По причине регистрации Пилипчук О.С. и её несовершеннолетних детей в квартире по адресу: ***, площадью 72,4 кв.м, принадлежащей матери заявителя, жилищная комиссия пришла к выводу об обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы 15 кв.м на одного члена семьи.

30.09.2021 в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Ульяновской области поступил рапорт Пилипчук О.С. о восстановлении в очереди на получение единовременной социальной выплаты с 11.07.2016 в связи с вступлением в законную силу решения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 01.07.2021 о снятии с регистрационного учета по адресу***, Пилипчук О.С., П*** С.О. и Б*** Е.Ю.

Решением комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области (выписка из протокола от 16.11.2021 № ***) Пилипчук О.С. отказано в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на момент первоначальной постановки на учет 11.07.2016 на основании  пункта 11 Порядка формирования и работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы  и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2019 № 160 (л.д. 24-27).

Причиной отказа послужило отсутствие полномочий жилищной комиссии по восстановлению сотрудника (гражданина) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Полагая решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области об отказе в постановке (восстановлении) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с первоначальной даты постановки на учете незаконными, Пилипчук О.С. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая возникший спор, руководствуюсь статьями 30, 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, суд исходил из того, что вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, обеспеченности на момент принятия оспариваемого решения от 09.10.2020 Пилипчук О.С. и двоих несовершеннолетних детей жилой площадью более 15 кв.м на каждого человека, в результате чего пришел к выводу о законности решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области  от 09.10.2020 № ***, а также необходимости признания незаконным и отмене решения ответчика от 16.11.2021 № ***, восстановлении истца на учете на получение единовременной социальной выплаты с 16.11.2021, поскольку на момент принятия последнего решения имелось вступившее в законную силу решение суда о признании Пилипчук О.С. с детьми утратившими право пользования жилым помещением по месту их регистрации, они не могли быть признаны обеспеченными жилой площадью более 15 кв.м на человека.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии Главного управления МЧС по Ульяновской области, оформленного протоколом от 09.10.2020 № ***, возложении обязанности по восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с первоначальной даты постановки на учет.

Из разъяснений, изложенных в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления (абзац 2 вышеуказанного пункта).

Кроме того, суд апелляционной инстанции должен проверить решение суда в полном объеме, если обжалуемая часть решения неразрывно связана с другими частями решения.

Принимая во внимание несогласие истца с восстановлением на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.11.2021, а не первоначальной даты постановки на учет 11.07.2016, невозможность удовлетворения требования о восстановлении на учете с 11.07.2016 при наличии решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 09.10.2020 № ***, судебная коллегия в интересах законности, соблюдения права на обеспечение жилым помещением приходит к выводу о необходимости выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и проверить обжалуемое решение суда в полном объеме.

Подпунктом «г» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрен перечень документов предоставляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

Из оспариваемого истцом решения жилищной комиссии о снятии              Пилипчук О.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты не усматривается, какие сведения, представленные истцом, не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и в представленных документах, послуживших основанием для постановки его на учет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Х*** Т.Х. пояснила, что сведений о том, какие документы представляла Пилипчук О.С. при постановке на учет, не имеется.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что жилищная комиссия при проверке паспорта сотрудника имела возможность установить место его регистрации и обратить внимание на предоставление необходимых сведений в отношении жилого помещения, в котором зарегистрирован заявитель.

Вместе с тем из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области от 19.08.2016 № *** следует, что заявление Пилипчук О.С. с комплектом документов (учетным делом) о признании её нуждающимся с правом на получение единовременной социальной выплаты рассмотрено и вынесено решение о её постановке на учет с целью получения данной выплаты.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Действительно статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица вселенные в качестве члена семьи и проживающие вместе с собственником или нанимателем жилого помещения имеют равные с ними права по пользованию жилым помещением, однако для такого вывода необходимо установить, что эти лица вселены именно в этом качестве.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.

Указание в выписке из имеющихся учетов ОРУГ сведений о родстве с собственником жилого помещения само по себе не свидетельствует с бесспорностью о том, что истец с детьми и Бердникова И.Н. согласно жилищному законодательству являются членами одной семьи.

Учитывая, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пилипчук О.С. проходила службу в Главном управлении МЧС России по Московской области, следовательно, проживала по месту прохождения службы, несмотря на её регистрацию с 19.02.2016 в квартире матери по адресу: ***, сделать вывод о том, что Пилипчук О.С. с детьми и Бердникова И.Н. являлись членами одной семьи,  обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы 15 кв.м, не представляется возможным.

В отсутствие опровергающих доказательств постановка истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть признана незаконной.

Кроме того, судебная коллегия учитывает вступившее в законную силу решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 01.07.2021, которым  Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***. При предъявлении такого иска собственник жилого помещения Бердникова И.Н. указала, что ответчики самостоятельное право на жилое помещение не получали, расходы по содержанию квартиры не несли, членами семьи собственника не являлись, совместное хозяйство не вели, раздельно проживали и имели раздельный бюджет. Регистрировались они в квартире не как члены семьи, фактически между ними имел место договор безвозмездного пользования жилым помещением. После разрыва отношений со своим супругом Бердникова И.Н. предупредила Пилипчук О.С. о своем намерении вселиться в квартиру и впоследствии продать данное жилое помещение.

Доказательств наличия у истца и членов её семьи прав на иные жилые помещения, подлежащие учету в соответствии с нормами федерального законодательства, и совершения Пилипчук О.С. действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении своих жилищных условий, материалы дела не содержат.

Обращение Бердниковой И.Н. в суд с исковым заявлением о признании Пилипчук О.С., П*** С.О., Б*** Е.Ю. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, не может расцениваться как намеренные действия Бердниковой И.Н., Пилипчук О.С. по ухудшению жилищных условий истца.

Доводы ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий судебная коллегия отклоняет. В основу оспариваемых решений жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области данное обстоятельство положено не было.

Вопреки доводам Главного управления МЧС России по Московской области злоупотребления правом со стороны истца не установлено.

Судом первой инстанции верно отмечено, что отсутствие полномочий жилищной комиссии по восстановлению в очереди на получение единовременной социальной выплаты не может быть поставлено в вину сотрудника, и само по себе без фактического исследования обеспеченности сотрудника жилой площадью на момент его обращения не может являться основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что Пилипчук О.С. имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ и соглашается с отменой решения комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области, оформленного протоколом № 70 от 16.11.2021.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области, оформленное протоколом № *** от 09.10.2020 нельзя признать законным, оно подлежит отмене, с возложением на Главное управление МЧС России по Ульяновской области обязанности восстановить Пилипчук О.С. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016.

На основании изложенного решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленного протоколом № *** от 09.10.2020, возложении обязанности по восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016 отменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований в данной части.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 мая 2023 года,                      с учетом определения того же суда от 14 июля 2023 года об исправлении описки, в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленного протоколом № *** от 09.10.2020, возложении обязанности по восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить, принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным и отменить решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,                    чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленное протоколом № *** от 09.10.2020 о снятии Пилипчук Ольги Сергеевны с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области восстановить Пилипчук Ольгу Сергеевну на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.10.2023