Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 02.10.2023, опубликован на сайте 16.10.2023 под номером 108709, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-239/2023

73-OS0000-01-2023-000142-22

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

2 октября 2023 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СимбирскРесурс» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «СимбирскРесурс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее - ОГБУ  «БТИГКО»)   о  признании   незаконным  решения   № *** от 17 мая 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, строение 1, в размере его рыночной стоимости 4 737 239 руб. 22 коп. по состоянию на  17 апреля 2023 года.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка, плательщиком земельного налога.

Кадастровая стоимость земельного участка с  кадастровым номером *** определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере  12 313 211 руб. 82 коп.

Согласно отчету об оценке № *** от 17 апреля 2023 года, составленному оценщиком ООО «Независимость» Павловской Е.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 17 апреля 2023 года  составляла 4 737 239 руб. 22 коп.

Решением ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» № *** от 17 мая 2023 года по результатам рассмотрения заявления ООО «СимбирскРесурс» отказано  в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, ввиду несоответствия отчета законодательству об оценочной деятельности.

Данное решение истец считает незаконным.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Глазова И.В. уточнила административные исковые требования - просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 8 288 344 руб.,  определенной заключением судебной экспертизы.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В письменных отзывах на административный иск ОГБУ «БТИГКО» просило отказать в удовлетворении требований истца. Указало, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, и подтвердила наличие в отчете нарушений, изложенных в оспариваемом истцом решении учреждения. Произведенный заключением судебной экспертизы расчет рыночной стоимости земельного участка учреждение не оспаривает.  Полагает невозможным установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка, поскольку данное требование   не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «СимбирскРесурс» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,  площадью 798 кв.м,  расположенного по адресу: ***,  категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для административно-торгового здания (л.д. 22-27 т.1).

В рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 12 313 211 руб. 82 коп., утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 263-пр от 25 ноября 2022 года.  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года (л.д.21 т.1).

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 17 апреля 2023 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости (л.д. 29 т.1), приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 17 апреля 2023 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 17 апреля 2023 года составила   4 737 239 руб. 22 коп. 

Решением ОГБУ «ЦГКО» от 17 мая 2023 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 4 737 239 руб. 22коп. по состоянию на 17 апреля 2023 года (л.д. 30 т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:

- специальные допущения, иные существенные допущения в соответствии с разделом II федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 ода № 200, если они известны на момент составления задания на оценку;

- ограничения оценки в соответствии с разделом III федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года №200, если они известны на момент составления задания на оценку;

- указание на форму составления отчета об оценке.

Нарушены требования п.п. 6,7,9 п.3 ФСО IV.

2. На странице 4 отчета об оценке вид разрешенного использования указан как под зданием административного здания, согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости № *** от 13 апреля 2023 года вид разрешенного использования для административно-торгового здания.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

3. Существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников. На предложения № 2,4,7,8,10 представленные оценщиком на страницах 36-38 отчета об оценке, отсутствуют скриншоты объявлений.

Нарушены требования п.п. 2 п.2 ФСО VI; п.8 ФСО VI; ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

4. При проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке. На странице 57 отчета об оценке оценщик приводит обоснование отказа от принятия предложений  1,2,4,6,7,8,9,10 по причине застроенности участков. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также представленного скриншота объявления предложение № 10 является незастроенным.

Нарушены требования п.22 «в» ФСО № 7.

5. На странице 36 отчета об оценке оценщиком приведены найденные на рынке земельных участков на дату оценки и в допустимый срок экспозиции предложения по продаже земельных участков. Предложение №5 и предложение № 11 дублируются.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

6.  На странице 57 отчета об оценке указано, что оценщиком было принято решение об использовании при расчете в рамках сравнительного подхода, в качестве аналогов предложения № 3, 5, 11, далее оценщиком на странице 57-63 приняты в качестве объектов/аналогов предложения № 3,5,9.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

7. На стр. 36-39 отчета об оценке оценщиком проведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен, при этом:

- Предложение №1 – адрес объекта: ***, кадастровый номер ***, вид разрешенного использования — под основным производством.

- Предложение №2 – адрес объекта: ***. Кадастровый номер земельного участка ***, вид разрешенного использования — объекты культуры.

-  Предложение №7 –  адрес объекта: ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использование - под существующим жилым домом.

-  Предложение №8 — адрес объекта,  ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - под гаражом, под зданием склада, под одноэтажным нежилым зданием.

- Предложение №9 — адрес объекта,  ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома.

- объект оценки - адрес объекта: ***, кадастровый номер: ***, вид разрешенного использования - для административно- торгового здания.

Согласно п. 10 ФСО №7 для определения стоимости объекта недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости. Анализ данных о ценах предложений приведен не из сегмента рынка, к которому относится объект оценки.

Нарушены требования п. 11 «в» ФСО № 7; п. 10 ФСО № 7.

8.  В соответствии с п.п.2 п.7 ФСО № V при проведении анализа цен предложений по аналогам оценщику следует учитывать период экспозиции аналога на рынке и изменение его цены за этот период. Согласно отчету (стр.40) оценщиком указан срок экспозиции от 3 до 11 мес., даты предложений  №6 — 15 марта 2022 года, №10 — 13 мая 2022 года, дата оценки 17 апреля 2023 года. Предложения № 6, 10 не входят в период экспозиции.

Нарушены требования п.п.2 п.7 ФСО № V.

9. На странице 40 отчета об оценке указано, что среднее значение периода экспозиции земельных участков из категории земель населенных пунктов под производственные объекты в Ульяновской области составляет в среднем от 3 до 11 месяцев. Согласно отчету сегмент объекта оценки определен как — под зданием торгового дома.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

10. На странице 34 отчета об оценке оценщиком указано: «Согласно данным из Росрееста (https://lk.rosreestr.ru/) разрешенное использование земельного участка с кад. № *** - для иных видов использования, характерных для населённых пунктов, фактически объектом торгового дома», далее «С учетом вышеизложенного сегмент рынка, к которому относится исследуемый земельный участок, можно сформулировать следующим образом – земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, предназначенные под зданием торгового дома», согласно раздела «Задание на оценку», а также выписке из ЕГРН  об объекте недвижимости №*** от 13 апреля 2023 года объектом оценки является земельный участок с кадастровым номером: *** и видом разрешенного использования - для административно- торгового здания.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

11. На странице 38 оценщиком указана площадь предложения №9 (кадастровый номер: ***) - 990 кв.м, далее для расчета кадастровой стоимости также используется площадь 990 кв.м, согласно сведениям публичной кадастровой карты площадь предложения — 986 кв.м.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

12. На странице 63-64 отчета об оценке в расчетной части допущены ошибки:

- объект/аналог № 1 - указана стоимость земельного участка -               10 000 000 руб., согласно скриншота объявления стоимость земельного участка - 11 504 000 руб.,

- оцениваемый объект указан с адресом: ***, согласно  выписке из ЕГРН  об объекте недвижимости №*** от 13 апреля 2023 года адрес объекта оценки -  ***.

- дата оценки объекта указана как 29 марта 2023 года, что противоречит разделу «Задание на оценку».

- даты предложений объекта/аналога № 1, 2 указаны как 20 декабря 2022 года, 15 марта 2022 года, что противоречит приложенным скриншотам объявлений.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

13. На странице 67 отчета об оценке оценщиком произведен расчет на местоположение объекта оценки, данный расчет противоречит данным на странице 64 отчета об оценке. Применение корректировки (0,73) на местоположение для объекта/аналога № 2  необоснованно.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

14. Требования п.п. «г» п. 11 ФСО №7 предусматривают проведение анализа основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. В нарушение вышеуказанного пункта ФСО часть факторов, приведенных оценщиком на стр. 41 отчета, не содержит интервалов значений.

Нарушены требования п.п. «г», п. 11 ФСО № 7.

15. В расчетной части на странице 64 оценщиком применена корректировка на расположение относительно автомагистрали для объектов/аналогов 1,2,3 (коэффициент — 1, 12), данное значение относится к земельным участкам под индустриальную застройку, согласно отчету объект оценки имеет вид разрешенного использования - для административно-торгового здания и относится к сегменту - торговля. Расчет корректировки на расположение относительно автомагистрали, представленный на странице 68, противоречит расчету на странице 64 отчета об оценке.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

16. На странице 64 в расчетной части отчета оценщиком необоснованно не введена корректировка на вид разрешенного использования, и отнесен объект/аналог № 3 к коммерческой застройке, согласно сведениям публичной кадастровой карты Объект/аналог № 3 имеет вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома .

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

17. Расчет корректировки на площадь на странице 67 противоречит расчету на странице 64 отчета об оценке.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

18. Если рынок недвижимости не развит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта. Выбранный оценщиком аналог расположен в ***, не может быть принят как схожий по экономическим характеристикам с объектом оценки, расположенном в центральной части ******.

Нарушены требования п.п. «б» п. 11  ФСО № 7.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «БТИГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ.

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 17 апреля 2023 года, составленного ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «БТИГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № *** следует, что в отчете об оценке № *** от 17 апреля 2023 года экспертом выявлены нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, п.п. 3, 9 п. 7 ФСО IV, п.п. 1 п. 9  ФСО V, п.п. 9,10, 15 п. 7 ФСО VI, п. 22 «в» ФСО № 7. Указанные нарушения не повлияли на итоговую величину стоимости объекта оценки.

Также выявлены нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, п.п. 1,3 п. 2 ФСР VI, п. 22 (д), (е) ФСО № 7, исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.

Нарушения, указанные в решении об отказе в установлении кадастровой стоимости по пунктам 1, 4, 6,8,12,13,15,16,17, имеются.

Нарушения по пунктам 2,3,5,7,9,14,18 решения не выявлены.

Несоблюдение оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об оценке является существенным нарушением, способным повлиять на рыночную стоимость земельного участка.

Рыночная стоимость объекта оценки, определенная в отчете об оценке № *** от 17 апреля 2023 года в размере 4 737 239 руб. 22 коп., не является верной.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 798 кв.м, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 апреля 2023 года составляла 8 288 344 руб.  

ОГБУ «БТИГКО» арифметических ошибок в отношении рассчитанной судебным экспертом рыночной стоимости земельного участка не выявило.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт *** обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у неё соответствующей специальности; предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что представленный истцом в ОГБУ «БТИГКО» отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «БТИГКО»  № *** от  17 мая 2023  года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения судебной экспертизы, и с учетом этого считает возможным установить кадастровую  стоимость  спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 8 288 344 руб.  по состоянию на 17 апреля 2023 года.

При определении периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка руководствует положениями п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «БТИГКО» 26 апреля 2023 года. Таким образом, датой начала применения установленной судом кадастровой стоимости будет являться 1 января 2023 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «СимбирскРесурс» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения № *** от 17 мая 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, строение 1, в размере его рыночной стоимости 8 288 344 руб. по состоянию на 17 апреля 2023 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 11 октября  2023 года.