Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отказе в выдаче разрешения на строительство
Документ от 26.09.2023, опубликован на сайте 06.10.2023 под номером 108651, 2-я гражданская, о признании отказа в выдаче разрешения на строительство собственнику земельного участка незаконным, решение (не осн. требов.) отменено в части с прекращением производства

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-002457-80

Судья Анциферова Н.Л.                                                                Дело №33а-4482/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    26 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Шмакова Владимира Александровича – Юрзина Павла Николаевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июня 2023 года по делу №2а-2738/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Шмакова Владимира Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 № 0143/3651, возложении обязанности выдать разрешение на строительство, признании незаконным решения об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельного участка № *** от 22.03.2023, возложении обязанности выдать разрешение на использование земельного участка, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Шмакова В.А. и его представителя - Юрзина П.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации г.Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска – Бодуновой Т.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Шмаков В.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска (далее - Управление), Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  (далее – Министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, отказа в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов», возложении обязанности выдать разрешение на строительство, разрешение на использование земельного участка.

В обоснование административного иска указал, что он является собственником земельного участка по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 904 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.

15.02.2022 ему выдан градостроительный план земельного участка                           № ***, согласно которому, в частности: земельный участок в целом (за исключением его части) расположен в территориальной зоне Ц3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. После этого административный истец неоднократно обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса (автомобильной мойки). По результатам рассмотрения его обращений Управление в выдаче разрешения отказывало. Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 №0143/3651, принятого по последнему из поданных административным истцом заявлений, явилось отсутствие правоустанавливающих документов на прилегающий земельный участок для размещения проезда и подъездов.

Для устранения этой причины он предварительно обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута. Решением Минимущества Ульяновской области               № *** от 22.03.2023 в выдаче такого разрешения было отказано.

Считает, что вышеуказанные отказы являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, безосновательно препятствуют в реализации его права на застройку земельного участка. К заявлению был приложен полный комплект документов, установленных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Согласно проектной документации планируемый к строительству объект (как и любая его часть) полностью расположена в границах земельного участка, принадлежащего административному истцу. Подъезд к объекту организован с территории общего пользования вдоль проспекта ***. Управление, с одной стороны, безосновательно и немотивированно ссылается на несоответствие проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства (каким именно – не указывает). С другой стороны, фактически требует дополнительный документ, не предусмотренный градостроительным законодательством. Организация подъезда к своему земельному участку, вопреки позиции Минимущества Ульяновской области, не приведет к невозможности использования земель в соответствии с их разрешенным использованием. Как до организации подъезда, так и после этого территорией сможет беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, что полностью соответствует ее смыслу.

Просил признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 № 0143/3651, обязать выдать разрешение на строительство в соответствии с его заявлением в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области №*** от 22.03.2023 об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельных участков и размещение объектов», обязать выдать разрешение на использование земельного участка в соответствии с его заявление в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Шмакова В.А. – Юрзин П.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В части требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит прекратить производство по делу, в связи с отказом от административного иска в данной части. В части требования к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование жалобы указывает, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство был приложен полный комплект документов, установленных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в этой связи оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось. Относительно выводов суда о размещении проезда к объекту строительства за границами земельного участка, принадлежащего Шмакову В.А., указывает, что такой проезд уже существует и не является частью объекта капитального строительства, относится к элементам улично-дорожной сети, расположенным на землях общего пользования. В этой связи данной территорией общего пользования имеют право беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. Суд ошибочно относит площадь дополнительного благоустройства 557 (кв.м) к общей площади застройки, поскольку она складывается из различных элементов (фасадов зданий, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и т.п.). При этом площадь застройки определяется исключительно самим объектом капительного строительства (автомойкой), а не подъездом к нему.

Обращает внимание, что Управление в обоснование отказа не ссылалось на несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка в части площади его застройки. Оно требовало дополнительный документ, не предусмотренный частью 7 статьи 51 ГрК РФ - правоустанавливающий документ на территорию общего пользования - подъезд к земельному участку административного истца. Однако нормативное обоснование правомерности такого требования судом не дано. Вопреки мнению суда, площадь застройки земельного участка, предусмотренная проектной документацией, соответствует требованиям градостроительного плана.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г.Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу в адрес судебной коллегии от Шмакова В.А. поступило ходатайство об отказе от административного искового заявления в части требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения от 22.03.2023 №*** об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельного участка». Просит прекратить производство по делу в указанной части.

Рассмотрев указанное заявление, судебная коллегия находит возможным принять отказ  административного истца  от части иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. Согласно ч.2 вышеуказанной статьи при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Поскольку отказ административного истца от части административного иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия в силу ст.ст. 157, 304 КАС РФ принимает отказ от части иска, отменяет решение суда  в данной части с прекращением производства по делу.

В остальной части судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.

Получению разрешения на строительство, как следует из ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно подпункту «б» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган с приложением к нему в том числе схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, установленных частью 7 данной статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Основания отказа в выдаче разрешения на строительство указаны в части 13 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Как следует из части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемых в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В состав проектной документации в качестве обязательной части включается схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (часть 2, пункт 2 части 12 названной статьи).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шмаков В.А. является собственником земельного участка по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 904 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов (л.д.18-19).

15.02.2022 ему выдан градостроительный план земельного участка                           № ***, согласно которому, в частности: земельный участок в целом (за исключением его части) расположен в территориальной зоне Ц3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения                  (л.д.11-17).

01.03.2023 Шмаков В.А. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления и установления сервитута в отношении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале ***, цель использования: проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Решением Минимущества Ульяновской области от 22.03.2023                               № *** в выдаче такого разрешения было отказано (л.д.9).

18.04.2023 Шмаков В.А. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса (автомобильной мойки). В числе приложенных к заявлению документов были представлены правоустанавливающие документы на земельный участок  с кадастровым номером ***, проектная документация. Пожарный проезд к проектируемому объекту (автомойка) запроектирован за пределами участка *** (л.д.142-144).

При этом возведение спорного объекта Шмаковым В.А. начато до получения разрешения на строительство (л.д.83-85). Указанный факт сторонами не оспаривается.

По результатам обращения Шмакова В.А. письмом от 24.04.2023                     №01-13/3651 Управлением было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку пожарный проезд был запроектирован за пределами принадлежащего ему земельного участка, а правоустанавливающие документы на прилегающий участок для размещения проезда не представлены (Минимущество Ульяновской области отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка) (л.д.10).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, ранее от Шмакова В.А. неоднократно поступали заявления о выдаче разрешения на строительство объекта, но ему было отказано. Отказы в установленном законом порядке не обжаловались. Оспариваемый по настоящему делу отказ Управления от 22.03.2023 мотивирован тем, что, что проезд запроектирован за пределами участка. Проектирование осуществлялось на основании градостроительного плана, проектная документация предусматривает не только размещение самого объекта, а также размещение парковочных мест, детских площадок, озеленение, т.е. все элементы благоустройства, следовательно, проезд должен был запроектирован в границах участка. Поскольку проектирование должно быть осуществлено в границах земельного участка, принадлежащего застройщику, то основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство на основании ст.51 ГрК РФ послужило то, что граница земельного участка административного истца проходит по красной линии, а территория общего пользования не предназначена для проектирования.

Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с доводами административного ответчика и отказал Шмакову В.А. в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Между тем, на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издано распоряжение от 04.07.2023 №2807-од «О выдаче разрешения Шмакову В.А. на использование земель в кадастровом квартале *** в г.Ульяновске Ульяновской области».

Таким образом, отпали обстоятельства, послужившие основанием для принятого Управлением решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 №01-13/3651.

Учитывая, что данное решение не вступило в законную силу ввиду его обжалования Шмаковым В.А. в судебном порядке, то оно подлежит отмене, поскольку на дату вынесения отказа Управления - 24.04.2023 - распоряжение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 04.07.2023 №2807-од еще не было принято.

Поскольку оспариваемое решение Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска об отказе от 24.04.2023                    №01-13/3651 принято уполномоченным на то лицом, с соблюдением сроков и установленного порядка, то оснований для признания его незаконным судебная коллегия не находит. В связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене без признания его незаконным.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

Вместе с тем, отменяя решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 24.04.2023 №01-13/3651, судебная коллегия не находит оснований для возложении на указанного ответчика обязанности выдать разрешение на строительство, поскольку после получения разрешения на использование земель населенных пунктов Шмаков В.А. самостоятельно обратился с новым заявлением о выдаче ему разрешения на строительство, представив новый пакет документов, в числе которых было распоряжение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 04.07.2023 №2807-од. Указанное заявление рассмотрено административным ответчиком, по нему принято новое решение, не являющееся предметом рассмотрения по настоящему спору.

Таким образом, оснований для возложения на Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Шмакова В.А. с учетом имеющегося  распоряжения Министерства не имеется по вышеприведенным мотивам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.304, 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июня 2023 года отменить.

Принять отказ Шмакова Владимира Александровича от административного иска в части признания незаконным решения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области об отказе в предоставлении услуги «Выдача разрешения на использование земельного участка от 22.03.2023                  №***.

Производство по делу в указанной части прекратить в связи с отказом административного истца от иска.

В остальной части принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Шмакова Владимира Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 №0143/3651, возложении обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.

Отменить решение Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска об отказе в выдаче Шмакову Владимиру Александровичу разрешения на строительство от 24.04.2023 №0143/3651.

В удовлетворении административных исковых требований Шмакова Владимира Александровича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.04.2023 №0143/3651, возложении обязанности выдать разрешение на строительство отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.09.2023