Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о выделении земельного участка в натуре.
Документ от 05.08.2008, опубликован на сайте 19.08.2008 под номером 10856, 2-я гражданская, о выделении зем.уч-ка,признании права собствен-ти на зем. участок, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33- ***- 2008 г.                                                      Судья Черланова Е.С.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 августа 2008 г.                                                                     г.Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Тураевой Л.П.

судей     Лисовой Л.С. и Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации (мэрии) г. Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 17 июня 2008 года, по которому суд постановил:

Исковые требования К*** Р*** И*** к Администрации (Мэрии г. Ульяновска) удовлетворить.

Обязать Администрацию (Мэрию) г. Ульяновска выделить К*** Р.И. в натуре (с определением границ на местности) земельный участок общей площадью 0,15 га в поселке П*** г. Ульяновска для целей личного подсобного хозяйства, предоставленный К*** Р.И. в собственность на основании решения Малого совета Л*** сельского Совета народных депутатов № 27 от 23.12.1992 г. (свидетельство № *** о праве собственности на землю).

В иске К*** Р.И. к Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, Управлению Федерального кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, Комитету по управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии г. Ульяновска отказать.

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

К*** Р.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска, Управлению Федерального кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, Администрации (Мэрии) г. Ульяновска, Комитету по управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии г. Ульяновска о выделении земельного участка в натуре, определении его границ и места расположения.

В обоснование иска указала, что 23.12.1992 г. ей был предоставлен земельный участок, общей площадью 0,15 га, для личного подсобного хозяйства на территории Л*** сельсовета, о чем было выдано свидетельство о праве собственности на землю за № ***. До настоящего времени согласно указанному свидетельству земельный участок в натуре ей не выделен,  не определен юридический адрес. При ее обращении по вопросу выделения земельного участка в натуре в Территориальный межрайонный отдел № 10 Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области ей рекомендовали обратиться за выделением земельного участка в Администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска. При обращении в Администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска ей ответили, что она должна обратиться в УФРС по Ульяновской области. Однако в натуре земельный участок не определен.

 

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе  мэрия г. Ульяновска просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указано, что в нарушение ст. 3 ГПК РФ истица не указала, в чем заключается нарушение её прав, какие правовые нормы не соблюдены мэрией города Ульяновска. Усматривается, что проведение работ по определению границ на местности должны были произвести  КУЗР Ульяновского района и Л*** сельская администрация. Однако суд не учел, что мэрия г. Ульяновска не является их правопреемником. Объектом гражданских отношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Истицей не представлен кадастровый план. Отсутствие кадастрового плана означает отсутствие объекта гражданско-правовых отношений, кроме того, повлечет невозможность государственной регистрации права на земельный участок. Не представлено и отдельного проекта границ на спорный участок. Согласно требованиям действующего законодательства, при предоставлении земельного участка для строительства, за счет заявителя производится установление границ земельного участка на местности. Поэтому суд необоснованно возложил на мэрию обязанность выделить истице земельный участок в натуре.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя мэрии г. Ульяновска А*** И.В., представителя Комитета архитектуры и градостроительства П*** С.А., К***  Р.И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990г. № 374-1 «О земельной реформе» в собственность гражданам могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства (статья 4). При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно. Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов (статья 8). Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок (статья 9).

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса РСФСР (от 25.04.1991 г.) гражданам РСФСР было предоставлено право на получение земельных участков в собственность для ведения  личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах.

Ст. 23 указанного Кодекса относит к компетенции сельских, поселковых Советов народных депутатов предоставление в собственность земельных участков в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение.

По делу установлено, что решением Малого Совета Л*** сельского Совета народных депутатов № 27 от 23.12.1992г. гражданам п. П*** были предоставлены в собственность земельные участки для целей личного подсобного хозяйства в пределах 0,25 га в частном секторе бесплатно (п. 1), а гражданам, работающим в совхозах, - участки в поле площадью 0,15 га (п. 2).

На основании данного решения Малого Совета К*** Р.И. было выдано свидетельство на земельный участок площадью 0,15 га в п. П*** для личного подсобного хозяйства.

До 01.01.2006г. К*** Р.И. Л*** сельская администрация ежегодно выделяла земельный участок в поле для личного подсобного хозяйства, однако земельный участок выделялся К*** Р.И. без оформления плана границ земельного участка, полевых измерений, составления кадастрового плана. После передачи земель Ульяновского района в ведение МО «Город Ульяновск» земельный участок в поле для ведения личного подсобного хозяйства К*** Р.И. не предоставлялся. К*** Р.И. обращалась в различные инстанции, в том числе, в Администрацию (Мэрию) г. Ульяновска с просьбой определить ей земельный участок, которым она пользовалась бы постоянно. Однако К*** Р.И. земельный участок не выделен до настоящего времени.

Исходя из изложенного, Л*** сельский Совет народных депутатов обладал компетенцией по предоставлению земельных участков гражданам п. П*** для целей ведения личного подсобного хозяйства и регистрации за ними соответствующего права собственности на эти земельные участки.

Ответчиком (мэрией г. Ульяновска) законность выдачи свидетельства о праве собственности земельного участка истице  в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

В соответствии со ст. 15 действующего ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

С учетом требований указанных норм Закона,  суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право собственности на земельный участок площадью 0,15 гектаров в п. П*** возникло у К*** Р.И. на законных основаниях, поэтому она имеет законное право на определение границ предоставленного ей в собственность земельного участка в натуре (на местности).

Доводы администрации (мэрии) г. Ульяновска о необоснованном возложении на мэрию г. Ульяновска обязанности выделить истице земельный участок в натуре, являются несостоятельными.

Как видно из текста выданного К*** Р.И. свидетельства о праве собственности на землю, данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 09.03.1992 г., обязанность по выдаче государственного акта на право собственности на землю К*** Р.И. и, соответственно, на проведение всех необходимых работ по определению границ данного земельного участка на местности, лежала на Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам Ульяновского района (куда ранее входили земли п. П***) и Л*** сельской администрации, однако это ими сделано не было.

В силу изложенного, доводы кассатора о том, что отсутствие кадастрового плана на спорный земельный участок  и отсутствие проекта границ означает отсутствие гражданско-правовых отношений, на правильность выводов суда не влияет.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления гражданам земельных участков органами местного самоуправления осуществляется в настоящее время в соответствии с положениями ст. ст. 30-39 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» к полномочиям мэра в вопросах местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом относится передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению земельными ресурсами и землеустройству администрации (мэрии) г. Ульяновска, утвержденного постановлением мэра г. Ульяновска от 2 апреля 2002 г. № 484, Комитет ведет типовые реестры земельных участков, находящихся на территории г. Ульяновска (п. 2.4), ведет дежурную кадастровую карту городских земель (п. 2.5), контролирует соблюдение гражданами и юридическими лицами установленного режима использования земель в соответствии с их целевым назначением в пределах своих полномочий (п. 2.6), участвует в пределах своей компетенции в процедуре согласования землеотводной документации и др. документов (п. 2.14).

Таким образом, в соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами в области земельного законодательства, обязанность по предоставлению в собственность земель, находящихся в муниципальной собственности, а также по определению границ земельных участков, предоставленных гражданам в собственность, лежит на администрации (мэрии) г. Ульяновска. Учитывая, что земли с. Л*** вошли в состав земель муниципального образования «город Ульяновск» на основании акта приема-передачи земель из муниципального образования «Ульяновский район», утвержденного постановлением Главы города от 13.02.2006 г. № 358, именно администрация (мэрия) г. Ульяновска является тем органом, к компетенции которого отнесен вопрос выдела гражданам земельных участков в натуре и определения границ земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из земель, входящих в состав муниципального образования «город Ульяновск».

Поэтому суд обоснованно возложил на мэрию г. Ульяновска обязанность по выделению земельного участка в натуре с определением границ на местности К*** Р.И.

В силу изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что мэрия г. Ульяновска не является правопреемником  КУЗР Ульяновского района и Л*** сельской администрации, правильность выводов суда не опровергают.

Ссылка кассатора на то, что установление границ земельного участка должно производиться за счет заявителя, на правильность принятого решения не влияет, поскольку вопрос о возложении обязанности оплаты расходов по оформлению и выделению истице земельного участка в натуре судом в рамках рассмотрения данного дела не решался.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

Определила:

 

Решение Железнодорожного районного суда от 17 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации (мэрии) г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: