Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании решения незаконным
Документ от 19.09.2023, опубликован на сайте 02.10.2023 под номером 108511, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-002592-98

Судья Русакова И.В.                                                                      Дело №33а-4338/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   19 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,  

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Миридонова Андрея Валерьевича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22 июня 2023 года по делу №2а-2180/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Миридонова Андрея Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 28.12.2022; возложении обязанности произвести изменение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формировании в прежней редакции без изменения границ земельного участка № *** сад №*** восстановлении границы земельного участка № *** сад №*** для беспрепятственного оформления прав на земельный участок в Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Миридонов А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решения незаконным.

В обоснование иска указал, что является членом СНТ *** за ним на основании решения общего собрания закреплен земельный участок № *** сад № ***

21.12.2022 он обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.

Решением от 28.12.2022 в удовлетворении заявления было отказано по причине несоответствия представленной схемы расположения земельного участка требованиям к подготовке схемы, а также ввиду расположения земельного участка в двух территориальных зонах – Ж7Д (зона садоводства и огородничества) и на территории инженерно-транспортной инфраструктуры.

Данная ситуация сложилась из-за формирования нового плана застройки территории г.Ульяновска. При этом старые границы участков остались, но поверх их на карту наложили территорию зеленой зоны, которая была нанесена на границы его участка.

Вместе с тем, соседний земельный участок №***, согласно ответу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области полностью находится в пределах зоны Ж7Д, что свидетельствует о нарушении его прав со стороны Министерства.

Миридонов А.В. просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 28.12.2022; возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области обязанность произвести изменение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сформировать в прежней редакции без изменения границ земельного участка № *** сад № ***, восстановить границы земельного участка № *** сад № *** для беспрепятственного оформления прав на земельный участок в Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, СНТ завода им.Володарского.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Миридонов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Указывает на нарушение его прав и законных интересов по распоряжению земельным участком, предоставленным в пользование СНТ ***. Считает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку им оспаривается не отказ в предоставлении спорного земельного участка, а заявлено требование по восстановлению границ земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области просят жалобу оставить без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, на основании решения общего собрания членов НСТ *** от 06.04.2019 Миридонов А.В. принят в члены товарищества, ему передан и за ним закреплен участок № *** сад №*** (л.д. 23).

Решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 28.12.2022 Миридонову А.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что представленная для утверждения схема расположения земельного участка выполнена с нарушением Требований к подготовке схемы, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, без учета Правил землепользования и застройки МО «Город Ульяновск», а также в связи с тем, что формируемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, в зоне зона садоводства и огородничества Ж7Д и на территории инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д. 18-20).

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска испрашиваемый административным истцом земельный участок наложен на красную линию в соответствии с утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 26.06.2019 проектом планировки территории Заволжского района г.Ульяновска, территорию инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д. 24).

Таким образом, спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне Ж7Д – зона садоводства и огородничества, и на территории инженерно-транспортной инфраструктуры.

По сведениям, представленным Управлением Росреестра по Ульяновской области, в ЕГРН содержатся архивные сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, р-н Заволжский, НСТ ***, «Сад №***», участок №***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства, с уточненной площадью 300 кв.м, земельный участок снят с кадастрового учета 03.03.2022. Данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, сведения о котором также имеют статус «архивные». Государственная регистрация прав на земельный участок с кадастровым номером *** не производилась.

Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *** был осуществлен 16.12.2013 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно части 4 статьи 24 которого сведения Государственного кадастра недвижимости об образовании земельного участка носили временный характер.

На утверждение в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновкой области административным истцом была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером *** (л.д. 21).

В силу п.2 ч.3 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.2.8 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:

схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Пунктом 2.9 статьи 3 названного Федерального закона установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.

К такому заявлению в числе прочих документов прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пп.6 п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, если разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что согласно схеме расположения земельного участка границы формируемого земельного участка накладываются на красную линию согласно утвержденного проекта планировки территории Заволжского района г.Ульяновска, кроме того, отсутствует утвержденный проект межевания территории земельного участка СНТ ***, схема расположения испрашиваемого земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не могла быть утверждена административным ответчиком в силу приведенных выше норм права.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований административного истца к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Также правомерным является отказ суда в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Ульяновской области об изменении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формировании земельного участка в прежней редакции без изменения границ и восстановлении границ земельного участка, поскольку Управление является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав и не уполномочено осуществлять формирование земельных участков, распоряжение земельными участками, проведение работ, связанных с подготовкой и утверждением схемы расположения земельными участками. При этом следует учесть, что по сведениям ЕГРН спорный земельный участок не стоит на кадастровом учете и в границах не сформирован.

Довод административного истца о том, что по данным Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска расположенный рядом с его участком участок №*** сада №*** СНТ *** расположен в территориальной зоне Ж7Д – зоне ведения садоводства и огородничества, не имеет правового значения для разрешения настоящего административного спора.

Принятое по делу решение является правильным, основано на верной оценке представленных в дело доказательств, надлежащем применении норм права и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 22 июня 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миридонова Андрея Валерьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.09.2023.