Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 20.09.2023, опубликован на сайте 25.09.2023 под номером 108492, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-34/2023

73-OS0000-01-2022-000065-43

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

20 сентября 2023 года                                                                     г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кочергина Игоря Юрьевича к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Кочергин И.Ю. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр  государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» № *** от 27 октября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 390 000 руб.

Требования мотивировал тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере       8 911 110 руб. 65 коп. 

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 26 августа 2021 года, составленному ООО «Независимость» (оценщик Павловская ЕА.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июля 2021 года  составляет 6 390 000 руб.

Кочергин И.Ю.  обращался в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, однако решением учреждения № *** от 27 октября 2021 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данное решение истец считает незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Независимость», оценщик Павловская Е.А., Управление Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра».

В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником – Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,  заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» его правопреемником  публично-правовой компанией «Роскадастр».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также ОГБУ «БТИГКО»).

В рамках рассмотрения дела представитель истца представил заявление об уточнении административных исковых требований  - просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 896 390 руб. 10 коп.,  определенной заключением судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель истца Барыбина Е.Л. поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» Елистратова А.В. просила отказать в удовлетворении требований истца. 

Указала, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, и подтвердила наличие в отчете нарушений, изложенных в решении учреждения № *** от  27 октября 2021 года.

Также пояснила, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа.

Расчет рыночной стоимости земельного участка, произведенный заключением судебной экспертизы, учреждение не оспаривает.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей истца и ОГБУ «БТИГКО», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что Кочергин И.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью             11 885 кв.м,  расположенного по адресу: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения базы (л.д. 12-24 т.1).

В рамках тура государственной кадастровой оценки 2020 года кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года была установлена в размере 13 030 595 руб. 15 коп., утверждена приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020  года № 241-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области» (листы приказа ***, ячейка ***).  Дата начала применения указанной кадастровой стоимости 1 января 2021 года.

На основании акта ОГБУ «ЦГКО» № *** от 26 апреля 2021 года кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 8 991 110 руб. 65 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости 6 апреля 2021 года (л.д. 24 т.1).

В рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2023 года кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 9 131 473 руб. 69 коп. (листы приказа ***, ячейка ***). Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 6 апреля 2021 года, в настоящее время является архивной.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В данном случае размер налоговых платежей рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, право на применение архивной кадастровой стоимости земельного участка сохраняется. 

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 27 сентября 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 26 августа 2021 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июля  2021 года составила  3 6 390 000 руб. (л.д. 29-83 т.1). 

Решением ОГБУ «ЦГКО» от 27 октября 2021 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления истцу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 6 390 000 руб. по состоянию на 1 июля 2021 года (л.д. 25т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. Согласно стр. 28-29 отчета об оценке, оценщиком приведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений по продаже земельных участков производственно – складского назначения. При этом, приведенные оценщиком предложения, а именно:

Предложение №1,  идентификатор: ***. Кадастровый номер земельного участка: ***, вид разрешенного использования — спорт, общественное питание. Предложение не относится к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка земельных участков. Дата предложения №1 указана оценщиком – 18 декабря 2021 года. Дата оценки согласно «Заданию на оценку» - 1 июля 2021 г.

Предложение №2,  идентификатор: ***. Площадь земельного участка, указанная в отчете, - 14600 кв.м. При анализе скриншота объявления, а также общедоступных картографических материалов pkk.rosreestr.ru, установлен кадастровый номер объекта предложения ***, площадь земельного участка 14 644,5 кв.м.

Предложение №4 (аналог №2), идентификатор: ***. Площадь земельного участка, указанная в Отчете — 2500 кв.м. При анализе скриншота объявления, а также общедоступных картографических материалов pkk.rosreestr.ru, установлен кадастровый номер объекта предложения ***, площадь земельного участка 1654 кв.м.

Вышеизложенное нарушает требования п. 5 ФСО № 3.

2. Требования п.п. «г» п. 11 ФСО № 7 предусматривают проведение анализа основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов. В нарушение вышеуказанного пункта ФСО факторы, указанные на стр. 31-32 отчета, не содержат интервалов значений.

Нарушены требования п.п. «г» п. 11 ФСО № 7.

3. На стр. 32 отчета оценщик указывает, что состав, значения (диапазоны значений) ценообразующих факторов, а также их степень влияния на стоимость, подтверждается, рыночными данными по землям населенных пунктов под коммерческое использование от специалистов ведущих риэлторских компаний ***: *** *** тел. 41-63-25, *** тел. 41-78-78!%. Оценщик ссылается на указанные данные, но не приводит в подтверждение копий использованных материалов.

Нарушены требования п. 11 ФСО № 3.

4. Информация о местоположении объекта-аналога № 3 на стр. 36 отчета противоречит информации, приведенной оценщиком на стр. 29, 37 отчета.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

5. На стр. 12 отчета оценщиком указаны инженерные коммуникации оцениваемого земельного участка: Электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, канализация на участке. На стр. 39 отчета у объекта оценки и объектов аналогов в графе наличие коммуникаций указано: городские коммуникационные сети. На стр. 38 отчета у объекта оценки в графе наличие улучшений указано: условно свободный, у объектов-аналогов в графе наличие коммуникаций указано: имеется доступ к коммуникациям. В расчетах стоимости земельного участка применяется понижающая корректировка для объектов-аналогов. Обоснование применения данной корректировки в отчете об оценке отсутствует. Значение данной корректировки применено оценщиком по нижней границе диапазона исходя из предположения, что все объекты аналоги расположены в границах населенного пункта *** и имеют доступ ко всем основным коммуникациям: электроснабжение, водопровод, канализация, газоснабжение. Обоснование применения данной корректировки по нижней границе диапазона в отчете об оценке отсутствует.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

6. В отчете об оценке отсутствует расчет и обоснование применения коэффициента вариации (стр. 42 отчета). В отчете об оценке отсутствует расчет и обоснование применения весовых коэффициентов (стр. 38 отчета). В расчете рыночной стоимости объекта оценки допущена арифметическая ошибка.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

7. В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов. Копии материалов (скриншоты справочников) приведены оценщиком не в полном объеме.

Нарушены требования п. 11 ФСО № 7, п. 5 ФСО № 3.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бизнес-Оценка-Аудит» ***

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 26 августа 2021 года, составленного ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «ЦГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № *** следует, что отчет об оценке № *** от 26 августа 2021 года, составленный ООО «Независимость» (оценщик Павловская Е.А.), не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

Недостатки, указанные в решении ОГБУ «БТИГКО» № *** от 27 октября 2021 года имеют место. Эксперт признает объективными замечания, сделанные сотрудниками ОГБУ «ЦГКО» в п. 1-3, 5-6 решения. Несоответствия, указанные в п. 4 и п. 7 решения, эксперт не считает нарушением требований законодательства.

Выявленные нарушения носят существенный характер.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 июля 2021 года в размере 6 896 390 руб. 10 коп.  (л.д. 40 т.2).

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

ОГБУ «БТИГКО» произведенный заключением судебной экспертизы расчет рыночной стоимости земельного участка не оспаривает.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт *** обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за даче заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства было установлено, что представленный истцом в ОГБУ «ЦГКО» отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка не соответствовал требованиям законодательства об оценочной деятельности,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО»  № *** от 27 октября 2021  года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведения судебной экспертизы, и с учетом этого считает возможным установить архивную  кадастровую  стоимость  спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости 6 896 390 руб. 10 коп.  по состоянию на 1 июля 2021 года.

При определении периода применения уставленной судом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером *** (в настоящее время являющейся архивной), суд руководствует положениями п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» 27 сентября 2021 года. Вместе с тем дата начала применение сведений об изменяемой кадастровой стоимости – 6 апреля 2021 год. Таким образом, период применения рыночной стоимости – с 6 апреля 2021 года по 31 декабря 2022 года (то есть до дня начала применения кадастровой стоимости, установленной в рамках проведения очередного тура государственной кадастровой оценки 2023 года).

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Кроме того, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с истца подлежат взысканию в пользу экспертно учреждения расходы за проведение экспертизы в сумме 47 500 руб.  Определением суда о назначении экспертизы расходы по оплате экспертизы были возложены на истца, однако экспертиза им оплачена не была.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления Кочергина Игоря Юрьевича к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 27 октября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в размере его рыночной стоимости 6 896 390 руб. 10 коп.  по состоянию на 1 июля 2021 года, определив период её применения 6 апреля 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Взыскать с Кочергина Игоря Юрьевича в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Оценка-Аудит» расходы по оплате судебной экспертизы в размере 47 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Срок изготовления мотивированного текста решения 27 сентября  2023 года.