Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перечни
Документ от 04.09.2023, опубликован на сайте 25.09.2023 под номером 108454, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

3а-249/2023

73OS0000-01-2023-000162-59

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

4 сентября 2023 года                                                                             г.Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе

судьи  Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Кочергина Игоря Юрьевича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими:

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года;

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; 

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; 

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года;

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года,

 

У с т а н о в и л :

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-пр).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

25 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Кочергин И.Ю. обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просил признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года;

-пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; 

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года;

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 год.

Указанными пунктами в Перечни на 2018-2023 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. 

Также истец просил взыскать с ответчика госпошлину в размере 1800 руб. 

Требования мотивировал тем, что здание не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Включение здания в Перечни нарушает его права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости здания.

Судом к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Агентство государственного имущества Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца       - Мосорук В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте  и времени рассмотрения дела.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении  исковых требований, указывая на то, что приказы были изданы  уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

Здание было включено в перечни в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка – для здания проектного бюро и дворового флигеля.

При несогласии собственника с отнесением объекта недвижимого имущества к категории зданий и помещений, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, он вправе был обратиться в  уполномоченный орган с заявлением об определении вида фактического использования недвижимого имущества.

Также указал на то, что по сведениям из сети «Интернет» в указанном здании находятся 2 организации.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания приказов № 157-ПОД и  № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области были  изданы приказы № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года и 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, которыми утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от  30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности, строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, соответственно, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-пр опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Согласно указу Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 года № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года упразднено Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30 ноября 2022 года, № публикации 7301202211300001.

Пунктом *** приказа № 157-ПОД в Перечень на 2018 год, пунктом *** приказа № 167-ПОД в Перечень на 2019 год, пунктом *** приказа № 192-пр в Перечень на 2020 год, пунктом *** приказа № 245-пр в Перечень на 2021 год, пунктом *** приказа № 214-пр в Перечень на 2022 года и пунктом *** в Перечень на 2023 год   включено принадлежащее истцу здание с кадастровым номером ***, площадью 830,9 кв.м, расположенное по адресу: ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров. 

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 1.1 указанного закона в редакции на момент принятия оспариваемых истцом приказов № 157-ПОД, 167-ПОД, 192-пр, 245-пр налоговая база определялась как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляла 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказов № 214-пр и 264-пр редакция указанной статьи определяет, что  налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (то есть без указания площади объекта недвижимости).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кочергин И.Ю. является собственником здания с кадастровым номером ***, общей площадью 830,9 кв.м, расположенного по адресу: ***. Назначение здания – нежилое, наименование – здание проектного бюро (л.д. 160-164 т.1).

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для здания проектного бюро и дворового флигеля (л.д. 155-159 т.1).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

С учетом этого здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения.

При этом, как было указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В данном случае 20% от общей площади здания составляет 166,18 кв.м.

Согласно инвентарному делу на здания по адресу: *** (поступило из ОГБУ «БТИГКО»), на земельном участке  по указанному адресу располагается 2 здания – *** - дворовый флигель, площадью 987,21 кв.м, и здание *** - здание проектного бюро, общей площадью 830,92 кв.м.

Предметом спора является здание проектного бюро. Данное здание  состоит из *** - постройка до 1917 года, *** - 2003 год постройки, *** - 3 этажа, *** - 3 этажа, *** - 1 этаж, также в здании имеется подвал.

Согласно инвентарному делу на здание классификация помещений в здании следующая: складская – 13,14 кв.м, учрежденческая 472,41 кв.м, служебная – 345,37 кв.м.

Наименование помещений следующее: в подвале - архив, коридор, служебная, эл. щитовая, лестничная клетка, душевая, парная; в *** - кабинет, коридор, подсобная, сан.узел, умывальная, комната охраны, котельная,  проектное бюро,  холл, тамбур. В учрежденческую площадь включены помещения с наименованием «кабинет» и «проектное бюро». Вместе с тем понятие «кабинет» не является тождественным наименованию «офис».

С учетом вышеизложенного назначение, разрешенное использование и наименование помещений в указанном здании безусловно не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, здание могло быть включено в перечни при условии его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Вместе с тем до включения здания в перечни его фактическое использование Министерством не проверялось, осмотр здания не производился.

В целях проверки фактического использования здания судом были запрошены из налогового органа сведения о размещении в здании юридических лиц.

Согласно представленным сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по адресу: ***,  располагалось 27 организаций, из которых на настоящее время действующими являются: *** (л.д. 153-154 т.1).

В целях проверки фактического использования принадлежащего истцу здания судом были запрошены договоры аренды.

Из представленных договоров аренды следует, что на основании договора аренды от 1 декабря 2017 года *** арендует в здании с 1 декабря 2017 года по настоящее время  нежилые помещения *** общей площадью 97,94 в.м, находящиеся на 1 этаже здания проектного бюро (***), под размещение кабинета МРТ (л.д. 191-210 т.1). Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности *** является деятельность больничных организаций (л.д. 214 т.1).

На основании договора субаренды от 24 ноября 2021 года по настоящее время *** арендует у *** помещение площадью 18 кв.м. По пояснениям представителя истца данное помещение используется для складирования материалов и осуществления уставной деятельности  общества. Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что основным видом деятельности общества является  торговля оптовая техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях (л.д. 29-43 т.2). 

Данные площади не подлежат учету как используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку используются в целях осуществления медицинской деятельности.

На основании договора аренды от 13 января 2022 года *** с 13 января 2022 года и до настоящего времени арендует в здании *** общей площадью 22,12 кв.м, расположенное на втором этаже здания проектного бюро. Данная площадь подлежит учету как используемая в целях  делового, административного или коммерческого назначения.

В период с 1 марта 2019 года по 31 мая 2019 года *** арендовала в здании проектного бюро (***) офисные помещения: *** площадью 20,12 кв.м, *** площадью 18,44 кв.м, *** площадью 30 кв.м, всего 68,56 кв.м, расположенные на 2 этаже (л.д. 1-7 т.2).  Данная площадь подлежит учету как используемая в целях  делового, административного или коммерческого назначения.

Таким образом, общая площадь помещений в здании, фактически используемых в разные периоды времени в целях  делового, административного или коммерческого назначения, составляет менее 20% от общей площади здания конструкторского бюро (***).

Доказательств размещения в здании проектного бюро (***) других организаций, суду со стороны ответчика представлено не было. При этом представитель истца в ходе рассмотрения дела пояснил, что иные организации располагаются в другом здании по адресу: *** – в здании дворового флигеля (***), которое является самостоятельным объектом недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необоснованности включения принадлежащего истца здания в перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годы, поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2018 -2023 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 1800 руб. 

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Кочергина Игоря Юрьевича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года;

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года;

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25 ноября 2022 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Кочергина Игоря Юрьевича расходы  по госпошлине в сумме 1800 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено  15 сентября 2023 года.