Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями
Документ от 05.09.2023, опубликован на сайте 18.09.2023 под номером 108424, 2-я гражданская, об обязании выписывать льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования гликемии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-002245-72

Судья Русакова И.В.                                                                       Дело № 33-4175/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               5 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1919/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от  4 июля 2023 года об исправлении описки, которым постановлено: 

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах ребенка-*** О*** Г*** А***, к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга, взыскании денежных средств удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать О*** Г*** А*** медицинское изделие - ***) из расчета один датчик на 14 дней.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать О*** Г*** А*** на основании выписанных рецептов медицинским изделием -  ***)  из расчета один датчик на 14 дней.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего О*** Г*** А*** – Орловой Натальи Владимировны (паспорт ***) в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение изделия медицинского назначения – ***), сумму в размере 19 800 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд в интересах несовершеннолетнего О*** Г.А., с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечивать датчиками для системы непрерывного мониторирования гликемии, взыскании денежных средств.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Орловой Н.В., действующей в интересах ребенка - *** О*** Г.А., ***.2012 года рождения, страдающего ***

В ходе проверки установлено, что протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № 136/380 от 24.11.2022 подтверждена нуждаемость *** О*** Г.А. в применении системы непрерывного мониторинга ***).

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение О*** Г.А. системой непрерывного ***) не приняты, льготные рецепты на получение указанных изделий медицинского назначения ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписываются в рукописном виде.

В связи с необеспечением медицинскими изделиями, 22.03.2023 законным представителем ребенка-*** – Орловой Н.В. самостоятельно приобретены четыре ***  на сумму 19 800 рублей.

Просил обязать ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать несовершеннолетнему О*** Г.А. льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования ***); обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить О*** Г.А. системой непрерывного мониторирования ***) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя О*** Г.А. – Орловой Н.В. денежные средства в размере 19 800 рублей, затраченные на приобретение медицинских изделий.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области  содержится просьба об отмене решения суда в части возложения на Министерство обязанности бесплатно обеспечивать О*** Г.А. медицинским изделием -  ***).

В обоснование доводов жалобы указано, что в настоящее время производить выписку системы непрерывного ***, а также обеспечивать данной системой, не представляется возможным, так как она не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень.

Отмечено, что использование систем непрерывного мониторинга глюкозы не исключает применение *** для определения *** ***, поскольку уровень *** может не точно отражать уровень ***, а также в периоды резких колебаний ***, в случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют показаниям системы. При развитии жизнеугрожающих состояний при *** неотложная терапия должна основываться лишь на основании измерения *** исключительно в крови, *** не является ***. Соответственно, закупка непрерывных *** не исключает применения *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение.

Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указано, что согласно Региональной медицинской информационной системе О*** Г.А. обеспечивается ***) согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 28.02.2023 №  86-П «Об утверждении Правил обеспечения несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий».

 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, О*** Г*** А***, ***.2012 года рождения, имеет статус ребенок-*** по заболеванию *** без осложнений, лабильное течение с частыми гипогликемиями.

 

Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного 11.11.2022 врачом-эндокринологом ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» учитывая нестабильное течение заболевания, высокую ***, несовершеннолетнему О*** Г.А. рекомендовано применение системы непрерывного ***) (л.д. 29).

 

Решением врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» (протокол № 136/380 от 24.11.2022) подтверждена нуждаемость О*** Г.А. в обеспечении системой непрерывного мониторинга *** из расчета 1 сенсор на 14 дней ежемесячно (л.д. 28).

 

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции *** О*** Г.А. датчиками для системы непрерывного мониторирования *** не обеспечен.

 

Льготные рецепты на получение указанных медицинских изделий ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписываются на бумажном носителе, что не обеспечивает их исполнение (л.д. 15).

 

В связи с этим законный представитель *** ребенка-*** – О*** Н.В. 22.03.2023 за свой счет приобрела необходимые датчики и затратила на их приобретение 19 800 рублей (л.д. 16-18).

 

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, определив юридически значимые обстоятельства и подлежащий применению материальный закон, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка-***а.

 

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

 

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

 

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

 

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

На основании части 1 статьи 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

 

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной ***и и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-***ы в возрасте до 18 лет.

 

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

 

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-***ы.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-***ов.

 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в число которых включены препараты для лечения сахарного диабета.

 

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права в их взаимосвязи, установив, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение ребенка-***а, страдающего социально значимым заболеванием, необходимыми медицинскими изделиями, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности бесплатно обеспечивать О*** Г.А. ***)  из расчета один датчик на 14 дней, а также о взыскании с ответчика денежных средств в размере 19 800 рублей, затраченных законным представителем несовершеннолетнего на приобретение указанных изделий медицинского назначения.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что использование систем непрерывного мониторинга *** не заменяет и не отменяет использование ***, и не является жизненно важным медицинским изделием, нуждаемость О*** Г.А. в применении системы непрерывного мониторинга ***) подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе, протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» № 136/380 от 24.11.2022.

 

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что система непрерывного мониторинга глюкозы не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень являются несостоятельными.

 

Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. *** в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг включены расходные материалы к *** наборы и ***.

 

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при ***, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование ***.

 

Клиническими рекомендациями «***», утвержденными Минздравом России в 2019 году, также предусмотрено использование непрерывного ***, расходными материалами при этом являются датчики системы ***.

 

При этом отсутствие в приведенных правовых актах конкретного наименования медицинского изделия не может лишать ребенка-*** права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.

 

Кроме того, Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.02.2023 № 86-П утверждены Правила обеспечения несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий.

 

Согласно Приложению к указанным Правилам, датчик для *** включен в примерный ассортимент медицинских изделий, которые должны быть предоставлены несовершеннолетним гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Ульяновской области и страдающим сахарным диабетом бесплатно.

 

Как усматривается из материалов дела, 15.12.2022 ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» направлено письмо в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области с просьбой организовать закупку *** для обеспечения О*** Г.А., из расчета один датчик на 14 дней (л.д. 30).

 

Вместе с тем, Министерством здравоохранения Ульяновской области не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и своевременных мер для обеспечения ребенка-***а необходимыми ему изделиями медицинского назначения.

 

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на иную судебную практику не свидетельствует о нарушении судом единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом конкретных обстоятельств спора.

 

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

 

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

 

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 31 мая 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 4 июля 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий                                             Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2023 года.