У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0024-02-2023-000282-98
Судья Лёшина И.В.
Дело №33а-4097/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 12
сентября 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 6 июня 2023 года по делу № 2а-2-310/2023, по
которому постановлено:
исковые требования
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного
круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства
в сфере земельных отношений в отношении земельного участка площадью 73,2716
кв.м с кадастровым номером *** (координаты N *** расположенном по адресу: Ульяновская область Ульяновский район в
границах д.Кукушка, в месте несанкционированного складирования твердых
коммунальных отходов.
Возложить на
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных
отходов на земельном участке площадью
73,2716 кв.м с кадастровым номером *** (координаты N ***), расположенном по адресу: Ульяновская область Ульяновский район в
границах д.Кукушка, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная
коллегия
установила:
Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд с
административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки,
возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проведенных прокуратурой мероприятий в сфере
надзора за исполнением природоохранного законодательства выявлено, что на
земельном участке с кадастровым номером *** площадью 73,2716 кв.м
(местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, возле д.Кукушка)
несанкционированно складируются твердые коммунальные отходы – пластиковые
бутылки, стеклотара, строительный мусор, бумага, древесные остатки, мешковина и
др.
Часть земельного
участка, где находятся твердые коммунальные отходы, имеет координаты N ***
которые были зафиксированы GPS навигатором
GARMIN OREGON 750t.
Наличие данной свалки
создает угрозу природе, окружающей среде, а также санитарно-эпидемиологическому
благополучию неопределенного круга лиц.
Земельный участок с
кадастровым номером *** находится в собственности Ульяновской области,
относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом
разрешенного использования – для
сельскохозяйственного производства.
По факту выявления нарушения
федерального законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в
бездействии административного ответчика
по ликвидации несанкционированной свалки в Ульяновском районе
Ульяновской области прокуратурой 28.11.2022 Министру внесено представление,
которое было рассмотрено, однако мер по устранению нарушений не принято,
нарушение продолжает иметь место быть.
Просил признать
незаконным бездействие Министерства
имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по устранению
нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении земельного
участка площадью 73,2716 кв.м с кадастровым номером *** (координаты N ***),
расположенном по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, в границах
д.Кукушка, в месте несанкционированного складирования твердых коммунальных
отходов и возложить обязанность
ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на указанном
земельном участке в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную
силу.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить
как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в
компетенцию Министерства не входят полномочия, в том числе, по устранению
несанкционированных мест размещения отходов. Земельный участок находится в государственной собственности
Ульяновской области, является смежным земельным участком с землями населенного
пункта с.Большие Ключищи Ульяновского района, Ульяновской области, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу
является администрация МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского
района Ульяновской области.
Согласно сведений Публичной кадастровой
карты земельный участок расположен на
землях лесного фонда. Судом не дана оценка доводам административного истца о
том, что Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 №
26/572-П утверждена государственная программа Ульяновской области «Охрана
окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области»,
при этом заказчиком данной программы является Министерство природных ресурсов и
экологии Ульяновской области, которому предоставлено финансирование в целях исполнения данной
программы. На основании изложенного, считает Министерство природных ресурсов и
экологии Ульяновской области надлежащим ответчиком по делу.
Просит учесть, что Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области неоднократно направляло в адрес Министерства
природных ресурсов и экологии Ульяновской области письма о принятии мер по
ликвидации несанкционированной свалки, в том числе на спорном земельном
участке, однако должных мер Минприроды предпринято не было.
Ссылается позицию Верховного Суда РФ,
выраженную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного
суда РФ от 31.01.2023 № 308-ЭС22-20037 по делу №А32-52065/2021, согласно
которой при отсутствии оснований для вывода о причинении вреда земельному
участку публично-правовым образованием, публично-правовое образование не должно
отвечать за вред, причиненный хозяйственной деятельностью иных лиц только в
силу принадлежности ему на праве собственности загрязненного земельного
участка. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по
ликвидации несанкционированно размещенных твердых коммунальных отходов не
относится к вопросам распоряжения земельными участками, кроме того, прокурором
не предоставлено доказательств причинения Министерством вреда земельному
участку.
Указывает на непривлечение к участию в деле
администрации
МО «Большеключищинское сельское поселение» Ульяновского района, а также
Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
В заседание суда
апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом
о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право граждан на
благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия,
вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст.42
Конституции Российской Федерации и ст.11
Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со
ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и
некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на
сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее
последствий.
Согласно ст.3
названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна
осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на
благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий
жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических,
экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана,
воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые
условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической
безопасности.
Правовое
регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Понятие
несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001
«Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины
и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №
607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории,
используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в
ходе которой установлено, что на земельном участке площадью 73,2716 кв.м с
кадастровым номером *** (координаты № ***), расположенном по адресу:
Ульяновская область, Ульяновский район, в границах д.Кукушка несанкционированно
складируются твердые коммунальные отходы – пластиковые бутылки, стеклотара,
строительный мусор, бумага, древесные остатки, мешковина и др.
Земельный участок
находится в собственности Ульяновской области, относится к землям сельскохозяйственного назначения,
данных об арендаторах не имеется.
Нахождение на указанном земельном участке насанкционированной свалки (места складирования отходов) нарушает требования действующего
законодательства, ставит под угрозу безопасность и благополучие окружающей
среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц.
Принимая решение о признании незаконным бездействия Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в части
непринятия мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных
отношений в отношении земельного участка
с кадастровым номером ***,
расположенном по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, в границах д.
Кукушка, в месте несанкционированного
складирования твердых коммунальных
отходов, а также возлагая обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, суд исходил из того, что
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
осуществляющим полномочия Ульяновской области как собственника земельного
участка, не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении
названного земельного участка.
Данные выводы являются верными, основанными на фактических
обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не
согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют
содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права,
подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления
подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и
захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья
населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных
участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок
пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать
требования градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать
загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях
соответствующих категорий.
В соответствии с подп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации
в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность
проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами
производства и потребления.
Согласно ст. 210
Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания
принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской
области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по
управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками,
находящимся в государственной собственности Ульяновской области, управление и
распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а
также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное
управление в сферах градостроительной деятельности (п.1.1 Положения «О
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области»,
утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 №
1/51-П).
Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не
установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее
ликвидации обоснованно возложена на собственника земельного участка.
Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела,
правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения,
дана объективная оценка представленным доказательствам.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют
обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предусмотренных ст.310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены
или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, принятое решение суда права администрации муниципального образования
«Большеключищенское сельское поселения» Ульяновского района, а также
Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области не затрагивают.
Ссылка заявителя
жалобы на государственную программу Ульяновской области «Охрана окружающей
среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» судебной
коллегией отклоняется, поскольку оспариваемое решение не содержит вывода о том,
что Министерство является соисполнителем по ней.
Кроме того, из
материалов дела следует, что спорная несанкционированная свалка не включена в
перечень свалок, входящих в Государственную программу «Охрана окружающей
среды». Бюджетные ассигнования на указанные цели в Минприроды Ульяновской
области не поступали.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм
материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения,
оснований его отмены не имеется.
На основании изложенного,
руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 6 июня
2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.09.2023.