Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении разумных сроков расселения аварийного дома
Документ от 12.09.2023, опубликован на сайте 18.09.2023 под номером 108387, 2-я гражданская, о возложении обязанности совершить определенные действия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-008644-14

Судья Кузнецова О.В.                                                                   Дело №33а-4179/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            12 сентября 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 мая 2023 года по делу №2а-1567/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации г. Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №901 от 16.06.2020 «О признании многоквартирного дома №*** в Ленинском районе города Ульяновска аварийным и подлежащим сносу».

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного дома №***             г.Ульяновска, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от 16.06.2020 № 901.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора              Макейкиной Е.В., заинтересованных лиц -  Кожухова А.А., Поповой Н.М.,           Попова Е.И., Азарова А.Н., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения граждан из аварийного дома.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска была проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по результатам проведения которой установлено, что многоквартирный жилой дом по *** в г.Ульяновске был признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2017.

Постановлением администрации города Ульяновска №901 от 16.06.2020              «О признании многоквартирного дома *** г. Ульяновска аварийными и подлежащими сносу» срок отселения для указанного дома установлен до 31.12.2029. Поскольку дальнейшая эксплуатация дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации г.Ульяновска об установлении срока отселения граждан из указанного многоквартирного дома до 31.12.2029 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома с его последующим сносом в разумный срок. Установление длительного срока до 31.12.2029 для сноса многоквартирного дома, посягает на интересы неопределенного круга лиц - собственников, нанимателей помещений многоквартирного дома, членов их семей, не отвечает принципу разумности, а также срока расселения из него жителей, влечет дальнейшую эксплуатацию данного дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью.

Прокурор просил суд признать незаконным постановление администрации города Ульяновска № 901 от 16.06.2020 «О признании многоквартирного дома *** г.Ульяновска аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения жильцов, проживающих в многоквартирном расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, до 31.12.2029, обязать администрацию города Ульяновска установить разумные сроки отселения из него жителей.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены             ООО «Проектный комплекс «Интеграл», Тихова О.А., Кожухов А.А.,               Голубкова О.А., Волкова Т.А., Хорошавин С.В., Хорошавина Н.В., Нефедов А.В., Уба Е.Ю.,  Гаврилова Ю.Ю., Гаврилов Ю.И., Азаров А.А., Азарова Л.П.,               Азаров А.Н., Попова М.С., Попов Е.И., Алеева Ф.Ш., Тибаева Н.И.,  Тибаева К.Н.,                 Антипина Т.А., Шельдюкова В.С., Кондратьева М.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2009 года, п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.  Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены. Жилищным кодексом РФ также не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Жители вышеуказанного многоквартирного дома вправе обратиться в администрацию          г. Ульяновска за предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного  фонда.

В отзыве на апелляционную жалобу Тихова О.А., Кожухов А.А.,             Голубкова О.А., Волкова Т.А., Хорошавин С.В., Хорошавина Н.В., Нефедов А.В., Уба Е.Ю.,  Гаврилова Ю.Ю., Гаврилов Ю.И., Азаров А.А., Азарова Л.П.,               Азаров А.Н., Попова М.С., Попов Е.И., Алеева Ф.Ш., Тибаева Н.И., Тибаева К.Н., Антипина Т.А., Шельдюкова В.С., Кондратьева М.А. просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии от 30.01.2020 №12 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, *** признан аварийным и подлежит сносу на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО ПК «Интеграл».

Постановлением от 16.06.20201 №901 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2029.

Многоквартирный жилой дом включён в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2030 годах», утверждённую постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П.

Согласно заключению по результатам обследования строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск,     ул.Мичурина, д. 4, составленного ООО «Проектный комплекс «Интеграл», процент физического износа многоквартирного жилого дома на момент проведения обследования составляет 76%. Наличие имеющихся дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации многоквартирного дома.

Согласно акту обследования жилого дома б/н от 09.08.2021, составленного Агентством государственного и жилищного надзора Ульяновской области, на момент обследования имеются участки значительного разрушения окрасочного слоя по всему периметру здания, многочисленные следы протечек, в связи с нарушением герметичности кровельных перекрытий, трещины, имеется частично разрушение цоколя, деформация стоек козырьков над входами в подъезды №1,2 МКД, износ шиферного покрытия крыши, частичное разрушение элементов кровли по всему периметру кровли, доступ на чердачное помещение затруднён, в связи с ветхостью конструкций, многочисленные следы протечек на лестничных клетках в подъездах дома, разрушение оголовков ДВК на крыше МКД, выпадение кирпичей, опасность обрушения, имеется деформация дверных коробок входных дверей в подъезды дома, отсутствие доводчиков, плотного притвора, разрушения окрасочного слоя, частичное разрешение дверных полотен, имеется уклон, гибкость, разрушение половых досок на лестничных клетках 1,2 этажей в подъездах дома, разрушение окрасочного слоя, имеется частичное отслоение штукатурно-окрасочного слоя на стенах, потолке на лестничных клетках в подъездах дома, общее загрязнение стен, имеется деформация, трещины в деревянной конструкции перил лестницы в подъезде дома, разрушение окрасочного слоя, истирание ступеней, многочисленные сколы, участки разрушения, наличие значительного износа оконных блоков на лестничных клетках 2 этажа в подъездах дома, неплотный притвор, частичное отсутствие фурнитур, разрушение оконных заполнений, в подъездах дома электропроводка в местах общего пользования имеет признаки протирания, скруток, оголение проводов, общую запыленность.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания     (ч.4 ст15 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Принятое по делу решение суда является правильным. Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено   13.09.2023.