УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-002114-42
Судья Елистратов
А.М.
Дело № 33-4162/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 5
сентября 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Абдрахмановой
Р.Н.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 15 мая 2023 года по гражданскому делу
№2-2454/2023, по которому постановлено:
исковые требования Калдырминой Виктории
Александровны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области в соответствии с Законом
Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» предоставить Калдырминой Виктории Александровне
специализированное жилое помещение на условиях договора найма
специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Ульяновский
район» Ульяновской области.
Взыскать с Министерства жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Калдырминой Виктории
Александровны 300 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины.
Заслушав доклад
судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Лабутиной Е.А., ее представителя -
Сотникова И.А., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, полагавших
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Калдырмина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности
обеспечить специализированным жилым помещением, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указала, что она относится к
категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда
Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не
предоставлено.
Просила обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить ее специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, возместить
судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство
социального развития Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу
новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что деятельность Министерства
финансируется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Министерством принимаются все возможные меры для увеличения финансирования,
выделяемого на приобретение жилых помещений для детей-сирот. Доведенное
финансирование и наличие исполнительных производств по ранее вынесенным
решениям судов об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями не позволяет
обеспечить Калдырмину В.А. жилым помещением в разумный срок. Для целей
обеспечения истца специализированным жилым помещением в разумный срок
необходимо дополнительное целевое выделение бюджетных лимитов.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для
отмены обжалуемого решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Калдырмина Виктория
Александровна, 04.04.1996 года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать - К*** О.Х. умерла ***2008, а отец К*** А.Н.
решением Ульяновского районного Ульяновской области от ***2008 лишен
родительских прав (л.д. 9, 34-35).
Согласно справке № 932 от 02.11.2015 Калдырмина В.А. 10.10.2008
поставлена на первичный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей в муниципальном учреждении «Управление образования» муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области (л.д. 29).
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних Главного управления труда, занятости и социального
благополучия Ульяновской области от 17.12.2015 (протокол № 23) Калдырмина В.А.
включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 10, 11).
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости,
сведения о правах Калдырминой В.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты
недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 31 об.).
Право истца на обеспечение жилым помещением специализированного
жилищного фонда в Ульяновском районе Ульяновской области, ответчиком не
оспаривалось.
Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении исковых
требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости
возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области обязанности предоставить истцу жилое помещение
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как
они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих
спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены
имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с
требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями,
является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры
государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они
находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также
которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в
соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии
по социальной поддержке.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме
ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого
пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по
окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях
социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях,
создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального
образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной
службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных
учреждениях.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Ульяновской области от
27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам
найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со
списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным
исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного
органа государственной власти Ульяновской области в области управления
государственным жилищным фондом Ульяновской области.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.6
постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя
собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Исходя из наличия у Калдырминой В.А. соответствующего статуса и права
на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого
помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции
обоснованно возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав
истца по обеспечению жилым помещением.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения Калдырминой В.А.
жилым помещением в разумный срок, необходимости дополнительного целевого
выделения бюджетных лимитов, выводы суда не опровергают.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий -
достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных
учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях
системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом
порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
завершением обучения в образовательных организациях профессионального
образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо
окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов является основанием возникновения
права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного
жилищного фонда.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого
должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может
толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого
права непосредственно после его возникновения.
Доводы апелляционной жалобы Министерства об отсутствии необходимого
финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот, подлежащих
обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области, являются
несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от
каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и наличия
или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда
первой инстанции и повлечь отмену принятого решения, апелляционная жалоба не
содержит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену
судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела
не допущено.
При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда является
законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной
жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 15 мая 2023 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области -
без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 7 сентября 2023 года.