Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании единовременной денежной выплаты
Документ от 29.08.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 108257, 2-я гражданская, о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-001115-67    

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                           Дело № 33-4039/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    29 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 апреля 2023 года по гражданскому делу № 2-1123/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к Архиповой Ольге Вениаминовне о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. отказать

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» и третьего лица Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске – Военковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика – Архиповой О.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее также ‑ УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») обратилось в суд с иском к Архиповой О.В. о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты.

Требования мотивированы тем, что 03.12.2021 Архипова О.В. обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (далее также ‑ Департамент) с заявлением об оказании государственной социальной помощи.

Распоряжением Департамента от 10.12.2021 №*** ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб.  на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, заключен социальный контракт и разработана программа социальной адаптации на период с 15.12.2021 по 14.12.2022.

В нарушение условий социального контракта ответчиком план мероприятий не выполнен, отчеты о выполнении условий не представлялись, в связи с чем 01.08.2022 вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной социальной помощи № ***

06.09.2022 от Архиповой О.В. поступило заявление о том, что у неё отсутствует возможность выполнения обязательств.

Просили взыскать с Архиповой О.В. в пользу УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает несостоятельными доводы ответчика о том, что исполнению социального контракта препятствовала перенесенная её болезнь, поскольку болезнь Архиповой О.В. не охватывает все время действия социального контракта, а проходила 21 день. Отделением по Заволжскому району ОГКУСЗН Ульяновской области Архиповой О.В. неоднократно направлялись уведомления о нарушении выполнения условий социального контракта и программы социальной адаптации, однако план мероприятий выполнен не был, отчеты о выполнении условий не предоставлялись. Также указывает, что Архипова О.В. при подаче заявления предоставляла недостоверные данные о доходах семьи, что так же является основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании государственного контракта.

В возражениях на апелляционную жалобу Архипова О.В. просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 03.12.2021 Архипова О.В. обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи (т. 1 л.д. 6-12). Семья Архиповой О.В. является многодетной (т. 1 л.д. 49-51, 130). 

Распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 10.12.2021 №*** ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 (т. 1 л.д. 21, 22).

На основании социального контракта, заключенного между Архиповой О.В. и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске была разработана программа социальной адаптации малоимущей семьи (далее также – Программа) на период с 15.12.2021 по 14.12.2022 (т. 1 л.д. 13-14).

Как следует из указанной программы социальной адаптации малоимущей семьи, выбранной Архиповой О.В. для реализации, основное мероприятие: осуществление деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятость), размер единовременной денежной выплаты – 250 000 руб., направление (вид) индивидуальной предпринимательской деятельности – изготовление и продажа хлебобулочных изделий «Мини пекарня».

Согласно Бизнес-Плану, в качестве обоснования запрашиваемой суммы Архипова О.В. указала необходимость приобретения конвекционной печи – 205 628 руб., стол – 6 896 руб., витрина – 37 476 руб. Адрес, по которому планируется осуществлять предпринимательскую деятельность, – *** (т. 1 л.д. 17-20).

15.12.2021 между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время - Департамент социального развития Ульяновской области) и Архиповой О.В. заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (т. 1 л.д. 15-16).

В соответствии с пунктом 3.2 социального контракта получатель обязан зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не позднее одного месяца со дня зачисления средств единовременной денежной выплаты на его счет; предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт расходования средств, с целю постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Учреждение подтверждающие документы; осуществлять предпринимательскую деятельность; уведомить Учреждение в течение трех рабочих  дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации  индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, на основании настоящего социального контракта в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.

Как установлено судом, ответчиком получена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб., однако условия социального контракта от 15.12.2021 и мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, ответчик в установленный срок не выполнила. Так, регистрация физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятость) произведена 01.09.2022 (т. 1 л.д. 32, 33, 34), по Программе срок – январь 2022 года. Кроме того, с нарушенным сроком приобретена и техника, мебель для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно, конвекционная печь стоимостью 247 066 руб. приобретена 26.08.2022 (т. 1 л.д. 31), по Программе срок – январь, февраль 2022 года. 

01.08.2022 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной социальной помощи № *** на основании подпункта 6 пункта 24 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи (т. 1 л.д.23).

10.08.2022 в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости произвести в добровольном порядке возврат полученных в качестве государственной социальной помощи денежных средств (т. 1 л.д.24, 28).

12.09.2022 от Архиповой О.В. в Департамент поступило заявление о том, что в срок отчитаться по заключённому социальному контракту она не имела возможности, поскольку торговый павильон, предназначенный для аренды пекарни, не был сдан в срок (т. 1 л.д. 29).

Обращаясь в суд настоящим иском, истец указал, что обязательства по социальному контракту на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности Архиповой О.В. своевременно не выполнены, денежные средства, полученные ею в рамках данного контракта в размере 250 000 руб., в добровольном порядке не возвращены.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи», Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, утвержденное Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области»,  пришел к выводу, что несвоевременное выполнение Архиповой О.В. условий социального контракта были обусловлены уважительными причинами, при этом, какой-либо недобросовестности в ее поведении не установлено.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178‑ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ) вопросы государственной социальной помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 3 Федеральный закон № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» настоящий закон в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ регулирует отношения, связанные с определением размера, условий, порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области.

В соответствии со статьей 3 Закона Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению территориального органа исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, по месту жительства (пребывания) ее получателя (получателей) на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и 8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164‑П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2.6 Положения государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия, в том числе, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Подпунктом 6 пункта 2.24 Положения предусмотрено, что решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - решение о прекращении) принимается территориальным органом и оформляется соответствующим распоряжением территориального органа, в том числе, в случае  неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или) мероприятий по причинам, являющимся уважительными.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на получателя в соответствии с социальным контрактом, а также в случае выявления учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно не позднее одного месяца со дня принятия решения о таком прекращении; в случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно полученных средств они взыскиваются территориальным органом и центром социальных выплат в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 2.28 Положения).

В силу пункта 2.25 Положения уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации являются:

1) обстоятельства непреодолимой силы природного характера;

2) длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитация получателя (члена семьи получателя);

3) смерть одного или нескольких членов семьи получателя;

4) утрата получателем (членом семьи получателя) трудоспособности;

5) утрата получателем (членом семьи получателя) дееспособности;

6) документально подтвержденное отсутствие на соответствующем товарном рынке товаров (работ, услуг), необходимых для осуществления предпринимательской деятельности или ведения личного подсобного хозяйства личного подсобного хозяйства;

7) призыв получателя (члена семьи получателя) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом;

8) участие получателя (члена семьи получателя) в специальной военной операции на основании контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

Архиповой О.В. суду представлены письменные доказательства, свидетельствующие о том, что она в период с 09.03.2022 по 23.03.2022, с 01.06.2022 по 22.06.2022 находилась на амбулаторном лечении, то есть более 21 календарного дня (т. 1 л.д. 184, 185). Кроме того, в январе и августе 2022 года, как следует из выписки из амбулаторной карты, она перенесла ***, а затем *** (т. 1 л.д. 186).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждается несвоевременное исполнение ответчиком условий социального контракта по причинам являющимися уважительными в понимании пункта 2.25 Положения.

Боле того, со стороны истца не представлено доказательств тому, что при принятии решения о прекращении предоставления государственной социальной помощи учитывался пункт 2.25 положения, а именно надлежащим образом проверялось наличие уважительных причин неисполнения  социального контракта.

В свою очередь, судом обоснованно к возникшим между сторонами правоотношениям применены положения подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Социальная помощь оказана семье ответчика, как многодетной и малоимущей для осуществления предпринимательской деятельности, то есть для извлечения прибыли в целях получения средств к существованию.

Как верно отмечено судом, со стороны истца не представлено доказательств недобросовестности Архиповой О.В. при получении государственной социальной помощи в размере 250 000 руб.

Напротив, как указывалось выше, судом достоверно установлено, что условия социального контракта выполнены не своевременно по уважительным причинам. 

При этом, ответчик представила суду доказательства того, что в соответствии с целями бизнес-плана предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением и реализацией хлебобулочных изделий, ею осуществляется, документы в обоснование запрашиваемой суммы социального контракта представлены.

По сообщению Заместителя главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» от 24.04.2023, Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области подтверждает, что 15.12.2021 ИП Архиповой О.В. был заключен социальный контракт с Департаментом семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Во исполнение данного контракта ИП Архиповой О.В. открыта пекарня в ***. ИП Архипова О.В. активно принимает участие в презентациях хлебобулочных изделий на мероприятиях организованных на территории ***, так же осуществляет подвоз хлеба в отдаленные поселения района (т. 1 л.д. 192).

При этом, судебная коллегия учитывает, что полученная социальная помощь израсходована ответчиком на цели ее предоставления, следовательно, какого‑либо ущерба публичным интересам не причинено.

Довод автора апелляционной жалобы о том, что Архиповой О.В. при обращении за получением социальной помощи предоставлены недостоверные сведения о своем супруге, судебной коллегией отклоняется.

Как указывалось выше, основанием для прекращения предоставления государственной социальной помощи послужило неисполнение условий социального контракта, доводов о таком прекращении по иным основаниям истцом не указывалось и суду первой инстанции в качестве обоснования иска не заявлялось.

Таким образом, указанный довод, приведенный истцом лишь в апелляционной жалобе, выходит за предмет доказывания по настоящему делу и проверке судом не подлежал.

Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

При таком положении, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.09.2023.