Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 29.08.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 108243, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечении медицинскими изделями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000366-48                               

Судья Грачева Т.Л.                                                                              Дело № 33-3924/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  29 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2023 года, по гражданскому делу № 2-929/2023, по которому постановлено:

исковые требования Рыжкова Евгения Андреевича удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» выписывать Рыжкову Евгению Андреевичу рецепты на: *** - из расчета один на 2 месяца до отмены медицинских показаний,  ***   - 10 штук на месяц до отмены медицинских показаний,  *** - 5 штук на месяц до отмены медицинских показаний, *** - 6 штук на месяц до отмены медицинских показаний, *** - из расчета 2 штуки на месяц до отмены медицинских показаний.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Рыжкова Евгения Андреевича: *** - из расчета один на 2 месяца, *** - 10 штук на месяц,  *** - 5 штук на месяц, *** - 6 штук на месяц, *** - из расчета 2 штуки на месяц - до отмены медицинских показаний.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Рыжкова Евгения Андреевича денежные средства, затраченные на приобретение медицинских изделий  в сумме 7168 руб., компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Рыжкова Е.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рыжков Е.А. обратился с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «ЦК МСЧ им. Заслуженного врача В.А. Егорова» о возложении обязанности выписывать рецепты на медицинские изделия, обеспечить медицинскими изделиями, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что у истца установлено заболевание  *** с 2019 года с осложнениями в виде *** при норме не более 6.5%. С 13.10.2022 по 24.10.2022 он находился на стационарном лечении в ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова, где 14.10.2022 консилиумом врачей было принято решение о необходимости установки ему *** за счет средств  ОМС в рамках ВМП. 19.10.2022 ему была установлена ***. Для использования *** необходимы следующие расходные материалы: *** - из расчета один на 2 месяца, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний,  *** - 10 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - 5 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - 6 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - из расчета 2 штуки на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний. Он  наблюдается амбулаторно в поликлинике №2 ГУЗ ЦК МСЧ им. В.А. Егорова. На его обращение к *** данной поликлиники с требованием выписать ему расходные материалы к ***, ему было отказано со ссылкой на то, что ему не установлена инвалидность. Считая данный отказ неправомерным и нарушающим его право  на доступную и бесплатную медицинскую помощь, 22.12.2022 он обратился в Министерство здравоохранения Ульяновской области с требованием обеспечить его перечисленными изделиями медицинского назначения, в чем 19.01.2023 ему было отказано.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать его:  *** - из расчета один на 2 месяца, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - 10 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - 5 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** - 6 штук на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, *** -из расчета 2 штуки на месяц, на постоянной основе или до отмены медицинских показаний, обязать ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова» выписывать ему рецепты на данные медицинские изделия, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области  расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 7 168 рублей, компенсацию моральный вред в размере 20 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  указывает, что в настоящее время производить выписку медицинских изделий  *** а так же обеспечивать данными изделиями не представляется возможным, поскольку данные медицинские изделия не включены на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Закупка медицинских изделий, не включенных ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Бюджетного кодекса Российской Федерации, к нецелевому использованию бюджетных средств, как и возмещение средств, потраченных истцом на приобретение медицинских изделий. Считает, что у суда не имелось оснований для взыскания с Министерства компенсации морального вреда, поскольку истец не представил исчерпывающих доказательств о причинении ему физических и нравственных  страданий, которые являлись бы следствием бездействия Министерства. Сумма компенсации, заявленная истцом является завышенной.

В возражениях на апелляционную жалобу Рыжков Е.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  с 2019 года Рыжков Е.А. наблюдается в ГУЗ «ЦК МСЧ им. Заслуженного врача В.А. Егорова» с диагнозом ***.

Заболевание *** при норме не более 6.5%.

С 13.10.2022 по 24.10.2022 истец находился на стационарном лечении в ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова».

14.10.2022 года консилиумом врачей с учетом лабильного течения ***, неудовлетворительных показателей *** контроля было принято решение о наличии  показаний  в применении ***.

17.10.2022 по решению врачебной комиссии истцу показана установка *** за счет средств  ОМС в рамках ВМП, 19.10.2022 ему была установлена ***.

Для использования *** необходимы следующие расходные материалы: *** - из расчета один на 2 месяца,  *** - 10 штук на месяц, *** - 5 штук на месяц, *** - 6 штук на месяц, *** - из расчета 2 штуки на месяц, которые истцу не предоставляются.

Рыжков Е.А., ссылаясь на то, что бездействием ответчиков нарушаются его права, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении требований Рыжкова Е.А.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован ***, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, *** (100 гр. в месяц), *** отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299 (далее - Программа государственных гарантий; Программа).

Программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.

Согласно разделу V Программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Судом первой инстанции были допрошены в качестве свидетелей врачи ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» О*** Г.Н. и Б*** Ш.Б.

Свидетель О***  Г.Н., лечащий врач истца, в ходе рассмотрения дела пояснял, что истец наблюдается у него с диагнозом *** с множественными осложнениями, ему  не выписываются комплектующие для  *** по причине того, что программа  не позволяет это сделать, поскольку расходные материалы не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия, между тем не предоставление  расходных материалов для *** делает невозможным ее  использование по прямому  назначению. Заболевание *** является  тяжелым заболеванием,  неосуществление должного контроля  *** может привести  к серьезным последствиям для здоровья.   

Из пояснений свидетеля Б*** Ш.Б. следует, что истец находился на лечении в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», страдает ***, с учетом лабильного течения ***, неудовлетворительных показателей *** ему была установлена ***, для использования которой необходимы  расходные материалы, неосуществление должного контроля  *** может привести  к серьезным последствиям для  здоровья и даже  к летальному  исходу.

Из выписного эпикриза эндокринологического отделения ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова», где истец находился с 13.10.2022 по 24.10.2022 следует, что учитывая наличие частых эпизодов *** необходим контроль *** до 8 раз в сутки, при использовании *** возможно предупредить развитие *** (л.д.20).

Установив, что использование ***, *** необходимо Рыжкову Е.А. по медицинским показаниям, однако он не обеспечивается этими медицинскими изделиями, отсутствие расходных  материалов  для *** делает невозможным ее  использование по прямому  назначению, суд первой инстанции обоснованно возложил на лечебное учреждение обязанность выписывать истцу рецепты на ***, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать Рыжкова Е.А. указанными медицинскими изделиями вплоть до их отмены по медицинским показаниям.

Поскольку ввиду не обеспечения указанными расходными материалами к медицинскому изделию Рыжков Е.А. понес расходы на их приобретение в сумме 7168 руб., которые подтверждены документально, суд первой инстанции, применив положения статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал названную сумму в пользу Рыжкова Е.А. с Министерства здравоохранения Ульяновской области.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением Рыжкова Е.А. необходимыми  медицинскими изделиями  ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области, в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу истца страдающего социально значимым заболеванием сахарный диабет, соответствует требованиям разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сервисные наборы к инсулиновой помпе и система непрерывного мониторинга гликемии не включены ни в один льготный перечень, соответственно на ответчике не лежит обязанность обеспечивать ими истца, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Суд пришел к правильному выводу, что использование инсулиновой помпы является жизненно необходимым для истца и невозможно без расходных материалов к ней, поэтому правовых оснований для отказа в удовлетворении требований в указанной части у суда не имелось.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при *** (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания, состояния предусмотрено, в том числе исследование *** методом непрерывного мониторирования, при таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил и требования в части обеспечения истца ***.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы, что спорные медицинские изделия не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, и в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, приведены без учета положений части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).

Доводы апелляционной жалобы о том, что сумма компенсации морального вреда, заявленная истцом в размере 20 000 рублей, является необоснованно завышенной, не влекут изменение решения суда, указанная сумма компенсации морального вреда была судом снижена до 2000 рублей, оснований для большего снижения компенсации морального вреда не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы  не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2023 года.