Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о признании права собственности на земельный участок
Документ от 05.08.2008, опубликован на сайте 13.08.2008 под номером 10818, 2-я гражданская, о признании права собствен.на зем.участок, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Чурбанова Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 августа 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя К*** А.А. Х*** И.Ф. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2008 года, которым

К*** А*** А*** отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Ульяновска, Комитету по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, Комитету по организации торгов мэрии г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок общей площадью 1387 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ж***, д. ***.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Х*** И.Ф. в интересах К*** А.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ульяновска, Комитету по организации торгов мэрии г. Ульяновска о признании права собственности на земельный участок, общей площадью 1387 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, с. К***, ул. Ж***, ***.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением главы К*** сельской администрации от 02.10.2002 № 45 земельный участок общей площадью 1387 кв.м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ж***, ***, был выделен в собственность за плату К*** А.А. под индивидуальное жилищное строительство. Факт оплаты заявленной цены земельного участка подтверждается кассовым чеком ОСБ *** от 22.10.2002. В 2004 году село К*** было отнесено к ведению Ленинского района г. Ульяновска.

Для получения разрешения на строительство жилого дома К*** А.А. необходимо получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю, однако УФРС по Ульяновской области регистрацию не произвело. Процедура определения границ земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ и постановка его на кадастровый учет К*** А.А. соблюдена. Договор купли-продажи земельного участка с К*** А.А. в 2002 году К*** сельской администрацией своевременно не был оформлен, несмотря на то, что К*** А.А. заявленную цену земли оплатил в том же году.

Комитет по организации торгов мэрии г. Ульяновска в 2008 году отказал К*** А.А. в заключении договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на отсутствие постановления Главы г. Ульяновска. Поскольку мэрия г. Ульяновска является правопреемником К*** сельской администрации, которая в 2002 году приняла решение о продаже К*** А.А. земельного участка, отказ в заключении договора купли-продажи является незаконным и нарушает права К*** А.А.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, в качестве 3-го лица – Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель К*** А.А. Х*** И.Ф. просит решение суда отменить, как незаконное. При этом указывает, что процедура, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ, при предоставлении земельного участка К*** А.А. в 2002 году была соблюдена. Земельный участок был предоставлен за плату, и К*** А.А. заявленную цену уплатил. Доказательств того, что представленный К*** А.А. кассовый чек свидетельствует об уплате им земельного налога, но не оплаты за земельный участок, суду не представлено.

Суд не выяснил, по какой причине и по чьей вине с К*** А.А. в 2002 году не был заключен договор купли-продажи земельного участка, и не привлек к участию в деле сельскую администрацию. Требование Комитета по организации торгов мэрии г. Ульяновска о вынесении главой города нового постановления о предоставлении К*** А.А. земельного участка является незаконным и нарушает права истца.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя К*** А.А. Ч*** А.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на октябрь 2002 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществлялось в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса (государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления), в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) являлось основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Пунктом 11 названной статьи было предусмотрено также, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Как видно из материалов дела, требование К*** А.А. о признании за ним права собственности на земельный участок по ул. Ж***, *** в г. Ульяновске мотивировано тем, что данный участок был предоставлен ему в собственность за плату распоряжением главы К*** сельской администрации от 02.10.2002 № 45 и фактически им оплачен.

Однако в ходе рассмотрения дела суд установил, что данное распоряжение не соответствовало требованиям действующего в тот период земельного законодательства. Кроме того, судом было установлено также, что за одним и тем же номером 45 и от одной даты 02.10.2002 существуют два распоряжения главы К*** сельской администрации, по одному из которых земельный участок предоставлялся К*** А.А. в собственность бесплатно, а по другому – за плату.

Представленный К*** А.А. платежный документ от 22.10.2002 не позволял прийти к выводу о том, что данная сумма внесена как плата за предоставленный решением К*** сельской администрации земельный участок.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для признания за К*** А.А. права собственности на земельный участок не имеется, и обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Доводы, приведенные представителем К*** А.А. Х*** И.Ф. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, является необоснованной ссылка в кассационной жалобе на соблюдение К*** сельской администрацией и истцом в 2002 году требований действовавшего в тот период земельного законодательства, в частности ст. 30 Земельного кодекса РФ.

Приведенные выше положения указанной нормы, предусматривающие предоставление земельного участка в собственность за плату исключительно на торгах, а без проведения торгов – только в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, К*** сельской администрацией соблюдены не были.

Кроме того, судом сделан правильный вывод, что представленный истцом платежный документ не свидетельствует о внесении платы за земельный участок, а является уплатой истцом земельного налога, поскольку получателем ее является УФК МФ РФ по Ульяновской области МРН МНС, а платеж складывается из суммы налога (сбора) и пени.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для вывода о незаконности отказа Комитета по организации торгов мэрии г. Ульяновска в заключении с К*** А.А. договора купли-продажи земельного участка в отсутствие соответствующего решения Главы г. Ульяновска и признания за истцом права собственности на спорный земельный участок.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя К*** А.А. Х*** И.Ф. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: