У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г.
Судья Чурбанова Е.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 августа 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе представителя К*** А.А. Х*** И.Ф. на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 27 июня 2008 года, которым
К*** А*** А***
отказано в удовлетворении исковых требований к мэрии г. Ульяновска, Комитету по
управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, Комитету
по организации торгов мэрии г. Ульяновска о признании права собственности на
земельный участок общей площадью 1387 кв.м, расположенный по адресу: г.
Ульяновск, ул. Ж***, д. ***.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Х*** И.Ф. в
интересах К*** А.А. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ульяновска, Комитету по
организации торгов мэрии г. Ульяновска о признании права собственности на
земельный участок, общей площадью 1387 кв.м, расположенный по адресу: г.
Ульяновск, с. К***, ул. Ж***, ***.
Исковые требования
мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением главы К*** сельской
администрации от 02.10.2002 № 45 земельный участок общей площадью 1387 кв.м,
расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ж***, ***, был выделен в
собственность за плату К*** А.А. под индивидуальное жилищное строительство.
Факт оплаты заявленной цены земельного участка подтверждается кассовым чеком
ОСБ *** от 22.10.2002. В 2004 году село К*** было отнесено к ведению Ленинского
района г. Ульяновска.
Для получения
разрешения на строительство жилого дома К*** А.А. необходимо получить
свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю,
однако УФРС по Ульяновской области регистрацию не произвело. Процедура
определения границ земельного участка в соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного
кодекса РФ и постановка его на кадастровый учет К*** А.А. соблюдена. Договор
купли-продажи земельного участка с К*** А.А. в 2002 году К*** сельской
администрацией своевременно не был оформлен, несмотря на то, что К*** А.А. заявленную
цену земли оплатил в том же году.
Комитет по
организации торгов мэрии г. Ульяновска в 2008 году отказал К*** А.А. в
заключении договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на отсутствие
постановления Главы г. Ульяновска. Поскольку мэрия г. Ульяновска является
правопреемником К*** сельской администрации, которая в 2002 году приняла
решение о продаже К*** А.А. земельного участка, отказ в заключении договора
купли-продажи является незаконным и нарушает права К*** А.А.
Суд привлек к
участию в деле в качестве соответчика Комитет по управлению земельными
ресурсами и землеустройству мэрии г. Ульяновска, в качестве 3-го лица –
Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и
постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе представитель К*** А.А. Х*** И.Ф. просит решение суда отменить, как
незаконное. При этом указывает, что процедура, предусмотренная ст. 30 ЗК РФ,
при предоставлении земельного участка К*** А.А. в 2002 году была соблюдена.
Земельный участок был предоставлен за плату, и К*** А.А. заявленную цену
уплатил. Доказательств того, что представленный К*** А.А. кассовый чек
свидетельствует об уплате им земельного налога, но не оплаты за земельный
участок, суду не представлено.
Суд не выяснил, по
какой причине и по чьей вине с К*** А.А. в 2002 году не был заключен договор
купли-продажи земельного участка, и не привлек к участию в деле сельскую
администрацию. Требование Комитета по организации торгов мэрии г. Ульяновска о
вынесении главой города нового постановления о предоставлении К*** А.А.
земельного участка является незаконным и нарушает права истца.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя К***
А.А. Ч*** А.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статьей
15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственностью граждан и
юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки,
приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
В
соответствии со ст. 30 кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на
октябрь 2002 года) предоставление земельных участков для строительства из
земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
осуществлялось с проведением работ по их формированию:
1)
без предварительного согласования мест размещения объектов;
2)
с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление
земельных участков для строительства в собственность без предварительного
согласования мест размещения объектов осуществлялось исключительно на торгах
(конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление
земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест
размещения объектов осуществлялось в аренду, а лицам, указанным в пункте 1
статьи 20 настоящего Кодекса (государственным и муниципальным учреждениям,
федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и
органам местного самоуправления), в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление
земельного участка для строительства без предварительного согласования места
размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1)
проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка
проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение
разрешенного использования земельного участка;
определение
технических условий подключения объектов к сетям инженерно - технического
обеспечения;
принятие
решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных
участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация
сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о
предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2)
государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами,
предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3)
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или
продаже права на заключение договора аренды земельного участка или
предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов,
аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица,
заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных
участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при
условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии
предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется
только одна заявка;
4)
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание
договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного
участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление
земельного участка для строительства с предварительным согласованием места
размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1)
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31
настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения
объекта;
2)
проведение работ по формированию земельного участка;
3)
государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами,
предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4)
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в
соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение
исполнительного органа государственной власти или органа местного
самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении
земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов
(конкурсов, аукционов) являлось основанием:
1)
государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при
предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2)
заключения договора купли - продажи и государственной регистрации права
собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного
участка в собственность;
3)
заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации
данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Пунктом
11 названной статьи было предусмотрено также, что предварительное согласование
места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или
сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке
и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в
случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного
производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального
жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Как
видно из материалов дела, требование К*** А.А. о признании за ним права
собственности на земельный участок по ул. Ж***, *** в г. Ульяновске
мотивировано тем, что данный участок был предоставлен ему в собственность за
плату распоряжением главы К*** сельской администрации от 02.10.2002 № 45 и
фактически им оплачен.
Однако
в ходе рассмотрения дела суд установил, что данное распоряжение не
соответствовало требованиям действующего в тот период земельного
законодательства. Кроме того, судом было установлено также, что за одним и тем
же номером 45 и от одной даты 02.10.2002 существуют два распоряжения главы К***
сельской администрации, по одному из которых земельный участок предоставлялся К***
А.А. в собственность бесплатно, а по другому – за плату.
Представленный
К*** А.А. платежный документ от 22.10.2002 не позволял прийти к выводу о том,
что данная сумма внесена как плата за предоставленный решением К*** сельской
администрации земельный участок.
При
таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оснований для
признания за К*** А.А. права собственности на земельный участок не имеется, и
обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные представителем
К*** А.А. Х*** И.Ф. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Так, является
необоснованной ссылка в кассационной жалобе на соблюдение К*** сельской администрацией
и истцом в 2002 году требований действовавшего в тот период земельного
законодательства, в частности ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Приведенные выше
положения указанной нормы, предусматривающие предоставление земельного участка
в собственность за плату исключительно на торгах, а без проведения торгов –
только в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, К*** сельской
администрацией соблюдены не были.
Кроме того, судом
сделан правильный вывод, что представленный истцом платежный документ не
свидетельствует о внесении платы за земельный участок, а является уплатой
истцом земельного налога, поскольку получателем ее является УФК МФ РФ по
Ульяновской области МРН МНС, а платеж складывается из суммы налога (сбора) и
пени.
При таких обстоятельствах
у суда не имелось оснований для вывода о незаконности отказа Комитета по
организации торгов мэрии г. Ульяновска в заключении с К*** А.А. договора
купли-продажи земельного участка в отсутствие соответствующего решения Главы г.
Ульяновска и признания за истцом права собственности на спорный земельный
участок.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 27 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя
К*** А.А. Х*** И.Ф. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: