У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-001600-32
Судья Анциферова Н.Л.
Дело №33а-3676/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 22
августа 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ливанова Ивана Александровича на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2023 года по
делу №2а-2009/2023, которым постановлено:
в
удовлетворении административного иска Ливанова Ивана Александровича к
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о
признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления
земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка,
обязании утвердить схему расположения земельного участка, принять решение о
предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве
собственности без проведения торгов отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Ливанов
И.А. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) о
признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления
земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка,
обязании утвердить схему расположения земельного участка, принять решение о
предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В
обоснование требований указал, что он обратился к административному ответчику с
заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
расположенного по адресу: СНТ «Ягодка», участок №*** Ульяновской области, и об
утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане
территории в кадастровом квартале ***, площадью 399 кв.м. Письмом № 3931 от
26.10.2022 в удовлетворении заявления ему было отказано по причине отсутствия
правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление земельного
участка некоммерческой организации до дня вступления в силу ФЗ от 25.10.2001 №
137-ФЗ. Считает отказ незаконным и подлежащим отмене.
Распоряжением
№ 218 от 14.04.1992 «О выделении земель для целей садоводства» совхозу «Лаишевский»
было разрешено занять на своем землепользовании 13,5 га пашни для целей
коллективного садоводства рабочих и служащих совхоза. Предоставить садовые
участки гражданам/работникам совхоза и жителям села согласно спискам
профсоюзного комитета совхоза.
Согласно
постановлению главы города Ульяновска Ульяновской области от 03.07.2009 № 5282
о землепользовании в СНТ «Ягодка» Ленинского района г.Ульяновска, на основании
заявлений постановлено предоставить в собственность за плату земельные участки
по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, СНТ «Ягодка», участок №1
(земли сельскохозяйственного назначения. Территориальная зона Р2), под садовыми
участками, членам вышеуказанного садового товарищества, согласно Приложению к
данному постановлению. В приложении за порядковым номером *** в списках членов
СНТ указан он (административный истец) (порядковый номер земельного участка №***
общей площадью 399 кв.м).
Полагает,
что отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном
согласовании предоставления земельного участка фактически носит формальных
характер, не учитывает фактических обстоятельств наличия у административного
истца права пользования спорным участком.
Считает, что он имеет право на приобретение данного участка без
проведения торгов. Указанная граница формируемого земельного участка полностью
соответствует линии улиц и линии границ соседних земельных участков согласно
схеме расположения земельного участка.
Просил
признать незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании
предоставления земельного участка № *** СНТ «Ягодка», расположенного по адресу:
г.Ульяновск, в кадастровом квартале *** и в утверждении схемы расположения
данного земельного участка на кадастровом плане территории, обязать утвердить
схему расположения вышеуказанного земельного участка, принять решение о
предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве
собственности без проведения торгов.
Судом к
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация
г.Ульяновска, Управление Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска, СНТ «Ягодка», публично-правовая
компания «Роскадастр».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Ливанов И.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении
административных исковых требований.
В обоснование жалобы
приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что
имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В судебное заседание
все лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания. В связи с чем
судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с пунктом 2
части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации
исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории
осуществляется образование земельных участков: из земельного участка,
предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому
товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом
от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества
для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В силу п.2.7 ст.3
Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1
марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты
вступления в членство приобрести находящийся в государственной или
муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без
проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует
в совокупности следующим условиям:
земельный участок не
предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок
образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце
первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или
организована такая некоммерческая организация;
по решению общего
собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных
участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании
другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в
указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному
члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не
является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного
участка не принято решение о резервировании для государственных или
муниципальных нужд.
Согласно п.2.8 ст.3
названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей
статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду
осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной
власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2
Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или
его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения
земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем.
Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта
межевания территории, в границах которой расположен земельный участок,
некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей
статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного
участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего
собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта
2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой
некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение
земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из
указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее
ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта
2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного
участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы
самостоятельно запрашивают:
сведения о
правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной
некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти,
уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление
государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на
недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном
реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об
указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном
реестре юридических лиц.
В соответствии с
пп.6 п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в
утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка,
если разработка схемы расположения земельного участка, образование которого
допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания
территории, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о
предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть
утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего
Кодекса.
В соответствии с ч.1
ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об
оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного
лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом
установлено, что распоряжением главы администрации Ульяновского района
Ульяновской области № 216 от 15.04.1992 «О выделении земель для целей
садоводства», разрешено совхозу «Лаишевский» занять на своем землепользовании
13,6 га пашни для целей коллективного садоводства рабочих и служащих совхоза.
Согласно
списку садоводов СНТ «Ягодка» по состоянию на 25.05.1998 владельцем
участка №*** числится *** (л.д.70-71).
Согласно
списку садоводов СНТ «Ягодка» по состоянию на 1999 год владельцем участка №***
числится *** (л.д.73-74).
Постановлением
главы г.Ульяновска № 5282 от 03.07.2009 «О землепользовании в СНТ «Ягодка»
Ленинского района г.Ульяновска, на основании заявлений, в том числе Ливанова
И.А., переданы в собственность за плату земельные участки по адресу:
г.Ульяновск, Ленинский район, садоводческое некоммерческое товарищество
«Ягодка», участок № 1 (земли сельскохозяйственного назначения, территориальная
зона – Р2), под садовыми участками, членами вышеуказанного садоводческого
товарищества, согласно Приложению к данному постановлению (л.д.13-14).
Из
Приложения к постановлению главы г.Ульяновска следует, что Ливанову И.А. передан земельный
участок № *** площадью 399 кв.м.
25.09.2009 земельный участок с кадастровым номером *** был
поставлен на кадастровый учет.
По информации филиала ППК «Роскадастр» по Ульяновской
области сведения о земельном участке,
расположенном по адресу: г. Ульяновск, СНТ «Ягодка», уч. ***, с
кадастровым номером *** аннулированы
и исключены из ГКН 26.09.2011 в соответствии с ч. 4 ст. 24
Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ
«О государственном кадастре недвижимости» и отсутствия в государственном кадастре недвижимости
сведений о зарегистрированных вещных
правах, обладателях этих прав, а также о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных
прав и лицах, в пользу которых они
установлены (л.д. 65).
Согласно информации Управления архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска Согласно Генеральному плану
города Ульяновска, утверждённому решением Ульяновской Городской Думы от
27.06.2007 № 83 (далее - Генеральный план), рассматриваемый
земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего
пользования.
Сведения о
земельном участке, площадью 399 кв.м, расположенном по адресу: г.Ульяновск, СНТ
«Ягодка», участок №*** в кадастровом квартале *** в ЕГРН на дату рассмотрения дела отсутствуют.
В соответствии
с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении
полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, между органами местного самоуправления
муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти
Ульяновской области», пп. 20 п. 2.5 Положения Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства
Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, с 01.04.2022, Министерство
осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в
государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в
границах МО «город Ульяновск».
13.10.2022
Ливанов И.А. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании на праве в
аренду земельного участка на срок 5 лет (л.д.88).
К заявлению
административным истцом приложена схема расположения земельного участка на
кадастровом плане территории с условным номером ***, площадью 399 кв.м,
образуемого из земель, государственная собственность на которые не
разграничена, вид разрешенного использования: ведение садоводства.
Письмом от
26.10.2022 № 3931 Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области отказало в утверждении схемы расположения земельного
участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании
предоставления земельного участка, дополнительно указав, что в случае
отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставление
земельного участка некоммерческой организации до дня вступления в силу
Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, образование земельного участка,
расположенного на территории садоводческого некоммерческого товарищества
посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом
плане территории не предусмотрено законом.
24.03.2023 Ливанов
И.А. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и
отказывая Ливанову И.А. в удовлетворении административного иска, суд первой
инстанции исходил из того, что при отсутствии утвержденного проекта межевания
территории СНТ схема расположения испрашиваемого земельного участка,
приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления
земельного участка, не может быть утверждена. Кроме того, Ливановым И.А. без
уважительных причин пропущен 3-месячный срок для обращения в суд,
установленный ст.219 КАС РФ.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, в пп. 2 и 3 ст. 11.3 ЗК РФ указаны случаи, при которых не
допускается образование земельных участков в соответствии со Схемой.
В частности, в силу
п.2 ст.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания
территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка,
предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу или
огородническому некоммерческому товариществу.
Аналогичное правовое
регулирование вопроса образования земельных участков в границах СНТ содержится
в Федеральном законе от 29.07.2017
№217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для
собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (п. 4 ст. 23 Закона № 217-ФЗ).
Разработка проекта
межевания территории и проекта планировки территории в СНТ в целях дальнейшего
образования земельных участков предусмотрена в целях обеспечения устойчивого
развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления
границ такой территории, установления границ земельных участков, включая
земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого
размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального
строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется
подготовка документации по планировке территории. Образование земельных
участков в границах СНТ на основании Схемы, в отсутствие проекта межевания
территории, свидетельствует об образовании земельных участков без учета прав и
законных интересов других членов СНТ и самого СНТ, поскольку земельные участки
в границах СНТ составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры.
Таким образом, в
случае отсутствия правоустанавливающих документов, подтверждающих
предоставление земельного участка некоммерческой организации до дня вступления
в силу Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3, образование земельного
участка, расположенного на территории садоводческого некоммерческого
товарищества посредством утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом
плане территории не предусмотрено законодательством.
Пунктом 6 ст. 11.9
ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно нарушать
требований, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Кроме того, в
соответствии с п. 2 ст. 22 Закона № 217-ФЗ распределение земельных участков
между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания
членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких
участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания
территории.
Согласно ч. 1 ст. 41
Градостроительного кодекса подготовка
документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения
устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной
структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон
планируемого размещения объектов капитального строительства.
Территорией
садоводства или огородничества признается территория, границы которой
определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории
документацией по планировке территории.
В связи с этим ч. 4
ст. 23 Закона № 217-ФЗ в целях обеспечения устойчивого развития территории
садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой
территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки
общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов
капитального строительства, включая объекты капитального строительства,
относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка
документации по планировке территории.
Согласно ч. 25 ст.
54 Закона № 217-ФЗ утвержденные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ
проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций,
созданных до вступления в силу Закона № 217-ФЗ, а также иные документы, на
основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах
таких территорий, являются действительными.
В силу положений п.
2 ч. 4 ст. 41, ч. 2 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории относится к
документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется, в том
числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных
участков. Распределение земельных участков между членами товарищества
осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества
согласно реестру членов товарищества и для установления границ земельных
участков осуществляется подготовка документации по планировке территории.
Поскольку Ливанов
И.А. не предоставил Министерству решение общего собрания членов СНТ «Ягодка»
согласно реестру членов товарищества о возможности предоставления
испрашиваемого земельного участка, то образование земельного участка в
отсутствие указанного документа может привести к нарушению прав иных членов, в
связи с чем Министерством ему правомерно было отказано.
Более того, в силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск
срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность
восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока
обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
Уважительных причин пропуска срока
административным истцом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд
апелляционной инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, оснований
для признания незаконным оспариваемого отказа в предварительном согласовании
схемы расположения земельного участка у суда не имелось.
Каких-либо новых
доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность
обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе
не приведено.
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2023 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Ливанова Ивана Александровича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28.08.2023