Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация
Документ от 22.08.2023, опубликован на сайте 12.09.2023 под номером 107944, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

73OS0000-01-2023-000159-68

Дело № 3а-247/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

22 августа 2023 года                                                                      г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вебера Климентия Сергеевича к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

 

Вебер К.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2022 года по гражданскому делу № *** на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Ульяновске. Решение суда вступило в законную силу. Исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов-исполнителей, где возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решения суда не исполнено, что  лишает его  права на достойные условия проживания и влечет нарушение его конституционных прав.

Ранее решением Ульяновского областного суда от 16 февраля 2023 года в его пользу уже была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размер 10 000 руб. Однако с момента принятия указанного решения жилье во исполнение решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 апреля 2022 года ему не предоставлено.

В связи с  этим Вебер К.С. просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 628 293 руб.  Указанный размер компенсации складывается из следующих сумм: 1 096 452 руб.- моральный вред, 185 000 руб. – наем жилья, 9 841 руб. – коммунальные услуги, 327 300 руб. – упущенная выгода (неполученное пособие по безработице, поскольку он лишен возможности встать на учет в Центре занятости населения  из-за отсутствия у него постоянной регистрации по месту жительства). 

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица -  Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание Вебер К.С. не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве на иск просит отказать в удовлетворении требований истца. Не считает Министерство надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, правопреемником которого является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Заявленный истцом размер компенсации считает завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Указывает на то, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 рублей.

Считает, что в действиях Министерства отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Указывает, что  в силу бюджетного законодательства выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств  или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года, а в текущем финансовом году - при условии внесения соответствующих изменений в бюджет.

Отмечает, что в законе Ульяновской области от 8 декабря 2022 года № 119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В  отзыве на иск просит отказать в его удовлетворении. 

Указывает, что Министерство не является организацией, которая самостоятельно за счет внутренних резервов может исполнить решение суда. Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Однако бюджетные лимиты, доводимые до Министерства, не позволяли закрывать  потребность по обеспечению жильем детей-сирот, что привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

В настоящее время проводится системная работа по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованной.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения явившихся участников процесса,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, обозрев гражданское  дело Ленинского районного суда города Ульяновска № ***, административное дело Ульяновского областного суда № ***, исполнительное производство № ***, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2022 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования Вебера К.С. - на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность обеспечить его  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск».

Решение суда вступило в законную силу 24 мая 2022 года.

20 июня 2022 года Вебер К.С. получил исполнительный лист и 21 июня 2022 года предъявил его в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

22 июня 2022 года на основании данного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № ***. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения решения суда.

Вебер К.С. обращался с заявлением о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению). В возбуждении уголовного дела было отказано.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2022 года в порядке правопреемства произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерства  строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

23 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене должника в исполнительном производстве с Министерства  строительства и архитектуры Ульяновской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года было отказано в удовлетворении заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области об отсрочке исполнения решения Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 апреля 2022 года по гражданскому делу № ***.

В связи с неисполнением решения суда, Вебер К.С. обращался в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Решением Ульяновского областного суда от 16 февраля 2023 года по делу № *** в пользу Вебера К.С. была присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размер 10 000 руб. Период неисполнения решения суда на момент принятия указанного решения составил 8 мес. 23 дня. При этом суд на основании разъяснений, изложенных в абзаце 2 п. 55 в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», исчислял период неисполнения решения суда с момента вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 апреля 2022 года.

На момент рассмотрения настоящего дела решение суда не исполнено. Исполнительное производство не окончено.

В п. 39 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ разъяснено, что принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

С учетом вышеизложенных положений законодательства в данном случае оценке подлежит период неисполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 апреля 2022 года, начиная с 17 февраля 2023 года (день, следующий за днем принятия Ульяновским областным судом решения о присуждении в пользу истца компенсации) по день рассмотрения настоящего иска. Данный период составляет 6 месяцев 5 дней.

С настоящим административным исковым заявлением Вебер К.С. обратился 19 июля 2023 года, то есть в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Как следует из исполнительного производства, должником проводятся определенные действия для исполнения решения суда. Вместе с тем  основной причиной неисполнения решения суда является недостаточность денежных средств в областном бюджете Ульяновской области. Вместе с тем данное обстоятельство  не является основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

При таких обстоятельствах Вебер К.С. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона № 68-ФЗ  судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 года № 11 в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Заявленный истцом размер компенсации явно не отвечает требованиям разумности и справедливости. Приведенные истцом в обоснование размера компенсации  доводы об убытках, упущенной выгоде, причиненном ему моральном вреде правового значения для рассмотрения спора не имеют.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 11 от 29 марта 2016 года  компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок представляет собой меру ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока неисполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Веберу К.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере  7000 рублей.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р е ш и л:

 

административные исковые требования Вебера Климентия Сергеевича  удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Вебера Климентия Сергеевича  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 7000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Веберу Климентию Сергеевичу  отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено  24 августа 2023 года.