УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-001056-15
Судья Царапкина К. С.
Дело 33-3516/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Шлейкина М.И.,
Карабанова А.С.,
при секретаре
Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 12 апреля 2023 года, по делу №2-1666/2023, по которому
постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского района г.
Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Бороденко
Нину Григорьевну техническим средством реабилитации – *** в соответствии с ее индивидуальной
программой реабилитации от 16.05.2012.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Бороденко Нины
Григорьевны компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей, что решение суда является законным и
обоснованным, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах
Бороденко Н.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее ОСФР
по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
Требования были мотивированы тем, что Бороденко Н.Г., ***
года рождения, является инвалидом ***. В соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида от 16 мая 2012 г. Бороденко Н.Г. нуждается в
техническом средстве реабилитации – ***
Меду тем, данным техническим средством реабилитации
Бороденко Н.Г. до настоящего времени не обеспечена.
В
связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика ОСФР по Ульяновской области
обеспечить Бороденко Н.Г. указанным техническим средством реабилитации и
взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Судом
к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно
предмета спора, привлечено ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывают на то, что силу норм
действующего законодательства истец мог приобрести техническое средство
реабилитации за счет собственных средств с последующей выплатой ему
компенсации. Также ссылаются на
отсутствие причинно-следственной связи между непредставлением
технического средства реабилитации и моральными страданиями истца. Также
полагают, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации
морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида. Выплата
компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных
на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет в
дальнейшем ущемление прав других
получателей технических средств реабилитации (инвалидов). Указывают,
что прокурором не представлено доказательств причинения физических страданий Бороденко
Н.Г. в результате действий ОСФР по Ульяновской области,
выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида техническим средством
реабилитации.
В возражениях на апелляционную жалобу Бороденко Н.Г. просит
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть
дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Бороденко Н.Г., *** года
рождения, является инвалидом ***. В соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида от 16 мая 2012 г. Бороденко Н.Г. нуждается в техническом
средстве реабилитации – ***
Однако, на момент рассмотрения дела судом Бороденко Н.Г.
указанными техническими средствами реабилитации обеспечена не была.
Ссылаясь на то, что Бороденко Н.Г. не была обеспечена
указанным средством реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу
об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанность по обеспечению Бороденко Н.Г.
указанным средством реабилитации и взыскании в ее пользу денежной компенсации
морального вреда.
Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной
коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые
и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов
установлены Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты
инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации
инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических
средств реабилитации.
Государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1
статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К
техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические
решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения
стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами
реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая
протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду,
глазные протезы и слуховые аппараты).
В пункте 17
Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы
слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального
изготовления.
Во
исполнение указанных норм закона Постановлением Правительства Российской
Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором
пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов
техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами
реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом
"а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов
соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем
предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В
силу абзаца
первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В
соответствии с абзацем
первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление,
указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и
в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением
уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на
получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие
техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного
контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с
заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает
(выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление
технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные
уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации,
обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в
которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается
срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия
государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим
средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного
контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4
настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану)
документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения
такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки
соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4
настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской
помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную
организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по
индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных
исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Как установлено материалами дела, Бороденко Н.Г. по ее заявлению от 31 августа 2022 г. поставлена на
учет в качестве нуждающейся в обеспечении вкладышем *** однако до настоящего
времени данным техническим средством реабилитации не обеспечена.
Поскольку
ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по
предоставлению инвалиду средств реабилитации, то выводы суда первой инстанции о
возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Бороденко Н.Г.
техническими средствами реабилитации – *** являются законными и обоснованными.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что истец, в силу норм действующего
законодательства, мог приобрести техническое средство реабилитации за счет
собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, не опровергают вышеуказанные выводы суда
первой инстанции.
Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида
компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение
техническими средствами реабилитации, также основано на нормах закона и
является правильным.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации,
если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания)
действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на
принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях,
предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие
внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и
нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина,
которому причинен вред.
В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной
форме (пункт 1).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается
судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный
вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Руководствуясь требованиями статей
150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой
инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца техническим
средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к
обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в
пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере
- 3 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть
приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических
обстоятельствах дела.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона
отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни,
поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на
обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что
требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных
отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением
необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные
неимущественные права истца.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 апреля 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 июля 2023 г.