Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинским изделием, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 24.08.2023 под номером 107914, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить изделием медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001049-36

Судья Грачева Т.Л.                                                                               Дело № 33-3595/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-1520/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Мулендеевой Светланы Николаевны удовлетворить частично.

Возложить на государственное учреждение здравоохранении «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанность выписывать М*** М*** А*** медицинское изделие - ***) в количестве 1 шт. ежегодно до момента отмены применения *** по медицинским показаниям.

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать М*** М*** А*** на основании выписанных рецептов медицинским изделием - ***) в количестве 1 шт. ежегодно до момента отмены применения *** по медицинским показаниям.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** М*** А***, в лице ее законного представителя Мулендеевой Светланы Николаевны, компенсацию морального вреда 2000 рублей.

Решение суда в части возложения обязанности выписывать рецепты и обеспечивать *** М*** М*** А****** медицинским изделием - ***) обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Мулендеева С.Н. обратилась в суд в интересах ****** ребенка М*** М.А. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности обеспечить изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указала, что она является законным представителем (матерью) М*** М.А., ***.2011 года рождения.

Ее дочь с 2020 года страдает ***, является ***, наблюдается в поликлинике № 5 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска».

Согласно выписке из медицинской карты стационарного больного № *** от 01.12.2021 в рамках плановой госпитализации в Университетской клинической больнице им. С.Р. Миротворцева консилиумом врачей было рекомендовано включить *** М*** М.А. в группу детей, нуждающихся в оказании высокотехнологичных методов лечения и установить ребенку *** под контролем суточного ***.

02.12.2021 ее дочери была установлена *** под контролем суточного ***, ***

В соответствии с руководством пользователя системы *** является ***), который используется с ***. *** собирает данные измерений сенсором и отправляет их на устройства мониторинга с помощью беспроводной связи.

Согласно инструкции по эксплуатации *** ***, в зависимости от обращения пациента с *** прогнозируемый срок службы последнего - 1 год. Гарантийный срок, установленный производителем, также составляет 1 год.

*** М*** М.А. бесплатно получила *** в Университетской клинической больнице им. С.Р. Миротворцева одновременно с *** 02.12.2021, то есть срок его службы истек 02.12.2022.

01.02.2023 она обратилась к ответчикам с заявлением о выписке рецепта и о льготном обеспечении ее дочери ***), ответа на обращение не получила.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мулендеева С.Н. просила обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать М*** М.А. медицинское изделие - ***) в количестве 1 шт. ежегодно до момента отмены применения *** по медицинским показаниям, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать М*** М.А. на основании выписанных рецептов медицинским изделием - ***) в количестве 1 шт. ежегодно до момента отмены применения *** по медицинским показаниям, обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу М*** М.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области содержится просьба об изменении решения суда в части обеспечения истца медицинским изделием - набор ***), на обеспечение медицинским изделием - ***.

В обоснование доводов жалобы указано, что в настоящее время поставка некоторых медицинских изделий иностранного производства, в том числе ***, на территорию Российской Федерации осуществляется с перебоями в связи с логистическими трудностями, сроки поставки неизвестны.

Отмечено, что Министерством проведены все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указано, что в Министерство поступило обращение от Мулендеевой С.Н., в котором она просила обеспечивать ****** М*** М.А. *** *** взамен *** для системы непрерывного *** и *** ***).

Приведены доводы о несогласии с решением суда в части взыскания компенсации морального вреда, поскольку не представлено доказательств причинения *** М*** М.А. физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства.

Определенный судом размер компенсации морального вреда является необоснованно завышенным.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Мулендеева С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, М*** М*** А***, ***.2011 года рождения, имеет статус ребенок-*** по заболеванию *** ***. *** установлена на срок до 25.09.2029 (л.д. 12).

 

В период нахождения на стационарном лечении в Университетской клинической больнице № 1 имени С.Р. Миротворцева ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» М*** М.А. включена в группу детей, нуждающихся в оказании высокотехнологичных методов лечения, и переведена на ***. 02.12.2021 ей установлена ***) (л.д. 9-10).

 

Согласно руководству пользователя по системе *** и инструкции по эксплуатации ***, дополнительным устройством к *** ***), который используется с *** для непрерывного ***а уровня ***. *** собирает данные от *** Затем *** передает данные на *** по беспроводной связи. В зависимости от обращения пациента с ***, прогнозируемый срок службы последнего составляет 1 год (л.д. 42-48).

 

01.02.2023 Мулендеева С.Н. обратилась к ответчикам с заявлением о выписке рецепта и о льготном обеспечении ее дочери ***) (л.д. 37).

 

Вместе с тем, до настоящего времени *** М*** М.А. указанным медицинским изделием не обеспечена, рецепты на его получение не выписаны.

 

Заключением врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» от 28.03.2023 подтверждена нуждаемость М*** М.А. в обеспечении системой ***!%) 1 раз в год (л.д. 60-61).

 

Разрешая спор, суд первой инстанций, установив наличие у *** М*** М.А. заболевания (***), право на бесплатное получение медицинских изделий, необеспечение ее, как ребенка-*** одной из составляющих частей системы ***, требующей периодической замены, пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать Му*** М.А. рецепты на обеспечение набором ***) в количестве 1 штуки ежегодно, на Министерство здравоохранения Ульяновской области - бесплатно обеспечивать ребенка указанным медицинским изделием до момента отмены применения *** по медицинским показаниям.

 

С учетом установленного факта нарушения порядка и сроков обеспечения ****** М*** М.А. необходимым медицинским изделием, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда в размере 2000 рублей, определив ее исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание требования разумности и справедливости.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

 

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

 

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

 

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

 

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 часть 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

На основании части 1 статьи 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

 

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной ***ности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-***ы в возрасте до 18 лет.

 

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.02.2023 № 86-П утверждены Правила обеспечения несовершеннолетних граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Ульяновской области и страдающих сахарным диабетом, отдельными видами медицинских изделий.

Согласно Приложению к указанным Правилам, набор *** включен в комплект системы *** в крови!%.

 

Руководствуясь вышеприведенными нормами материального права в их взаимосвязи, установив изложенные выше фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению М*** М.А. медицинским изделием - набором ***).

 

Доводы ответчика о непредоставлении Му*** М.А. *** по независящим от Министерства причинам, подлежат отклонению, поскольку право ребенка-***, страдающего социально значимым заболеванием, на обеспечение необходимыми ему медицинскими изделиями не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе.

 

Доводы апелляционной жалобы о необходимости изменения решения суда, со ссылкой на поступившее от Мулендеевой С.Н. обращение от 13.03.2023, в котором она просила обеспечивать *** М*** М.А. *** взамен сенсоров для системы *** и ***), не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку нуждаемость М*** М.А. в обеспечении именно составляющей частью системы непрерывного *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами.

 

Как усматривается из возражений Мулендеевой С.Н. на апелляционную жалобу, данное обращение носило вынужденный характер, в связи с временным отсутствием на рынке сенсоров для системы непрерывного *** и отказом Министерства в обеспечении ими ****** Му*** М.А.

 

Кроме того, доказательств, что ребенок*** был обеспечен *** взамен сенсоров для системы непрерывного *** и ***) в материалы дела не представлено.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлено доказательств причинении физических или нравственных страданий *** Му*** М.А., которые были следствием бездействия Министерства, являются несостоятельными, исходя из следующего.

 

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, ***ов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

 

Установив, что по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области ***нему ребенку не созданы необходимые для его лечения и   нормальной жизнедеятельности условия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации ребенку-***у морального вреда в размере 2000 рублей.

 

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая характер нравственных страданий, причиненных ребенку-***у нарушением его личных неимущественных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

 

Несогласие заявителя апелляционной жалобы с размером компенсации морального вреда само по себе не является основанием к отмене либо изменению принятого судебного решения, поскольку определение характера и степени причиненного морального вреда относится к исключительной компетенции суда и является результатом оценки конкретных обстоятельств дела.

 

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее дополнительного снижения по сравнению с заявленной истцом суммой, судебная коллегия не усматривает.

 

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

 

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.