Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспеченить инвалида ТСР
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 23.08.2023 под номером 107831, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001960-19

судья Жилкина А.А.                                                                        Дело № 33-3767/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               15 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от           2 мая 2023 года по делу № 2-2270/2023, которым постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Чамкина Александра Кирилловича удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Чамкина Александра Кирилловича *** в соответствии с *** № 689.16.73/2022 от 14.04.2022.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Чамкина Александра Кирилловича в счёт компенсации морального вреда 2000 руб.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска в интересах                    Чамкина А.К. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению *** Чамкина А.К., в ходе которой установлено нарушение его прав на предоставление мер государственной социальной поддержки. Чамкину А.К. установлена ***, ему разработана индивидуальная программа реабилитации *** (далее – ***). В соответствии с *** *** № 689.16.73/2022 от 14.04.2022 Чамкин А.К. должен быть обеспечен ***, *** (***) ***. Однако истец указанными техническими средствами реабилитации не обеспечен.

Истец просил суд обязать ответчика обеспечить *** Чамкина А.К. ***, ***) ***, ***, взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 2000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены                      ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ООО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», областное государственное автономное учреждение социального обслуживания Геронтологический центр «Забота».

Определением суда от 02.05.2023 производство по делу в части требований о возложении обязанности обеспечить Чамкина А.К. техническим средством реабилитации в виде ***, было прекращено ввиду отказа от иска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе  в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение ***ов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявлений и контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с законом № 44-ФЗ.  По заявлению Чамкина А.К. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации *** он состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении *** Для обеспечения *** техническими средствами реабилитации ОСФР по Ульяновской области неоднократно размещались запросы о предоставлении ценовых предложений, на которые ценовые предложения либо не поступили, либо поступивших ценовых предложений было недостаточно для формирования НМЦК. Полагает взыскание морального вреда необоснованным, поскольку обеспечение Чамкина А.К. не производилось ввиду отсутствия действующих государственных контрактов на поставку данного вида ТСР либо отсутствия свободных единиц ТСР по причине обеспечения *** в порядке очередности. Поскольку отделением принимались меры к обеспечению истца техническими средствами реабилитации, однако необеспечение произошло не по вине Отделения, оснований для удовлетворения иска не имелось. Взыскание морального вреда является нецелевым использованием средств бюджета фонда.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а именно: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты ***ов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение ***ам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов Российской Федерации».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность ***а, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы ***а, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) *** (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения *** (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения *** (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением *** (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Судом установлено, что Чамкин А.К., 22.09.1945 года рождения, является ***, *** установлена бессрочно (л.д. 18). 

В соответствии с  ИПРА *** от 689.16.73/2022 от 14.04.2022              Чамкину А.К. полагается техническое  средство  реабилитации: *** (л.д. 11-17).

Чамкин А.К. обратился с заявлением об обеспечении его вышеуказанными техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА.  

04.04.2022 истцу сформировано направление на получение ТСР, по которому он был обеспечен ***

На момент рассмотрения дела в суде *** не обеспечен.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения ***а положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав *** на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу ***а денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Размещение запросов о предоставлении ценовых предложений на технические средства реабилитации, которые остались безрезультатными, иные предпринятые меры не могут умолять права истца на своевременное обеспечение  техническим средством реабилитации, необходимым ввиду  состояния  здоровья.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ответчика обязанность по обеспечению                 Чамкина А.К. техническими средствами реабилитации – *** в соответствии с его ИПРА.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств тому, что           истец был обеспечен спорными техническими средствами реабилитации, в суд первой инстанции не представлено.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных требований и представленных сторонами доказательств, при таких обстоятельствах доводы жалобы основанием к признанию выводов суда неправильными не являются.

В отсутствие реального обеспечения истца техническими средствами реабилитации принятие ответчиком мер в целях обеспечения ***а техническим средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.

Предусмотренные законом варианты обеспечения ***а техническими средствами реабилитации являются правом ***а, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению ***а необходимыми техническими средствами реабилитации.

Ссылки на непредставление технических средств реабилитации по объективным, независящим от ответчика причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Разрешая исковые требования прокурора о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав ***а на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении  *** техническими средствами реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, в отсутствие данных технических средств реабилитации его жизнедеятельность ограничена.

Учитывая приведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу о компенсации истцу морального вреда в сумме 2000 руб.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                        (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.08.2023