Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении требований пожарной безопасности
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 21.08.2023 под номером 107801, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-000708-27

Судья Русакова И.В.                                                                           Дело №33а-3571/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          15 августа  2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Юшиной В.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Заволжского  районного суда города Ульяновска от 31 марта 2023 года по делу           № 2а-825/2023, по которому постановлено:

 

административный иск Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» по обеспечению пожарной безопасности в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области по обеспечению пожарной безопасности в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области».

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, привести в соответствие с требованиями п.п. 12, 17, 24, 25, 26, 27 «а», «б» и «д», 30, 35 «а», «в» и «д», 43, 48, 50, 54, 60 п. 5, 65, 67, 400 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994         № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч.ч. 3 и ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1 и 2 ст. 53,        ч. 2 ст. 54, ч.ч. 1, 4, 6 и 10 ст. 83, ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 84, ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 88, ч.ч. 1 и 8 ст. 89, ч. 6 ст. 134, табл. 23, 24, 28, 29 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4, 8, п.п. 5, 9 и 21 прил. 5, п.п. 4, 7 и 17 табл. 2 раздела 7, Свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 № 173, п.п. 4.2.9, 4.2.22, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.12, 4.4.6, Свода правил 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, п. 5, п. п. 38 прил. 3 Требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464, п.п. 4.3, 4.4, 4.8, 6.6.27, п. 48 таблицы № 3 Свода правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, п. 6.6.9 Свода правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 7.6.3 Свода правил 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.11.2016 № 777/пр,         п. 5.1.2 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013    № 288, а именно:

      обеспечить хранение документации, подтверждающей показатели пожарной опасности материала (пластиковых панелей), примененных для отделки стен обеденного зала в столовой на 1 этаже;

      обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в отряде № 3, участке квашения и соления овощей;

      обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны помещения складского назначения, а именно библиотеки, расположенной на 2 этаже здания дежурной части, с обозначением его категорий и классов зон на входной двери помещения с наружной стороны на видном месте;

      установить двери на лестничные клетки на 1 и 2 этажах здания штаба (новое здание);

      установить световые оповещатели «Выход» над эвакуационными выходами в отрядах №№ 7 и 10;

      оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации отряды №№ 3, 9, а также комнату для приема граждан и коридор, ведущий в эту комнату, расположенные в здании штаба (старое здание), спальное помещение № 1 отряда № 2, комнату для приема пищи и комнату быта отряда № 8, помещение дежурного по промышленной зоне, кабинет мастера участка квашения и соления овощей, помещения, расположенные на территории хозяйственного двора (в количестве 5 штук);

      обеспечить эксплуатацию светильников с колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильников, в комнате обысков и досмотров и в комнате оперативного отдела здания ШИЗО-ПКТ-ЕПКТ, в здании отряда со строгими условиями отбывания наказания (в количестве 7 шт.), в отрядах №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8 и 9, на 2 этаже отряда № 10, в коридоре молельной комнаты для мусульман, костюмерной клуба, помещении для проведения свиданий, коридоре медицинской части;

      предусмотреть аварийное освещение на путях эвакуации и лестничных маршах и в коридорах отрядов №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10;

      оснастить помещение участка деревообработки системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

      обеспечить 1 этаж здания профессионального училища, 2 и 3 этажи отряда № 1, не менее чем 2 эвакуационными выходами;

      обеспечить исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно подключить шлейфы на приемно-контрольном пожарном приборе на участке деревообработки;

      обеспечить исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно подключить кабельные линии автоматической установки пожарной сигнализации карной к приемно-контрольному прибору.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области Гасанова М.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском  к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным бездействия по обеспечению пожарной безопасности, возложении обязанности устранить выявленные нарушения.

В обоснование требований указала, что в августе 2022 года в ходе проведенной прокуратурой с участием специалистов УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области, ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, а также материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, установлено нарушение требований трудового, противопожарного, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем первым заместителем прокурора области 26.08.2022 руководителю УФСИН России по Ульяновской области выдано представление об устранении нарушений закона.

По результатам проверки от 25.01.2023 выявлено, что не все указанные в представлении от 26.08.2022 нарушения закона устранены.

Поскольку администрацией исправительного учреждения не принимаются меры к соблюдению требованиях пожарной безопасности и развитию материальной базы учреждения, в результате чего имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью осужденных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и граждан, посещающих учреждение.

Административный истец просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению пожарной безопасности в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области; обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области устранить нарушения требований пожарной безопасности; обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление МЧС России по Ульяновской области, ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказав в удовлетворении требований в части понуждения УФСИН России по Ульяновской области обеспечить устранение безопасности путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу. 

В обоснование жалобы указывает, что понуждение судом УФСИН как территориального органа ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей. Данная позиция согласуется с судебной практикой по схожим спорам.

Суд обязал УФСИН обеспечить устранение недостатков путем доведения         ФКУ ИК-4 лимитов бюджетных обязательств на указанные цели со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства и вносит изменения в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

УФСИН для исполнения решения суда о доведении ФКУ ИК-4 лимитов бюджетных обязательств на устранение недостатков, отраженных в иске Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, необходимо  обратиться в ФСИН России (к главному распорядителю бюджетных средств) с целью доведения до территориального органа ФСИН России дополнительных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

В свою очередь ФСИН России необходимо либо перераспределить доведенные ему на финансирование уголовно-распорядительной системы денежные средства в пользу УФСИН за счет иных территориальных органов уголовно-исполнительной системы, либо обратиться в Минфин России с целью выделения дополнительных средств на исполнение решение суда.

Мероприятия  по доведению УФСИН дополнительных лимитов бюджетных обязательств на финансирование ФКУ ИК-4 потребуют значительного времени и, соответственно, решение суда в части выделения данному учреждению денежных средств на устранение нарушений в сфере пожарной безопасности со дня вступления решения суда в законную силу будет не исполнимым. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Обязанность соблюдения администрацией исправительного учреждения требований пожарной безопасности установлена Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденными приказом ФСИН России от 30.03.2005 №214, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, другими нормативными актами.

Удовлетворяя требования прокурора о возложении на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области обязанности по устранению нарушений пожарного законодательства в помещениях колонии, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности выявленных прокуратурой нарушений, в числе которых установлено несоблюдение правил пожарной безопасности.

Данные обстоятельства установлены в ходе проведенных прокуратурой проверок и не оспаривались административными ответчиками в ходе рассмотрения дела.

Невыполнение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области требований пожарного законодательства свидетельствует о несоблюдении администрацией учреждения ст.13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и нарушает права лиц, пребывающих в зданиях исправительной колонии.

Несогласие административного ответчика в апелляционной жалобе с не установлением судом срока для финансирования не опровергает правильность принятого по делу решения и не влечет его отмену.

Административный ответчик при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Доводы апелляционной жалобы УФСИН России по Ульяновской области о необоснованности возложения на Управление обязанности по обеспечению необходимого финансирования ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных судом мероприятий не могут быть признаны состоятельными.

В соответствии со ст.9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.11 названого закона учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Создание лицам, содержащимся в исправительном учреждении, условий содержания, соответствующих нормам конституционного права, федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области как территориального органа и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области.

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Деятельность ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области, в том числе по соблюдению требований пожарного законодательства при эксплуатации помещений учреждения, в основном зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области не имеется.

Пунктом  4.3 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области закреплено, что  УФСИН России по Ульяновской области осуществляет в отношении Учреждения доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль за использованием закрепленного за учреждением имущества.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Следовательно, для устранения выявленных прокурором нарушений действующего законодательства ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области имеет право на специально выделяемые из федерального бюджета денежные средства и получаемые от УФСИН России по Ульяновской области.

Довод УФСИН России по Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что решение в оспариваемой части является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и ограничивает право главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку решение суда в данной части соответствует требованиям ст. 296 ГК РФ и п.7 ст.161 БК РФ. Кроме того следует учитывать, что судом не устанавливался ни объем работ, подлежащих финансированию, ни объем бюджетных средств, подлежащих выделению на эти цели, то есть, права УФСИН России по Ульяновской области по решению данных вопросов ничем не ограничены.

Принятое по делу решение является по существу правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные доказательства, верно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского  районного суда города Ульяновска от 31 марта 2023 года

оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17.08.2023