Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 15.08.2023, опубликован на сайте 23.08.2023 под номером 107795, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-35/2023

73OS0000-01-2022-000066-40

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

15 августа 2023 года                                                                       г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергохимсервис» к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Энергохимсервис» обратилось в суд с административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 20 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 2 760 911 руб.

Требования мотивировало тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере        6 516 222 руб.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № *** от 17 декабря 2021 года,  составленному оценщиком        Мальчихиной Е.В. (ООО «Центр судебной экспертизы»), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 декабря 2021 года  составляет 2 760 911 руб.

Общество обратилось в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика, однако решением учреждения № *** от 20 января 2022 года ему было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости ввиду несоответствия представленного отчета об оценке положениям Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данное решение истец считает незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Центр судебной экспертизы», оценщик Мальчихина Е.В., ФГБУ «ФКП Росреестра».

В ходе рассмотрения дела определением суда произведена замена административного ответчика  - Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области его правопреемником Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» его правопреемником  публично-правовой компанией «Роскадастр».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

В рамках рассмотрения дела истец уточнил исковые требования  - просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, равной      2 340 761 руб.

В судебном заседании директор ООО «Энергохимсервис» Кашина Н.А. поддержала уточненные исковые требования. Дала суду пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» Елистратова А.В. в судебном заседании  просила отказать в удовлетворении требований истца, указывая на законность принятого учреждением решения.

Указала, что проведенная по делу судебная экспертиза выявила несоответствие отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтвердила наличие в отчете нарушений, изложенных в решении учреждения № *** от 20 января 2022 года. 

Также представитель ОГБУ «БТИГКО» указала на то, что требование  об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости не является самостоятельным требованием и не может быть удовлетворено отдельно от требования, связанного с обжалованием решения уполномоченного органа.

Дополнительно сообщила, что в рамках тура государственной кадастровой оценки 2020 года учреждением была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2020 года в размере 6 516 222 руб. 42 коп., утверждена приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр.

В рамках очередного тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года составила 4 688 473 руб. 68 коп., утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 263-пр. Результаты очередного тура государственной кадастровой оценки подлежат применению с 1 января 2023 года.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка  (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Судом установлено, что ООО «Энергохимсервис» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** (л.д. 22-26  т.1).

В рамках тура государственной кадастровой оценки 2020 года кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 6 516 222 руб. 42 коп., утверждена приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 октября 2020 года № 241-пр (л.д. 27 т.1). Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2021 года.

В рамках тура государственной кадастровой оценки 2022 года кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 4 688 473 руб. 68 коп., утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 263-пр (л.д. 149 т.2). Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 516 222 руб. 42 коп., определенная по состоянию на 1 января 2020 года, в настоящее время является архивной.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее – архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

В данном случае налог уплачивается истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с  чем истец имеет право на перерасчет налога за прошлый период в случае установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ      «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января    2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки».

На основании распоряжения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 2780-од от 23 ноября 2022 года ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» переименовано в ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Соблюдая установленный законом порядок, истец 21 декабря 2021 года обратился в ОГБУ «ЦГКО» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости, приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке документы, в том числе отчет об оценке земельного участка № *** от 17 декабря 2021 года, составленный ООО «Центр судебной экспертизы» (оценщик Мальчихина Е.В.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 14 декабря  2021 года составила  2 760 911 руб. (л.д. 33-207 т.1).

Решением ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки» от                20 января 2022 года № *** по результатам рассмотрения указанного заявления обществу было  отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере  его рыночной стоимости 2 760 911 руб.  по состоянию на 14 декабря 2021 года (л.д. 28-31 т.1).

Основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости явилось  несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке, информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки,  а именно:

1. В соответствии с п. 30 ФСО № 7, после проведения процедуры согласования оценщик, помимо указания в отчете об оценке итогового результата оценки стоимости недвижимости, приводит свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в задании на оценку не указано иное. В задании на оценку нет указаний на отсутствие необходимости указывать границы интервала стоимости.

Нарушены требования п. 30 ФСО № 7.

2. На стр. 60 отчета об оценке оценщиком приведен анализ предварительно отобранных предложений с тем, чтобы определить, какие из указанных земельных участков могут быть использованы в расчетах (сравнительный подход), при этом оценщиком указано, что:

- участки по адресам: *** не принимаются в качестве аналогов, так как на дату оценки реализованы, либо объявления сняты с публикации.

Согласно п. 13 ФСО №1 сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.

Срок экспозиции объекта оценки - период времени, начиная с даты представления на открытый рынок (публичная оферта) объекта оценки до даты совершения сделки с ним. Срок экспозиции, указан оценщиком «от 4-17 месяцев» (стр. 4, 52 отчета). Участки, расположенные по адресам: *** входят в срок экспозиции, следовательно, отказ от предложений на данном основании не может быть принят как обоснованный.

- участок по адресу: *** не принят в качестве аналога, так как выходит за пределы типичного срока экспозиции условия, следовательно, условия не являются рыночными (предлагается к продаже с 2016 года, при этом его цена неизменна, участок также предлагается с разбивкой на три участка по 21 сотке).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Закона о государственной кадастровой оценке ОГБУ «ЦГКО» осуществляет сбор, обработку, систематизацию и накопление о данных рынка недвижимости.

Согласно проведенного ОГБУ «ЦГКО» анализа данных о рынке недвижимости установлено, что стоимость указанного земельного участка в период экспозиции (от 4 до 17 месяцев) изменялась: по состоянию на 8 апреля 2021 года – 8 200 000 рублей (идент. номер 2138547701), по состоянию на 20 июля 2021 года – 7 500 000 рублей (идент. номер 221135862), по состоянию на 28 сентября 2021 года (наиболее актуальная на дату оценки) – 8 184 800 рублей (идент. номер 752359361). Отказ оценщика от использования данного предложения в качестве аналога некорректен.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 22 «в» ФСО № 7.

3. На стр. 60-61 отчета об оценке оценщик указывает, что «участок с кадастровым номером *** имеет площадь 25339 кв.м, предлагается к продаже 6000 кв.м, которые обозначены на рисунке продавца, но не являются фактически объектами недвижимости («вещью»), следовательно, сделки с ними не могу быть произведены, данный участок не принимается в качестве аналога», тогда как предложение по адресу: *** земельный участок с кадастровым номером *** имеет площадь 19552 кв.м, предлагается к продаже 5000 кв.м принят оценщиком в качестве аналога №2. Логика отбора объектов-аналогов нарушена.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п.п «в» п. 22 ФСО № 7.

4. В тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов. Копии материалов справочника, приведенные в качестве подтверждения интервалов ценообразующих факторов на стр. 43-44, 66, не позволяют делать выводы о соответствии сведений заявленному источнику, а также дате издания.

Нарушены требования п. 11 ФСО № 3.

5. На стр. 32-40 отчета об оценке оценщиком проведены данные о земельных участках для производственного строительства: предложения (для анализа рынка) из которых:

- Предложение (стр. 33) по адресу: *** - дата предложения, указанная оценщиком «01.12.2021», не соответствует информации, приведенной оценщиком на стр. 78 Отчета (скриншот объявления);

- Предложение по адресу: ***,

- Предложение по адресу: ***, кадастровый номер ***, ***, кадастровый номер *** - информация о цене предложения и дате предложения (год), указанные оценщиком, противоречит сведениям на стр. 81-83, стр. 110,116 и стр. 125-126 отчета (скриншоты объявлений) соответственно;

- Предложение по адресу: ***, дата предложения, указанная оценщиком, не соответствует информации, приведенной оценщиком на стр. 90 отчета (скриншот объявления), номер в базе или источник информации в таблице №2 отсутствует.

- Предложение по адресу: *** - дата предложения (год), указанная оценщиком, не соответствует информации, приведенной оценщиком на стр. 101 отчета (скриншот объявления);

- Информация, приведенная оценщиком в приложении на стр. 104, 107, 110, 126, 144, нечитаема.

- Информация, приведенная оценщиком на стр. 157-163 (аналоги объекта оценки) отчета, противоречит информации, приведенной на стр. 62-63 отчета.

Нарушены требования п. 11 ФСО № 3, п. 5 ФСО № 3.

6. На стр. 69 отчета в разделе «Список литературы» в качестве источника информации указаны Справочники оценщика недвижимости — 2018 под редакцией Лейфера Л.А.: «Земельные участки. Часть 1», г. Нижний Новгород, 2018 г., «Земельные участки. Часть 2», г. Нижний Новгород, 2018г. Далее в разделе «Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости» (стр. 43), в качестве источника информации используется Справочник оценщика недвижимости — 2020 под редакцией Лейфера Л.А. «Земельные участки. Часть I», г. Нижний Новгород, 2020 г.

Использование справочников более ранней редакции не обосновано и не подтверждено. В списке используемой литературы указанный справочник 2020 года отсутствует.

Нарушены требования п. 5 ФСО № 3.

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, отклоненный ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности вывода, изложенного в решении ОГБУ «ЦГКО»,  и проверки отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту Союза «Ульяновская областная торгово-промышленная палата» ***

Поскольку изначально административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке земельного участка № *** от 17 декабря 2021 года, выполненного оценщиком ООО «Центр судебной экспертизы» Мальчихиной Е.В.,  судом перед судебным экспертом был поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «ЦГКО».  Иное  бы  противоречило  части  16  статьи  22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, из которой следует, что при признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Из заключения судебной экспертизы № *** от 14 июля 2023 года, выполненного экспертом Союза «Ульяновская областная торгово-промышленная палата» *** (л.д. 198-235 т.2), следует, что отчет об оценке №*** ООО «Центр судебной экспертизы» от 17 декабря 2021 года, не соответствует  требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности.

Экспертом выявлены в отчете об оценке следующие нарушения законодательства:

- информация об отсутствии необходимости у оценщика приводить свое «суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться стоимость» в отчете имеется, но указана в другом разделе – нарушен п. 30 ФСО № 7, данное нарушение не влияет на величину  итоговой стоимости объекта оценки;

-использование в расчетах лишь части доступных данных (объектов-аналогов) обосновано некорректно, нарушена логика отбора объектов – аналогов – нарушены п. 5 ФСО № 3, п.п. «в» п. 22 ФСО № 7. Данное нарушение влияет на величину итоговой стоимости объекта оценки (л.д. 128 т.3).

Согласно сводному анализу недостатков, указанных в решении ОГБУ «ЦГКО» № ОРС 73/2021/001449 от 20 января 2022 года, эксперт указал:

По п. 1 пункту решения ОГБУ «ЦГКО» – нарушение требований п. 30 ФСО № 7 имеет место быть, однако данное нарушение не влияет на рыночную стоимость земельного участка, отраженную в отчете об оценке. 

По пунктам 2 и 3 решения ОГБУ «ЦГКО» - нарушение требований п. 5 ФСО № 3, п.п. «в» п. 22 ФСО № 7 имеет место быть, данное нарушение влияет на рыночную стоимость земельного участка, отраженную в отчете оценщика.

По п. 4 решения ОГБУ «ЦГКО» - оценщик в полной мере выполнил требования п. 11 ФСО № 3, нарушение отсутствует. 

По п. 5 решения ОГБУ «ЦГКО» – недостатки выявлены частично, являются техническими опечатками (описками), не влияют на рыночную стоимость земельного участка, отраженную в отчете оценщика.

По п. 6 решения ОГБУ «ЦГКО» – недостаток выявлен, является технической опечаткой (опиской) не влияет на рыночную стоимость земельного участка, отраженную в отчете об оценке.

Учитывая наличие в отчете об оценке нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***, по состоянию на 14 декабря 2021 года в размере 2 340 761 руб. (л.д. 219 т.2).

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценив заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу. Выводы эксперта в заключении обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Эксперт *** обладает правом на проведение подобного рода исследований в пределах имеющейся у него соответствующей специальности; предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поскольку  в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение выявленные  учреждением  в отчете  об оценке земельного участка *** от 17 декабря 2021 года ООО «Центр судебной экспертизы» нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, и эти нарушения  повлияли на определение рыночной стоимости объекта оценки,  суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования административного истца о признания незаконным решения ОГБУ «ЦГКО»  № *** от  20 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета оценки не имеется.

Разрешая требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд принимает во внимание расчет, произведенный в рамках проведенной по делу судебной экспертизы, и с учетом этого считает необходимым установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря  2021 года, в размере  2 340 761  руб. 

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»  для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истец обратился в ОГБУ «ЦГКО» 21 декабря 2021 года. Таким образом, период применения рыночной стоимости – с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решения ОГБУ «ЦГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Энергохимсервис» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки» № *** от 20 января 2022 года об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости отказать.

Установить архивную  кадастровую  стоимость  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2021 года, в размере 2 340 761 руб.,   определив период её применения с 1 января 2021 года по 31 декабря 2022  года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 22 августа 2023 года.