Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании стимулирующих выплат
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 17.08.2023 под номером 107789, 2-я гражданская, о взыскании стимулирующих выплат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-000918-76

Судья Павлов Н.Е.                                                                           Дело № 33-3623/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-982/2023 по апелляционной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2023 года, которым постановлено:

 

исковые требования Ермачевой Марины Николаевны к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» (ИНН ***) в пользу Ермачевой Марины Николаевны (паспорт серия *** номер ***) выплаты стимулирующего характера за период с 1 мая по 31 июля 2020 года в размере 240 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 5 900 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Ермачева М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указала, что 05.10.2016 она была принята на работу в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) на должность ***. С 12.04.2020 по 14.07.2020 по личному заявлению истец была переведена на должность ***. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 11.04.2022 установлено, что истец имеет право на получение выплат стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за период с 01.05.2020 по 31.07.2020, в связи с выполнением в период с 19.04.2020 по 14.07.2020 в акушерском обсервационном отделении ГУЗ «Городская клиническая больница № 1», в условиях госпитальной базы, должностных обязанностей, в том числе по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, у которых была выявлена ***). Полагает, что выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью заработной платы, выплата которых работодателем не произведена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ермачева М.Н. просила суд признать незаконным действие ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» по невыплате стимулирующих выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484; взыскать с ответчика в ее пользу стимулирующие выплаты в размере 240 000 рублей за период с 01.05.2020 по 31.07.2020, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ответчиком была подана заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области на финансирование выплат стимулирующего характера в отношении истца на общую сумму 312 480 рублей, однако бюджетные ассигнования по указанной заявке выделены не были. Ответчик является некоммерческой бюджетной организацией и нецелевое использование бюджетных средств не допускается. Полагает, что оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда у суда не имелось, поскольку ответчиком не было допущено причинение работнику нравственных страданий, данная выплата носила кратковременный характер и не могла повлиять на эмоциональные переживания работника. Кроме того, судом не приведены мотивы о размере компенсации морального вреда.

 

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

 

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

 

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 05.10.2016 Ермачева М.Н. была принята в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) на должность ***.

 

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области № 724-р от 03.04.2020 «О развертывании госпитальной базы для лечения пациентов с ***» определено развернуть с 04.04.2020 на базе ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» госпитальную базу для взрослых, больных *** и с подозрением на ***

 

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07.04.2020 № 743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения *** ***» был утвержден порядок временной маршрутизации беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по ***; главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, *** в ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) (пункт 6.2); перевод родильницы при стабильном состоянии и наличии клинических проявлений *** в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (пункт 6.3).

 

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24.04.2020 № 861-р был утвержден в том числе Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом *** или с подозрением на *** в условиях круглосуточного стационара (Приложение № 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр).

 

Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 28.05.2020  № 300-пр утвержден Перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом ***) или с подозрением на ***) в стационарных условиях, в который включено ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) с количеством перепрофилированных коек 20.

 

На основании приказа ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» № 304 от 12.04.2020 Ермачева М.Н. с 12.04.2020 на основании личного заявления была временно переведена в акушерское обсервационное отделение на должность ***

 

12.04.2020 между ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) и Ермачевой М.Н. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого пункты 1.1, 1.2 трудового договора были изложены в новой редакции, согласно которым работник – *** переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 12.04.2020 на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками ***, ***.

 

Дополнительным соглашением также установлено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда (пункт 4.1).

 

Заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.1.1).

 

Должностной оклад работника устанавливается в размере 14 950 рублей в месяц (пункт 4.1.2).

 

Работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда - 25%: выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет – 0,2%) (пункт 4.1.3).

 

Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.

 

Согласно п. 4.2 дополнительного соглашения в качестве поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена ***, и лицам из групп риска заражения ***, работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) № 330 от 17.04.2020 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена ***, и лицам из групп риска заражения ***», приказом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) № 331 от 20.04.2020 «О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы *** на территории Ульяновской области».

 

Приказом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) № 43/03 от 31.07.2020 Ермачева М.Н. переведена в акушерское физиологическое отделение.

 

Впоследствии ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) переименовано в государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», что следует из Устава данного учреждения.

 

Установив, что Ермачева М.Н. в период с 01.05.2020 по 31.07.2020 оказывала специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена ***, однако, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 стимулирующие выплаты за оказание специализированной медицинской помощи ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», как работодателем Ермачевой М.Н., ей не произведены, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания указанных выплат в размере 240 000 рублей и компенсации морального вреда.

 

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

 

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 

В соответствии с частью 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 

Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат (часть 8 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена *** (далее также - Правила).

 

В силу подпункта «б» пункта 11 Правил, выплаты стимулирующего характера осуществляются оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена *** COVID-19, в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: врачам - 80 000 рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц.

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 10.06.2020 № 16-3/И/2-8198 дало разъяснения по вопросу осуществления выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415, от 12.04.2020 № 484.

 

В соответствии с указанными разъяснениями стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагаются медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным ***, в стационарных условиях, а также медицинским работникам выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций.

 

Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484 осуществляются медицинским и иным работникам с даты формирования, в соответствии с Временным порядком, отделения (бригады скорой медицинской помощи), назначения медицинских работников в поликлинике на должности, включенные в перечень, сформированные, в целях оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена ***

 

Выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 с 30.01.2020 и выплачиваются за месяцы, в которые производилась работа с пациентами с ***, с даты зарегистрированного подтвержденного случая *** на территории субъекта Российской Федерации.

 

Указанные выплаты являются стимулирующими надбавками и выплачиваются в сроки выплаты заработной платы, установленные в медицинских организациях.

 

Медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях, осуществляются стимулирующие выплаты за работу в особых условиях в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.

 

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11.04.2022, вступившим в законную силу 26.07.2022, были частично удовлетворены исковые требования Ермачевой М.Н., на ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» возложена обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Ермачевой М.Н., *** на финансирование выплат стимулирующего характера, за период с 01.05.2020 по 31.07.2020, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена ***, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим  в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена ***».

 

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным кодексом.

 

Вышеназванным судебным актом преюдициально установлено право Ермачевой М.Н. на получение выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за период с 01.05.2020 по 31.07.2020.

 

С учетом вышеприведенных положений  подпункта «б» пункта 11 Правил, размер указанных выплат за три месяца составляет 240 000 рублей (80 000 руб. х 3).

 

Руководствуясь вышеприведенными положениями трудового законодательства и постановлениями Правительства Российской Федерации, установив изложенные выше фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность по производству выплат стимулирующего характера лежит именно на ответчике, как  работодателе.

 

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии финансирования со стороны Министерства здравоохранения Ульяновской области не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как данное обстоятельство не должно ущемлять прав работника. Кроме того, отсутствие такого финансирования обусловлено, в том числе, бездействием самого ответчика, несвоевременно направившего соответствующую заявку в Министерство.

 

При этом судебная коллегия отмечает, что взыскание указанных стимулирующих выплат непосредственно с работодателя само по себе не препятствует последнему в установленном порядке обратиться за финансированием (либо софинансирования) за счет средств соответствующего бюджета.

 

Доводы апелляционной жалобы о несогласии со взысканием с ответчика компенсации морального вреда и размером данной компенсации не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

 

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

 

Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» работник в силу статьи 237 Трудового кодекса имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

 

В пункте 47 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

 

Установленных судом первой инстанции факт невыплаты истцу стимулирующих выплат, свидетельствует о неправомерном бездействии работодателя и о грубом нарушении трудовых прав Ермачевой М.Н.

 

При этом, учитывая фактические обстоятельства причинения вреда, а именно то, что вред причинен при исполнении трудовых обязанностей, индивидуальные особенности потерпевшего, являющегося экономически слабой стороной (работником) в сложившихся правоотношениях, объем допущенных нарушений трудовых прав, длительность неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей, соразмерность компенсации последствиям нарушения прав с учетом баланса интересов сторон, а также требования разумности и справедливости, суд пришел к правомерному выводу о возможности взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в заявленном размере 10 000 рублей.

 

Оснований для снижения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

 

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

 

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.