Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение инвалида средством реабилитации
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 16.08.2023 под номером 107755, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, производство по делу прекращено (с отменой решения) - в связи с отказом от иска

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-001828-27

Судья Сизов И.А.                                                                                 Дело № 33-3810/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н., 

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 мая 2023 года по делу № 2-2180/2023, по которому постановлено:   

 

исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области – удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить Королева Игоря Анатольевича техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №*** от 13.09.2022.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Королева Игоря Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 2000,00 руб.

В остальной части иска о компенсации морального вреда – отказать.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Макейкиной Е.В., поддержавшей заявление прокурора об отказе от иска в части, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах  Королева И.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами  реабилитации (далее - ТСР), компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что Королев И.А. является инвалидом ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР) №*** от 13.09.2022 Королев И.А. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: ***. 15.09.2022 Королев И.А. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении указанным ТСР. До настоящего времени Королев И.А. техническим средством реабилитации не обеспечен. Просил обязать ОСФ РФ по Ульяновской области обеспечить Королева И.А. техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 13.09.2022; взыскать с ОСФ РФ по Ульяновской области в пользу Королева И.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социального развития Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФ РФ по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что по государственному контракту от 20.03.2023 № 230 Королеву И.А. было сформировано направление на получение ***. В связи с данным обстоятельством полагает, что спор о праве в отношении обеспечения инвалида указанным ТСР отсутствовал. По мнению автора жалобы, право на обеспечение ТСР относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Полагает, что поскольку отделением предпринимались меры к обеспечению истца ТСР, но необеспечение произошло не по вине отделения, то оснований для удовлетворения иска не имелось. При отсутствии в федеральном законодательстве нормы, предусматривающей возможность взыскания морального вреда по делам, возникающим из правоотношений по обеспечению граждан ТСР, и отсутствии в законе о бюджете фонда расходов на взыскание морального вреда, выплата указанной суммы будет являться нецелевым использованием средств бюджета фонда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Королев И.А. является инвалидом ***

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 13.09.2022 Королев И.А. нуждается в ТСР, в том числе в ***

Материалами дела подтверждено, что по заявлению Королева И.А. от 15.09.2022 он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении ТСР, в том числе  ***

Поскольку Королев И.А. не был обеспечен ТСР, в котором нуждается, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В суд апелляционной инстанции поступило заявление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области об отказе от иска в части обязания ОСФ РФ по Ульяновской области обеспечить Королева И.А. ***, в связи с тем, что данным ТСР инвалид был обеспечен до принятия обжалуемого судебного решения.

В суде апелляционной инстанции прокурор поддержала заявление об отказе от иска в части.

Из документов, представленных в суд апелляционной инстанции ОСФ РФ по Ульяновской области, следует, что спорное ТСР было получено Королевым И.А. 12.04.2023.

Частью 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39).

В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также учитывая, что отказ прокурора от иска в части обеспечения инвалида ТСР не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы инвалида или иных лиц, судебная коллегия считает необходимым принять отказ прокурора от части иска и прекратить производство по делу в части требований о возложении на ОСФ РФ по Ульяновской области обязанности по обеспечению Королева И.А. ТСР – тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда и отказа в иске о взыскании в пользу истца денежной компенсации морального вреда не имеется.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статья 5.1 Федерального закона № 181-ФЗ предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Функционирование федерального реестра инвалидов осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с другими информационными системами, используемыми для предоставления государственных услуг в электронной форме.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, ТСР, в котором нуждается истец, относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Из материалов дела следует, что Королев И.А. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении ТСР 15.09.2022 (л.д. 57-58).

15.09.2022 Королев И.А. был поставлен на учет по обеспечению ТСР (л.д. 17).

04.04.2023 Королеву И.А. выдано направление на получение ТСР – *** на основании заявления инвалида от 15.09.2022 и государственного контракта № 230 от 20.03.2023 (л.д. 47).

Соответствующий государственный контракт № 230 был заключен ответчиком 20.03.2023 по результатам электронного аукциона, объявленного извещением от 22.02.2023 (л.д. 60-78).

Учитывая сроки, в течение которых ответчиком было размещено извещение о проведении закупки соответствующего технического средства, а также дату выдачи истцу направления на получение ТСР (04.04.2023) после заключения государственного контракта (20.03.2023), судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обеспечение инвалида необходимым ему ТСР имело место несвоевременно.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с несвоевременным обеспечением инвалида техническими средствами реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Фонда в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Взысканная в пользу истца сумма компенсации морального вреда определена судом с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, требований разумности и справедливости. Оснований для снижения данной суммы по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, решение суда в части взыскания с ОСФ РФ в пользу Королева И.А. денежной компенсации морального вреда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 326.1, 328, 220, 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 мая 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Королева Игоря Анатольевича техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 13.09.2022.

Принять отказ прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Королева Игоря Анатольевича от иска  в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Королева Игоря Анатольевича техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 13.09.2022.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Королева Игоря Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части обязания обеспечить Королева Игоря Анатольевича техническим средством реабилитации: *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 13.09.2022 прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  09.08.2023.