Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание заработной платы
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 17.08.2023 под номером 107752, 2-я гражданская, о взыскании стимулирующих выплат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-000916-82

Судья Савелова А.Л.                                                                            Дело № 33-3631/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Шлейкина М.И.,

при секретаре   Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2023 года по делу № 2-1065/2023, по которому постановлено: 

 

исковые требования Шевченко Юлии Владимировны к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» в пользу Шевченко Юлии Владимировны стимулирующие выплаты в размере 100 000 рублей за период с 1 июня 2020 года по 31 июля 2020 года.

Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» в пользу Шевченко Юлии Владимировны компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шевченко Ю.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения (далее – ГУЗ, Учреждение) «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о взыскании стимулирующей выплаты, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что 13.11.2012 она была принята на работу в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) на должность ***. С 11.04.2020 по 08.07.2020 по личному заявлению была переведена с должности *** на должность ***. Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 13.04.2022 установлено, что она имеет право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за период с 01.06.2020 по 31.07.2020, в связи с выполнением с 11.04.2020 по 08.07.2020 в акушерском обсервационном отделении ГУЗ ГКБ № 1, в условиях госпитальной базы, должностных обязанностей, в том числе по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Просила признать незаконными действия ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» по невыплате стимулирующих выплат, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, взыскать стимулирующие выплаты в размере 100 000 руб. за период с 01.06.2020 по 31.07.2020, компенсацию морального вреда - 20 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОСФ РФ по Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, УФК по Ульяновской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.  В обоснование жалобы указывает, что источником финансового обеспечения межбюджетных трансфертов на обеспечение в апреле-мае 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 480 являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации. Действие указанного постановления Правительства Российской Федерации и финансирование по нему прекращены с 01.11.2020. Просит учесть, что Учреждением во исполнение судебного решения была направлена заявка в Министерство здравоохранения Ульяновской области на финансирование выплат стимулирующего характера в отношении истца, по которой денежные средства выделены не были. Данные обстоятельства оценки со стороны суда первой инстанции не получили. Обращает внимание, что нормативными актами учреждения, регулирующими оплату труда, не предусмотрена выплата стимулирующих надбавок за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Полагает, что размер взысканной судом компенсации морального вреда не соответствует обстоятельствам дела. Судом неверно учтены характер и степень нравственных страданий истца, а также требования разумности и справедливости. Суд не принял во внимание, что работнику за периоды июнь-июль 2020 года заработная плата, предусмотренная трудовым договором, была выплачена в полном объеме и  в установленные сроки, а также произведены стимулирующие выплаты за особые условия труда, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415. Соответственно, Учреждением не было допущено нравственных страданий работника, из-за отсутствия заработной платы в полном объеме. Выплата стимулирующего характера, предусмотренная постановлением №484 от 12.04.2020, носила кратковременный характер и не могла повлиять на эмоциональные переживания работника.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шевченко Ю.В. с 13.11.2012 состояла в трудовых отношениях с ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) в должности ***

Приказом ответчика от 11.04.2020 № 331 Шевченко Ю.В. с этой даты была переведена временно на время работы госпитальной базы на должность медицинской сестры-анестезиста в акушерско-обсервационное отделение Учреждения (л.д. 62).

Приказом Учреждения от 08.07.2020 № 615 Шевченко Ю.В. была переведена постоянно в ***

Приказом ответчика от 18.12.2020 № 498-43/03 действие трудового договора с истцом прекращено, трудовой договор с истцом расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании личного заявления работника (л.д. 64).

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24.12.2021 были удовлетворены исковые требования Шевченко Ю.В. к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на финансирование выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за период июнь-октябрь 2020 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 13.04.2022 решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 24.12.2021 изменено, на государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» возложена обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Шевченко Ю.В. на финансирование выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 за период с 01.06.2020 по 31.07.2020 (л.д. 6-10).

Из содержания указанного судебного постановления следует, что за Шевченко Ю.В. признано право на выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 в общей сумме 100 000 руб.

Поскольку указанные денежные средства выплачены не были, Шевченко Ю.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности (пункт 5 части 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 были утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Пунктом 3 указанных Правил было установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Пунктом 11 Правил от 12.04.2020 № 484 предусматривалось, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.

В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2020 №  16-3/И/1-6965 указано, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 Кодекса.

Из приведенных выше положений законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, следует, что спорные стимулирующие выплаты являются частью заработной платы, обязанность по выплате которой возложена на работодателя, каковым для истца в спорный период в силу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации являлось ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного».

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше положениями закона, обоснованно взыскал спорные стимулирующие выплаты с ответчика.

Доводы жалобы о том, что в целях исполнения ранее состоявшегося судебного решения Учреждение направляло соответствующую заявку на финансирование в Министерство здравоохранения Ульяновской области, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для освобождения работодателя от выплаты в пользу работника части заработной платы.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пунктах 46-47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что работник в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации) (пункт 46).

Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. (пункт 47).

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер и степень допущенных ответчиком нарушений прав истца, индивидуальные особенности последней, являющейся инвалидом, состояние здоровья истца, тот факт, что в результате действий ответчика она была лишена части заработной платы, то есть средств к существованию, а также требования  разумности и справедливости, статус ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о том, что взысканный с ответчика в пользу истца размер компенсации морального вреда является справедливым.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  03.08.2023.