Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 08.08.2023, опубликован на сайте 17.08.2023 под номером 107718, 2-я гражданская, об обязании включения в специальный стаж периодов работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0025-01-2023-000153-94                                      

Судья Школенок Т.Р.                                                                      Дело № 33-3605/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    8 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Ивановой Оксаны Викторовны – Фейсканова Рафиса Искаковича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2023 года, по гражданскому делу № 2-240/2023, по которому постановлено:

исковые требования Ивановой Оксаны Викторовны к Отделению Фонда  пенсионного  и социального  страхования   Российской Федерации по Ульяновской  области  о включении  передов работы в  специальный стаж, дающий  право на  досрочное  назначение   пенсии,- оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Ивановой О.В. – Фейсканова Р.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Иванова О.В. обратилась в суд с иском к  Отделению фонда  пенсионного   и социального  страхования   Российской Федерации по Ульяновской  области   о включении  периодов работы в специальный стаж, дающий  право  на  досрочное  назначение   страховой  пенсии   по старости. 

Требования мотивировала тем, что решением пенсионного органа от  11.03.2022 ей  было  отказано в  назначении  страховой  пенсии  по старости  в соответствии с  п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от  28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности  специального стажа. При этом в специальный стаж  не  были включены  периоды  ее работы:  с  01.09.2000 по 29.01.2004, с 01.07.2004 по  25.08.2008  в  должности учителя  музыки на 0,5 ставки *** (по совместительству), музыкальный руководитель на  0,25 ставки  (по совместительству)  ***;  и  период с 31.05.2016 по  13.07.2021, с  01.09.2021 по  15.02.2022 в  должности  музыкального  руководителя   дошкольной  группы  на  0,25 ставки  в  ***.  С  решением  не согласна, полагает, что  периоды ее работы в  должности учителя ***, расположенной  в сельской  местности  должны  быть включены  в специальный стаж  вне  зависимости   от  объема  выполняемой  учебной нагрузки.

Просила суд  обязать  ответчика  включить  периоды  ее работы:  с  01.09.2000 по 29.01.2004,  с 01.07.2004 по  25.08.2008  в  должности учителя  музыки  на  0,5 ставки  ***  (по совместительству), музыкальный  руководитель   на  0,25 ставки  (по совместительству)  ***;  и  период с  31.05.2016 по  13.07.2021, с  01.09.2021 по  15.02.2022 в  должности  музыкального  руководителя   дошкольной  группы  на  0,25 ставки  в  *** в  специальный  страховой стаж, дающий  право на  досрочное  назначение пенсии по старости.

Судом к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено муниципальное общеобразовательное  учреждение  Станционно-Бряндинская  средняя  школа  им.  Народной  артистки  РФ  Е.А. Сапоговой.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  представитель Ивановой О.В. – Фейсканов Р.И. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении  исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Указывает, что периоды работы истца с  01.09.2000 по 29.01.2004,  с 01.07.2004 по  25.08.2008  в  должности учителя  музыки  на  0,5 ставки  ***  (по совместительству), музыкальный  руководитель   на  0,25 ставки  (по совместительству)  *** не могут быть подтверждены документально, поскольку *** ликвидирована, а документы не переданы в архив. Считает, что период работы истца с 01.09.2014 по настоящее время должен быть включен в специальный стаж, поскольку согласно записи в трудовой книжке она с указанной даты по настоящее время работает учителем в ***.

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение фонда  пенсионного   и социального  страхования   Российской Федерации по Ульяновской  области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.02.2022 Иванова О.В., *** года рождения обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 11.03.2022 Ивановой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа ( л.д. 13-16, т.1).

В решении ответчика указано, что у истца имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа на дату обращения (16.02.2022) составляет 9 лет 9 месяцев 13 дней.

В специальный стаж Ивановой О.В. ответчиком не засчитаны периоды работы: с 01.09.2000 по 29.01.2004 (03-04-29); с 01.07.2004 по 27.08.2009 (05-01-27) – в должности педагога дополнительного образования в ***, должность и учреждение не предусмотрены Списком от 29.10.2002 № 781, кроме того с 26.08.2008 по 26.08.2009 истица находилась в административном отпуске без сохранения заработной платы; с 01.09.2000 по 29.01.2004 (03-04-29), с 01.07.2004 по 27.08.2009 (05-01-27) – в должности учителя музыки на 0,5 ставки  ***  (по совместительству), музыкальным руководителем  на 0,25 ставки (по совместительству) ***, по тем основаниям, что норма рабочего времени не выполнена, сведения представлены  с указанием нагрузки менее 1 ставки (0,25 ставки и 0,5 ставки); с 10.11.2003 по 22.11.2003 (00-00-13) – в должности учителя начальных классов в ***; с  01.09.2009 по 17.10.2012 (03-01-17) в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки, не выполнена норма рабочего времени; с 31.05.2016 по 13.07.2021 (05-01-13), с  01.09.2021 по 15.02.2022 (00-05-15) в должности музыкального руководителя дошкольной группы на 0,25 ставки в ***, так как не выполнена норма рабочего времени.

Полагая незаконным отказ во включении  в специальный стаж периодов работы с  01.09.2000 по 29.01.2004,  с 01.07.2004 по  25.08.2008, с  31.05.2016  по  13.07.2021, с  01.09.2021 по 15.02.2022 в  специальный  страховой стаж, дающий  право на  досрочное  назначение пенсии по старости, Иванова О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее - Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года № 1397).

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (п. 4 Правил).

Согласно п. 5 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Как следует из трудовой книжки истицы, 01.09.1997 она была принята на работу  педагогом дополнительного образования  в ***, 16.07.2000 *** переименован в ***, 08.10.2001 истице присвоена вторая квалификационная категория по должности: «педагог дополнительного образования», 27.08.2009 она была уволена по собственному желанию, 01.09.2009 принята на работу в *** музыкальным работником, 18.10.2012 принята на должность воспитателя на 1,0 ставку,  10.10.2014  уволена с должности воспитателя и музыкального руководителя, 01.09.2014 принята на должность учителя, музыкального руководителя  дошкольной группы на 0,25 ставки в *** (л.д.6-7, т.1).

Иванова О.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 02.11.1999.

В соответствии со ст. 14 п. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Вопреки доводам жалобы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи  30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, правомерно не включены периоды с  01.09.2000 по 29.01.2004,  с 01.07.2004 по  25.08.2008  в  должности педагога дополнительного образования в ***.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы № 781 периоды работы в должности педагога дополнительного образования засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета за вышеуказанный период сведения представлены работодателем с указанием нагрузки менее 1 ставки (0,5 ставки).

Таким образом, Ивановой О.В. не выработана норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, поскольку Иванова О.В. работала в *** на 0,5 ставки.

Доводы истицы о том, что в этот период она работала также учителем музыки на 0,5 ставки в ***» и музыкальным руководителем на 0,25 ставки в *** документально не подтверждены. Справка-подтверждение ***, подписанная директором *** (л.д.8, т.1), не содержит даты ее выдачи и номера документа.

В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как следует из материалов дела, у истицы отсутствует стаж работы на 1 января 2001 года в должностях в учреждениях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Стаж педагогической деятельности по состоянию на 01.01.2001 составляет 4 года 8 месяцев 12 дней.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным документам, при правильном применении норм пенсионного законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истицы с  01.09.2000 по 29.01.2004,  с 01.07.2004 по  25.08.2008  в качестве педагога дополнительного образования  *** не подлежат включению в педагогический стаж.

Правомерно отказано судом первой инстанции и в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов ее работы с 31.05.2016 по 13.07.2021, с 01.09.2021 по 15.02.2022 в должности музыкального руководителя дошкольной группы *** на 0,25  ставки, поскольку по сведениям из индивидуального лицевого счета Ивановой О.В. за вышеуказанные периоды не выполнена норма рабочего времени.

В соответствии с п.4 Правил от 29.10.2002 №781 периоды работы с 01.09.2000 засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени педагогической нагрузки за ставку заработной платы.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводом суда о невыполнении истицей нормы рабочего времени в спорный период, основаны на неверном толковании закона, а потому не ставят под сомнение правильность принятого решения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответчик засчитал в специальный стаж истицы период ее работы с 01.09.2014 по 30.05.2016 в должности учителя в ***, учитывая, что  в трудовой книжки истицы указано, что она 01.09.2014 была принята на должность учителя, музыкального руководителя дошкольной группы, но запись об увольнении с должности учителя до настоящего времени в трудовой книжке не указана, следовательно, она с 01.09.2014 по настоящее время работает учителем в указанном образовательном учреждении и данный период должен быть включен в специальный стаж в полном объеме, подлежит отклонению.

Как указано выше, истицей не выполнена норма рабочего времени, что следует  из выписки индивидуального лицевого счета, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Период работы с 01.09.2014 по 30.05.2016 был подтвержден работодателем и соответственно включен  пенсионным органом в специальный стаж истицы (л.д.95, т.1). В материалы дела был представлен акт по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд индивидуальных сведений о трудовом стаже от 16.09.2019 №***, в котором указано, что  имеется приказ №*** от 29.05.2016 о прекращении трудового договора от 01.09.2014 №*** и увольнении 30.05.2016 Ивановой О.В. с должности учителя с сохранением должности музыкального руководителя дошкольной группы на 0, 25 ставки (л.д.97-99, т.1), с приказом работник ознакомлен 29.05.2016 (л.д.99, т.1).

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ивановой Оксаны Викторовны – Фейсканова Рафиса Искаковича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено   9 августа   2023 года.