Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О понуждении к принятию мер по восстановлению водного объекта
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107604, 2-я гражданская, о возложении обязанности по восстановлению водного объекта пруд Красотка, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2023-000223-88

Судья Зимина Н.Г.                                                                          Дело №33а-3394/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,  

при секретаре Аладине А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 28 апреля 2023 года по делу №2а-1-252/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации последствий разлива барды в пруд Красотка на реке Сосновка и обязании принять меры по восстановлению водного объекта удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН 1187325014326) принять меры по восстановлению водного объекта – пруда Красотка на реке Сосновка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области путем ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда.

Обязать администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области                            (ОГРН 1057310014211) после ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда принять меры по обводнению водного объекта.

В удовлетворении остальных административных исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора               Разорвиной Е.А., представителя администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  - Лунгу А.С.,  полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации последствий разлива барды в пруд Красотка на реке Сосновка и обязании принять меры по восстановлению водного объекта.

В обоснование заявленных требований указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения водного законодательства на территории р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области, в ходе которого установлено, что пруд Красотка на реке Сосновка является водным объектом, который находится в федеральной собственности.

26.08.2017 произошел прорыв котлована, используемого ООО «Гиппократ» для складирования отходов от производства спиртосодержащей продукции – барды, который привел к попаданию жидкости в виде барды в пруд Красотка. По результатам разлива отходов произошло загрязнение водного объекта, а также гибель водных биологических ресурсов. Ущерб, причиненный в результате разлива барды, был возмещен в полном объеме. В целях ликвидации разлива барды вода из водного объекта – пруд Красотка, спущена. В настоящее время водный объект фактически не используется по целевому назначению. С момента прорыва барды тело пруда заросло древесно-кустарниковой растительностью, что не позволяет осуществлять использование водного объекта по целевому назначению.

По выявленным нарушениям 01.12.2022 в адрес Министра внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих. Однако Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области не принято достаточных мер по восстановлению и реабилитации водного объекта, что не позволяет использовать данный водный объект по целевому назначению. В настоящее время работы по ликвидации последствий загрязнения водного объекта не проводятся, обводнение водного объекта не произведено.

Просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации последствий разлива барды в пруд Красотка на реке Сосновка р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области принять меры по восстановлению указанного водного объекта путем ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда, проведению обводнения водного объекта.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация МО «Мулловское городское поселение» Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – ООО «ИАЦ Брок», ООО «Гиппократ», ООО «Агромаяк», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Чувашской Республике и Ульяновской области, администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части удовлетворения требований об обязании Минприроды Ульяновской области принять меры по восстановлению водного объекта – пруда Красотка путем ликвидации кустарниковой растительности, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований в полном объеме.

По мнению административного ответчика, выполнение указанных работ по восстановлению водного объекта не относится к полномочиям Министерства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 10.09.2020 №1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов» Министерство уполномочено осуществлять мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов и донных отложений. Однако в соответствии с лабораторными исследованиями грунта ложи пруда «Красотка» (филиал «ЦЛАТИ» по Ульяновской области)» загрязнений и превышения ПДК не выявлено. Таким образом, в удалении данного грунта нет необходимости.

Считает, что административным истцом не доказан факт того, что рост древесно-кустарникой растительности оказывает негативное воздействие на водный объект, а также не обоснован факт необходимости расчистки водного объекта от древесно-кустарниковой растительности.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представители ООО «ИАЦ Брок», ООО «Гиппократ», ООО «Агромаяк», Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельсхознадзор) по Чувашской Республике и Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.7.1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее – водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий. Водохозяйственные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.17 ст.24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится, в том числе осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.

Пунктом 3 ст.26 ВК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия но осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2020 №1391 утверждены Правила охраны поверхностных водных объектов, согласно которым мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении поверхностных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и поверхностных водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением поверхностных водных объектов, указанных в подпунктах «а» и «г» настоящего пункта.

Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения; расчистку поверхностных водных объектов от донных отложений и др.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденным  Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, Министерство осуществляет мероприятия по разработке мер по предотвращению негативного воздействия и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Ульяновской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Ульяновской области; организует в пределах своей компетенции работу по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, загрязнения водных объектов в результате аварий и стихийных бедствий; осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в собственности Ульяновской области и федеральной собственности и расположенных на территории Ульяновской области и др.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.08.2017 произошел прорыв котлована, используемого ООО «Гиппократ» для складирования отходов от производства спиртосодержащей продукции – барды, который привел к попаданию жидкости в виде барды в пруд Красотка на реке Сосновка в р.п.Мулловка. В результате разлива отходов произошло загрязнение водного объекта, а также полная гибель водных биологических ресурсов.

Водный объект – пруд Красотка на реке Сосновка осушен, вода спущена в 2017 году. В настоящее время тело пруда заросло древесно-кустарниковой растительностью ориентировочной высотой 2-5 метров, эксплуатация пруда в соответствии с целевым назначением не производится.

01.12.2022 в адрес административного ответчика - Минприроды Ульяновской области Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, в котором указано на тот факт, что в настоящее время работы по ликвидации последствий загрязнения водного объекта не проводится, достаточных мер по ликвидации последствий загрязнения водного объекта не предпринято, что не позволяет использовать данный водный объект по целевому назначению. 

В ответ на указанное представление Минприроды Ульяновской области сообщило, что ими предпринимались все необходимые меры для обязания виновника аварии провести работы по рекультивации и ликвидации последствий разлива барды, такие как обращение в Арбитражный суд  Самарской области с исковым заявлением к ООО «ИАЦ Брок» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства, выделение субсидий из областного бюджета и резервного фонда Правительства Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с восстановление водных объектов, в том числе на расчистку пруду Красотка в р.п.Мулловка. Кроме того, по муниципальному контракту подрядной организацией было вывезено порядка 4 тыс. куб.м донного ила с пруда Красотка. С момента аварии прошло более 5 лет, пруд с 2017 года был спущен, проведен ряд работ по расчистке пруда и с целью обводнения пруда необходимо закрыть задвижки (шлюзы) собственнику гидротехнических сооружений на реке Сосновка в р.п.Мулловка.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2021 на                  ООО «ИАЦ-Брок» возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, а именно устранить последствия попадания барды в пруд «Красотка», расположенный в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области путем проведения работ по восстановлению (реабилитации) нарушенного состояния окружающей среды пруда «Красотка» в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области за счет средств ООО «ИАЦ-Брок» в соответствии с проектом восстановительных работ.

Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда кассационной инстанции Поволжского округа от 07.07.2022, вышеуказанное решение Арбитражного суда Самарской области от 28.12.2021 отменено, в удовлетворении исковых требований Минприроды Ульяновской области к               ООО «ИАЦ-Брок» отказано.

14.12.2018 между Минприроды Ульяновской области и администрацией           МО «Мелекесский район» Ульяновской области заключено соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии бюджету муниципального образования «Мелекеский район» Ульяновской области на реализацию мероприятия по экологической реабилитации пруда Красотка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области в рамках государственной программы Ульяновской области «Охраны окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы».

21.12.2018 между МКУ «Управление сельского хозяйства Мелекесского района Ульяновской области» и ООО «Техавто» заключен муниципальный контракт №0168300000818000107-0930394-01, согласно которому последний принимает на себя обязательства по расчистке пруда Красотка в р.п.Мулловка, срок выполнения контракта - по 27.12.2018. Согласно акту о приемке выполненных работ от 26.12.2018 работы проведены.

20.05.2019 между Минприродой Ульяновской области и администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области заключено соглашение №1 от 20.05.2019 заключено соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии бюджету МО «Мелекесский район» Ульяновской области на реализацию мероприятия по экологической реабилитации пруда Красотка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2021 годы».

20.12.2019 составлен и утвержден акт Минприроды Ульяновской области о том, что администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в 2019 году в рамках Соглашения №1 от 20.05.2019, заключенного между Министерством природы и цикличной экономики и администрацией МО «Мелекесский район», «О предоставлении в 2019 году субсидии бюджету муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на реализацию мероприятия по экологической реабилитации пруда Красотка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области в рамках государственной программы Ульяновской области «Охранная окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2021 годы» могут быть предоставлены в полном объеме.

14.12.2020 Минприроды по Ульяновской области и ООО «СтройКом» заключен государственный контракт №46 ГК, согласно которому последний обязуется выполнить расчистку пруда Красотка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области, срок выполнения работ – 21.12.2020.

Кроме того, Минприроды Ульяновской области 18.01.2023 утвержден план мероприятий, указанных в п.1 ст.16.6, п.1 ст.75.1 и п.1 ст.78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» по Ульяновской области, согласно которому на восстановление и экологическую реабилитацию пруда «Красотка» в р.п.Мулловка для расчистки водных объектов (участков) со сроком реализации 01.01.2020-25.12.2024 годы выделены денежные средства. 

Также согласно протоколу заседания комиссии Общественной палаты Ульяновской области по вопросам экологии и охраны окружающей среды №11 от 02.12.2022, в рамках реализации Дорожной карты об экологической реабилитации р.п.Мулловка, разработанной общественной платой Ульяновской области и                ООО «Гиппократ», запланирована расчистка пруда «Красотка» силами                         ООО «Гиппократ».

Установив вышеуказанные обстоятельства, а также то, что гидротехнические сооружения пруда принадлежат администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконного бездействия со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области не имеется, но должные меры по восстановлению водного объекта до настоящего времени не приняты, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворил частично – в части принятия мер по восстановлению водного объекта путем ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда, проведению обводнения водного объекта. При этом обязанность по ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда возложена на Министерство, а обязанность по обводнению пруда – на администрацию городского поселения.

С такими выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не вправе проводить работы по ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда, в силу            ст.26 ВК РФ обязанность по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, по принятию мероприятий по охране поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пруд Красотка на реке Сосновка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области является федеральной собственностью, следовательно, обязанность принятию меры по восстановлению указанного водного объекта путем ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда обоснованно возложена судом на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Поскольку исковых требований об удалении грунта ложа пруда прокурором не заявлялось, то доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости в удалении грунта ложа пруда «Красотка, исходя из результатов  лабораторный испытаний об отсутствии превышений ПДК грунта, судебной коллегией отклоняются.

В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Учитывая, что суд первой инстанции не установил своим решением сроки для принятия мер по восстановлению водного объекта, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, приведя резолютивную часть решения в соответствие с требованиями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ.

Принимая во внимание пояснения прокурора относительно необходимых сроков для восстановления пруда в настоящем судебном заседании, судебная коллегия считает, что установление для административных ответчиков сроков 8 месяцев и 4 месяца, соответственно, будет достаточным для исполнения судебного решения, исходя из принципа разумности и исполнимости.

В остальной части решение является правильным и отмене или изменению не подлежит. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от                            28 апреля 2023 года изменить, указав на обязанность  Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по восстановлению водного объекта – пруда Красотка на реке Сосновка в р.п.Мулловка Мелекесского района Ульяновской области путем ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда и в части обязанности администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  в течение 4 (четырех) месяцев после ликвидации древесно-кустарниковой растительности в теле пруда принять меры по обводнению водного объекта.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.08.2023