Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности поставить на баланс муниципалитета бесхозяйное имущество
Документ от 01.08.2023, опубликован на сайте 14.08.2023 под номером 107594, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия администрации в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов 7,8,9 по ул.Береговой п.Плодовом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-000378-03

Судья Шлейкин М.И.                                                                    Дело №33а-3380/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        1 августа 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                      

судей Васильевой Е.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 марта 2023 года, по делу №2а-573/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске.

Обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул.Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске.

Признать незаконным бездействие  администрации г. Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее         обязанностей по признанию наружных сетей         водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул.Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске до выгребной ямы, бесхозяйными.

Возложить на администрацию         города Ульяновска обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске до выгребной ямы, бесхозяйными.

Возложить на администрацию         города Ульяновска обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске, расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя                УМУП «Ульяновскводоканал» - Валеевой К.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Вязьмина А.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества – сетей водоотведения бесхозяйным и по  признанию права муниципальной собственности в отношении указанного имущества.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки в сфере исполнения федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что постановлением главы города Ульяновска № 850 от 13.04.2006 в муниципальную собственность были приняты многоквартирные дома  № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г.Ульяновске. Система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась. Для водоотведения используется местная центральная канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб. Выгребная яма используется для сбора жидких бытовых отходов многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой.

Вышеуказанные сети и расположенные на них канализационные колодцы предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, общим имуществом собственников помещений данных домов по смыслу жилищного законодательства не являются, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано. Собственники помещений многоквартирных домов по своей воле бремя содержания канализационной системы на себя не принимали.

Вышеуказанные инженерные объекты обладают признаками бесхозяйных вещей по смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Но администрацией г. Ульяновска в нарушение ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и  ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» меры по выявлению бесхозяйных канализационных сетей и выгребной ямы, постановки их на учет и включению в состав муниципальной собственности своевременно приняты не были. В результате этого возникла ситуация, при которой вышеуказанные объекты надлежащим образом не содержатся, что приводило к периодическим изливам на поверхность земли канализационных стоков и загрязнению почвы.

С целью выявленных нарушений 03.03.2021 главе города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по их устранению принято не было. До настоящего времени водоотведение вышеуказанных многоквартирных домов надлежащим образом не организовано. В связи с отсутствием собственника канализационных сетей они надлежащим образом не содержатся и не обслуживаются, находятся в ненормативном состоянии и не соответствуют эксплуатационным требованиям, из них происходят утечки жидких отходов, затопление подвальных помещений домов, что нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе проживающих и планирующих проживать в многоквартирных домах № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой, на предоставление коммунальной услуги водоотведения надлежащего качества, на благоприятные и безопасные условия проживания и на благоприятную окружающую среду, а также в создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просил суд:

признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска в части организации надлежащего водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске;

обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить организацию надлежащего водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул.Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске;

признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул.Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске до выгребной ямы, бесхозяйными;

возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по признанию наружных сетей водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул.Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске до выгребной ямы, бесхозяйными;

возложить на администрацию города Ульяновска обязанность по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные наружные сети водоотведения многоквартирных домов № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п.Плодовом в г. Ульяновске, расположенных от внешних границ стен указанных многоквартирных домов до выгребной ямы.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УМУП «Ульяновскводоканал», Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска, ООО УК «БлагоСтрой», АО «Имущественная корпорация Ульяновской области», Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и уточнениях к ней УМУП «Ульяновскводоканал» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении требований о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по признанию имущества – сетей водоотведения – бесхозяйным и по признанию права муниципальной собственности в отношении указанного имущества.

Вопреки мнению суда, исходя из смысла пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, полагает, что выгребные ямы относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, на которых возлагается бремя их содержания. Указывает, что из толкования Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491, следует, что услуга по вывозу жидких бытовых отходов относится не к коммунальной услуге, а к услуге по содержанию многоквартирного дома, входит в состав платы за нее. Считает, что суд в решении фактически приравнял нецентрализованную систему водоотведения с использованием выгребных ям к централизованной системе водоотведения, смешав понятия «сточные воды» и «жидкие отходы». Отмечает, что для УМУП «Ульяновскводоканал» установлены отдельные тарифы за услугу водоотведения и услугу сбора и вывоза сточных вод, сбрасываемых с использованием нецентрализованной системы водоотведения. Утверждает, что выгребная яма не относится к недвижимому имуществу по смыслу статьи 130 ГК РФ. Администрация г.Ульяновска не является владельцем выгребной ямы, с заявлением о признании движимой вещи бесхозяйной не обращалась.

 

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

По правилам пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Закона №131-ФЗ муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.

Статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») определено, что канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирные дома № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п. Плодовом в г. Ульяновске были построены в 1970 году и находились на балансе совхоза «Ульяновский плодопитомнический».

В последующем данные многоквартирные дома были переданы в                ОГУП ЖКХ «Пригородный»  на праве хозяйственного ведения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 31.08.2005 года право хозяйственного ведения ОГУП ЖКХ «Пригородный»  прекращено, и данные многоквартирные дома переданы в собственность муниципального образования г.Ульяновск.

Решением Арбитражного суда г. Ульяновска от 30.09.2005 года                        ОГУП ЖКХ «Пригородный» было признано банкротом.

Постановлением главы города Ульяновска № 850 от 13.04.2006 года вышеуказанные многоквартирные дома  № 7, № 8, № 9 по ул. Береговой в п.Плодовом в г. Ульяновске были включены в реестр муниципальной собственности.

Между тем, система водоотведения вышеуказанных домов в муниципальную собственность не принималась.

Для водоотведения из вышеуказанных многоквартирных домом используется канализационная система, состоящая из канализационных выпусков, промежуточных колодцев, установленных на сборном самотечном трубопроводе, транспортирующих стоки в выгреб.

Право собственности на данную систему водоотведения за кем-либо не зарегистрировано.

Спорная система водоотведения надлежащим образом  не обслуживается, не прочищается, контроль за ее техническим состоянием не осуществляется, в результате чего происходят утечки жидких отходов, затопление подвальных помещений домов.

Вышеперечисленные многоквартирные дома подключены к системе централизованного водоснабжения, но не подключены к системе централизованного водоотведения; при этом жидкие бытовые отходы удаляются из жилых домов в канализационный трубопровод, из него в выгребную яму (септик),  после чего специализированным автотранспортном УМУП «Ульяновск водоканал» жидкие бытовые отходы доставляются в канализационную насосную станцию.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная система канализации, в которую осуществляется сброс жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, не является общедомовым имуществом, а является бесхозяйным имуществом, собственники многоквартирных домов не могут нести бремя содержания данного имущества, в связи с чем административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворил.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся  организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1. статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных норм Федеральных законов, организация отведения сточных вод  и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование внешней канализации является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Как установлено в пунктах 2 и 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011      №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;  канализационная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание термина «канализация», согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» включает в себя отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Согласно «ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 N 1388-ст) «...сточные воды (wastewater; sewage, US): Вода, сбрасываемая после использования в домашнем хозяйстве или в процессе или произведенная процессом, другие воды в комбинированной системе и вода, которая проникла в канализационную систему...».

В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункт 3 части 1 статьи 3).

Орган местного самоуправления не освобожден от обязанностей по организации водоотведения, напротив, на него возложена обязанность организовать надлежащим образом водоотведение на вверенной ему территории.

Доводы заявителя о том, что спорная система водоотведения является общим имуществом многоквартирных домов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), согласно пункту которых состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с пунктом 8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из материалов дела видно, что вышеуказанные сети и расположенные на них канализационные колодцы предназначены для водоотведения нескольких многоквартирных домов, расположены в границах земель, собственность на которые не разграничена, не относятся к внутридомовой инженерной системе водоотведения, следовательно, спорная система канализации  не может быть отнесена к общедомовому имуществу многоквартирных домов.

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                           14 марта 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.08.2023