УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0003-01-2023-000304-31
Судья Резовский Р.С.
Дело № 33-3143/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 июля 2023 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Завгородней
Т.Н., Самылиной О.П.,
при секретаре
Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 2 марта 2023
года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 3 мая 2023
года, по гражданскому делу № 2-553/2023, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Ильиной Екатерины Николаевны к Федеральному казённому учреждению
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации об оспаривании индивидуальной
программы реабилитации и абилитации *** - отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, объяснения представителя Федеральному казённого
учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – Царевой Н.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ильина Е.Н.
обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации (далее также – ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» Минтруда России) об
оспаривании индивидуальной программы реабилитации и абилитации ***.
В обоснование
заявленных требований указала, что в индивидуальной программе реабилитации и
абилитации *** Ильиной Е.Н. №496.13.73/2021 от 3 августа 2021 года исполнителями значатся
Министерство здравоохранения и социально развития Ульяновской области, которое
согласно решению Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 апреля 2022 года
и Ульяновского областного суда от 9 января 2023 года не является исполнителем
индивидуальной программы реабилитации и абилитации *** Ильиной Е.Н.
Полагает, что не
указание и не направление её индивидуальной программы реабилитации и абилитации
*** реальными исполнителям мероприятий нарушает её права на охрану здоровья.
Просила суд
прекратить незаконные действия ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда
России в части указания исполнителей ИПРА №496.13.73/2021 и обязать ФКУ – «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России устранить допущенные нарушения.
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований,
привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда
и социальной защиты Российской Федерации, Департамент Министерства социального
развития Ульяновской области в городе Ульяновске, ФГБУ «Федеральное бюро
медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Ильина Е.Н. просит отменить решение суда, принять новое
решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным,
судом нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что ей
несвоевременно был направлен для ознакомления отзыв на исковое заявление. Ее
представителем заявлялось ходатайство о предоставлении отзыва для изучения.
Считает необоснованными выводы суда о действиях государственных органов по
исполнению индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Выслушав
представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения,
постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и
фактическими обстоятельствами по делу.
Из материалов дела
следует, что в период нахождения с 2003 года до 2008 года Ильиной Е.Н.
устанавливалась ***, с 2008 года установлена *** с причиной «***» бессрочно,
что подтверждается копией материалов дела освидетельствования в МСЭ (л.д.
50-70).
В период
рассмотрения дела судом Ильина Е.Н. находилась на принудительном стационарном
лечении в ГКУЗ «УОКПБ им. В.А. Копосова», в связи с совершением запрещенных
уголовно наказуемых деяний.
Решением врачебной
комиссии ГКУЗ «УОКПБ им. В.А. Копосова» №4528 от 29 июня 2021 года Ильина Е.Н.
направлена на медико-социальную экспертизу с целью разработки ИПРА, что
подтверждается соовтетствующи направлением (л.д. 65 об.‑69).
03 августа 2021 года
на основании указанного направления в отношении Ильиной Е.Н. специалистами Бюро
№13 филиала ФКУ – «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России была
проведена заочная повторная медико-социальная экспертиза, целью которой
являлась разработка ИПРА ***
Согласно протоколу
проведения медико-социальной экспертизы по результатам анализа представленных
медицинских и медико-экспертных документов Ильиной Е.Н. был установлен
клинико-функциональный диагноз:
- основное заболевание:
***
- сопутствующее
заболевание: *** (л.д. 56).
На основании
проведенной медико-социальной экспертизы, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** (ИПРА)
№496.13.73/2021 от 03 августа 2021 года, в которой установлена нуждаемость
Ильиной Е.Н. в медицинской реабилитации, социально-средовой реабилитации и
абилитации, социально-психологической реабилитации и абилитации,
социокультурной реабилитации или абилитации, социально-бытовой адаптации (л.д.
58-65).
При этом, в ИПРА в
части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации
исполнителем указано Министерство здравоохранения Ульяновской области, а в
части выполнения мероприятий по социальной реабилитации или абилитации -
Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области (в настоящее время Министерство социального развития
Ульяновской области).
Правильно установив фактические
обстоятельства дела, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации», Порядка разработки и реализации индивидуальной
программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм,
утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, Федерального
перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от
30.12.2005 № 2347-р, Порядка организации медицинской реабилитации взрослых,
утвержденного Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н, Постановление
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве
здравоохранения Ульяновской области» (вместе с «Положением о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области»), Постановление Правительства Ульяновской
области от 16.11.2018 № 25/564-П «О Министерстве социального развития
Ульяновской области» (вместе с «Положением о Министерстве социального развития
Ульяновской области»), суд пришел к обоснованному выводу о том, что ИПРА
Ильиной Е.Н. от 03 августа 2021 года разработана и оформлена в
соответствии с действующим законодательством, в том числе, верно указаны
наименования уполномоченных органов – исполнителей реабилитационных
мероприятий.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 ноября
2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем
установления и реализации правовых, экономических, организационных,
медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том
числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности
гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской
Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния),
установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных
законодательством Российской Федерации случаях.
Получение каждым
надлежащего социального обеспечения по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом, гарантируется частью 1 статьи 39 Конституции Российской
Федерации
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181‑ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту решения
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»).
Целью такой политики
является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в
реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации (преамбула данного Федерального закона).
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 21 ноября
2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», медико-социальная экспертиза проводится в целях определения
потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая
реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе
оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций
организма.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» дает понятие медико-социальной экспертизы как признание
лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей
освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на
основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством
функций организма (часть 1 статьи 7).
Медико-социальная
экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на
основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с
использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»» медико-социальная
экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти,
определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и
деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения.
На федеральные
учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление
инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности
инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Решение учреждения
медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Споры по вопросам
установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации,
абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также
споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном
порядке (часть 2 статьи 32 Федерального закона «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Проведение
реабилитационных мероприятий в отношении инвалидов, получение ими технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета, является гарантией государства.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством
Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или
абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных
мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок
реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер,
направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма,
формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению
определенных видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для
исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Индивидуальная
программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные
мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые
инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические
средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид
либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности.
Индивидуальная
программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный
характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема
реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Согласно пункту 14
Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России
от 13.06.2017 № 486н (ред. от 15.12.2020), Федеральное государственное
учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида
(ИПРА ребенка-инвалида) не позднее трех дней с даты формирования ИПРА инвалида
(ИПРА ребенка-инвалида) в соответствующие органы исполнительной власти, органы
местного самоуправления, организации, независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, на которые возложено проведение реабилитационных или
абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА
ребенка-инвалида), посредством размещения соответствующих сведений в
федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр
инвалидов». В части выполнения мероприятий по медицинской реабилитации или
абилитации выписки из Федеральной государственной информационной системы
«Федеральный реестр инвалидов» направляются в орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а в части выполнения
мероприятий по социальной реабилитации или абилитации в орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты населения (в
сфере социального обслуживания).
Согласно
Постановлению Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П
«О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» (вместе с «Положением о
Министерстве здравоохранения Ульяновской области») данное Министерство является
уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области в сфере охраны
здоровья, как следствие указание его в ИПРА в качестве исполнителя мероприятий
по медицинской реабилитации или абилитации является правильным.
Согласно
Постановлению Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П
«О Министерстве социального развития Ульяновской области» (вместе с «Положением
о Министерстве социального развития Ульяновской области») данное Министерство
является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на
территории Ульяновской области государственное управление в сферах социального
развития и социальной защиты населения, государственной семейной и
демографической политики Российской Федерации.
При этом, согласно
действующей на момент утверждения ИПРА Ильиной Е.Н. (03.08.2021) редакции
Постановления Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/564-П,
указанное Министерство именовалось, как Министерство семейной, демографической
политики и социального благополучия Ульяновской области с теми же полномочиями
в сфере социальной защиты населения.
Таким образом,
указание в ИПРА Ильиной Е.Н. в качестве исполнителя мероприятий по социальной реабилитации или
абилитации Министерства семейной, демографической политики и социального
благополучия Ульяновской также является правильным и само по себе не может
считаться нарушением прав истца, как инвалида.
При этом, судом
правомерно отклонен довод истца о том, что ранее решениями судов установлено,
что указанные органы не являются исполнителями индивидуальной программы
реабилитации и абилитации *** Ильиной Е.Н., поскольку из представленных в
материалы дела копий судебных актов не следует, что данные обстоятельства ранее
являлись предметом судебного разбирательства и были бы преюдициально
установлены.
Доводы апелляционной
жалобы по существу спора фактически повторяют доводы, изложенные при
рассмотрении дела судом, которым в обжалуемом решении дана надлежащая,
всестороння и полная оценка с учетом установленных фактических обстоятельств
дела и подлежащих применению норм права.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену
судебного решения, судом не допущено.
Согласно части 3 статьи 330 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм
процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда
первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию
неправильного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для
отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:
1) рассмотрение дела судом в незаконном
составе;
2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо
из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания;
3) нарушение правил о языке, на котором
ведется судебное производство;
4) принятие судом решения о правах и об
обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
5) решение суда не подписано судьей или
кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми
судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
6) отсутствие в деле протокола судебного
заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны
в статье 230
настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного
заседания;
7) нарушение правила
о тайне совещания судей при принятии решения.
Судом первой инстанции Ильина Е.Н. была
надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания.
Согласно протоколу судебного заседания ее
представитель участвовал в судебном заседании и заявил ходатайство о проведении
закрытого судебного заседания, при этом, до удаления в совещательную комнату
для разрешения данного ходатайства, суд разъяснял представителю, что
рассмотрение дела в закрытом судебном заседании исключает возможность
использования видеоконференцсвязи, на что он настаивал на проведении именно
закрытого судебного заседания.
После выходы суда из совещательной комнаты
было оглашено определение о проведении закрытого судебного заседания, однако,
представитель истца не явился.
Ввиду отсутствия доказательств уважительности
причин неявки представителя истца, судебное заседании было правомерно продолжено
без него.
При этом, вопреки доводам апелляционной
жалобы, в материалах дела отсутствуют какие-либо ходатайства представителя
ответчика, как об отложении судебного заседания, так и о предоставлении ему
копии отзыва ответчика.
Более того, как следует из апелляционной
жалобы, отзыв истцом был получен после рассмотрения дела, однако, каких-либо
убедительных доводов по существу возражений ответчика, которые могли бы
повлиять на правильность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения
суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 2 марта 2023 года, с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 3 мая 2023 года,
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильиной Екатерины Николаевны –
без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 25.07.2023.