Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение
Документ от 04.07.2023, опубликован на сайте 03.08.2023 под номером 107555, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечении специализированным продуктом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000713-74

Судья Кузнецова О. В.                                                                              Дело 33-3065/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          4 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Шлейкина М.И.,  Карабанова А.С., 

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 2 мая 2023 года об исправлении описки, по делу № 2-1270/2023, по которому постановлено: 

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней *** удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать несовершеннолетней *** льготные рецепты на  ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю *** *** по выписанным рецептам.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Боаги Анны Дмитриевны, являющейся законным представителем несовершеннолетней ***, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.  

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение в части возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» обязанности выписывать несовершеннолетней *** льготные рецепты на *** и в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю ***  *** обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд в интересах несовершеннолетней *** с иском к ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечивать ***, взыскании компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетней *** года рождения, страдающей заболеванием – ***.

В ходе проверки установлено, что согласно протоколам врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» от  01.07.2022  № 234, от 17.11.2022 г. № 306, несовершеннолетняя *** нуждается в обеспечении ***

Выписка рецептов на указанное специализированное питание в настоящее время не производится, закупка для его отпуска населению не осуществляется по причине отсутствия данного наименования в РМИС.

Направленные в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявки от ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» на обеспечение несовершеннолетней *** указанным специализированным питанием не исполнены.

Несовершеннолетняя *** ничем иным питаться не может, ***. Стоимость 1 бутылки указанного питания составляет 400 руб., в день несовершеннолетней *** необходимо употреблять 5 бутылок для нормального функционирования и развития ребенка, в противном случае начинается обратный процесс. Несовершеннолетняя *** относится к категории ***

Однако Министерством здравоохранения Ульяновской области не принято своевременных мер, направленных на обеспечение несовершеннолетней *** жизненно важным специализированным питанием.

В связи с этим прокурор просил суд:

обязать  ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать *** льготные рецепты на ***

возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать *** указанным специализированным продуктом для энтерального питания по выписанным рецептам;

взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу *** компенсацию морального вреда в связи с несвоевременным обеспечением указанным специализированным продуктом для энтерального питания в размере 50 000 руб.;

решение в части возложения обязанностей выписывать рецепты и обеспечивать специализированным продуктом обратить к немедленному исполнению.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. 

В обоснование жалобы указывают, что Министерство здравоохранения Ульяновской области проводило все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считают, что взысканная судом сумма компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. является необоснованно завышенной, поскольку истец не представил доказательства, свидетельствующие о причинении физических и нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области. Отмечают, что вследствие продолжительности процедуры выделения денежных средств на обеспечение лекарственными препаратами истца по решению суда будет невозможно немедленное обеспечение данным специализированным питанием.   

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетняя *** года рождения, страдает заболеванием – ***, имеет статус ребенок - инвалид, наблюдается в лечебном учреждении - ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска».

Заболевание, которое диагностировано у ***., включено в Перечень редких (***) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru).

Разрешая спор о возложении обязанности обеспечить специализированным питанием ребенка-инвалида ***., суд первой инстанции, руководствуясь  статьями 1, 3, 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», установив, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение специализированных продуктов лечебного питания, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» обязанности выписывать *** рецепты, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечивать ***  на основании выписанных рецептов продуктом питания ***

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "r" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно протоколам врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» от  01.07.2022  № 234, от 17.11.2022 г. № 306, несовершеннолетняя *** нуждается в обеспечении ***

Направленные в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявки от ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» на обеспечение несовершеннолетней *** указанным специализированным питанием не исполнены.

Таким образом, *** как ребенок – ***, страдающая редким (***) заболеванием, вопреки вышеуказанным требованиям действующего законодательства не была обеспечена жизненно необходимым специализированным продуктом лечебного питания.

В связи с этим, суд первой инстанции законно и обосновано пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю *** специализированным продуктом для энтерального питания по выписанным рецептам.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением несовершеннолетней *** необходимым специализированным продуктом лечебного питания ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя компенсации причиненного морального вреда.

Размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу несовершеннолетнего ребенка-инвалида, соответствует требованиям разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ребенок не обеспечен продуктом лечебного питания по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, на которого возложена обязанность по организации обеспечения той категории граждан, к которой относится ***

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 марта 2023 года, с учетом определения судьи того же суда от 2 мая 2023 года об исправлении описки,  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  11 июля 2023 г.