Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Определение
Документ от 11.07.2023, опубликован на сайте 03.08.2023 под номером 107549, 2-я гражданская, о признании действий органа государственной власти незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000183-15

Судья Алексеева Е.В.                                                                                Дело 33-3171/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        11 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Шлейкина М.И., Буделеева А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда   г. Ульяновска от 21 февраля 2023 г., по делу №2-773/2023, по которому постановлено: 

Исковые требования Меркуловой Галины Андреевны к Министерству социального развития Ульяновской области  – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства семейной, демографической  политики и социального благополучия  Ульяновской области от 2 сентября 2021 г. №1349-р об исключении Меркуловой Галины Андреевны из списка   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Возложить на Министерство социального развития Ульяновской области обязанность восстановить Меркулову Галину Андреевну  в списке   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  которые подлежат обеспечению  жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с даты первоначального включения в данный список.

Взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области  в пользу Меркуловой  Галины Андреевны  расходы по оплате услуг представителя в сумме          10 000 руб., расходы по государственной пошлине в сумме  300 руб.

В иске к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области  в г. Ульяновске отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя истца Сотникова И.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия, 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Меркулова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству   социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске о признании  распоряжения незаконным, возложении  обязанности  включить в список  лиц, имеющих право на обеспечение  специализированным жилым помещением.

Требования мотивированы тем, что распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время Министерство социального развития Ульяновской области) от 2 сентября 2021 г. № 1349-р она  была исключена из указанного списка.

В соответствии с информационным письмом Министерства социального развития Ульяновской области, поводом для исключения ее  из списка послужила поступившая информация от Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о том, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: ***, а также наличие у нее регистрации по месту жительства по данному адресу.

Полагает, что указанное решение является незаконным по следующим основаниям.

Согласно информации Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от 16 ноября 2022 г., нанимателем данного жилого помещения ранее являлась ее бабушка, при этом договор социального найма на какое-либо жилое помещение с  ней не заключался.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 2 октября 2014 г.  установлен факт невозможности проживания ее в вышеуказанном жилом помещении.

Также согласно сведениям из ЕГРН сведения о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении нее отсутствуют.

Кроме того, в период с 21 сентября 2018 г. по 30 июня 2022 г. она была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ***

Таким образом, располагая лишь сведениями ООО «РИЦ-Ульяновск», не являющегося органом государственной власти, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области принято незаконное решение об исключении ее из списка для обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории граждан.

В связи с этим, просила признать распоряжение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 02.09.2021 г. № 1349-р незаконным, обязать Министерство социального развития Ульяновской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области понесенные расходы на оплату юридических услуг в  размере 10000 руб.,  а также расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно – коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.  

В обоснование жалобы указывают, что Меркулова Г.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: *** Согласно справке ООО «РИЦ-Ульяновск» от 19 июля 2021 г., в указанном помещении, общей площадью 46,19 кв.м.,  зарегистрировано 3 человека. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, превышает учетную норму. Также Меркулова Г.А. не лишена возможности обратиться в орган местного самоуправления для перезаключения договора социального найма, в котором он будет выступать в качестве  нанимателя. Отмечают, что доводы истца о том, что она не знала об указанном жилом помещении, несостоятельны, поскольку согласно сайту ФССП России у нее имеются исполнительные производства по задолженностям за жилищно-коммунальные услуги с 2020 г. Полагают, что правовых оснований для взыскания с них судебных расходов не имеется, поскольку Министерство социального развития Ульяновской области  не нарушало прав истца, а действовало в пределах своих полномочий. При принятии спорного решения Министерство социального развития Ульяновской области опиралось на официальный документ, а на проверку достоверности информации оно не уполномочено. Соответственно, не имеется оснований для возложения на Министерство социального развития Ульяновской области  обязанности возмещения понесенных истцом судебных расходов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка предусмотрены частью часть 3.1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а именно: предоставление им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; утрата ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включение их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; прекращение у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерть или объявление их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  истец Меркулова Г.А., *** года рождения, уроженка  ***,   относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей.

Решением координационного совета по охране прав несовершеннолетних от 23 октября 2014 г. Меркулова Г.А. была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда в рамках Федерального закона № 159-ФЗ.

Распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 2 сентября 2021 г. №1349-р  Меркулова Г.А. была исключена из списка  детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона № 159-ФЗ в связи с  утратой оснований, предусмотренных ст. 8 названного Федерального закона.

Основанием для исключения Меркуловой Г.А. из  списка лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного  жилищного фонда, явился факт регистрации Меркуловой Г.А. в квартире, расположенной по адресу:                         ***, общей площадью 46,19 кв.м., и обеспеченностью  ее  учетной  нормой жилья.

Между тем, принимая такое решение, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не учло следующее.

2 октября 2014 г. комиссия по установлению факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области (протокол №20), рассмотрев заявление Меркуловой Г.А., приняла решение об установлении факта невозможности  проживания Меркуловой Г.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***

Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от  17 августа 2020 г. на  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Меркулову Г.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договора найма  специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Указанное решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство.

Таким образом, право Меркуловой Г.А. быть обеспеченной  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договора найма  специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск» подтверждено судебным решением.

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при наличии вступившего в законную силу вышеуказанного решение суда, подтверждающего право Меркуловой Г.А. быть обеспеченной  благоустроенным жилым помещением, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не имело правовых оснований для исключения истца из списка  детей сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в рамках реализации Федерального закона  № 159-ФЗ, в связи с чем законно и обосновано отменил оспариваемое распоряжение от 2 сентября 2021 г. №1349-р  и возложил на ответчика обязанность восстановить истца в указанном списке с даты первоначального включения.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и повторяют ее позицию при рассмотрении дела, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату юридических услуг и уплату государственной пошлины, суд правильно руководствовался статьями 88, 94, 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Верным является вывод суда о том, что судебные расходы на оплату услуг представителя и уплату госпошлины, понесенные стороной, в пользу которой вынесено решение суда, взыскиваются с другой стороны по делу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Ульяновской области в указанной части являются несостоятельными. Правовых оснований для снижения размера взысканных судебных расходов у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда   г. Ульяновска от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд   г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 июля 2023 г.