Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия СИЗО незаконным
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107484, 2-я гражданская, на бездействие администрации СИЗО, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2023-000514-80

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                            Дело № 33а-3218/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ульяновской области» на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 31 марта 2023 года по делу № 2а-700/2023, по которому постановлено:

административные исковые требования Касперовича Александра Петровича удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Касперовича Александра Петровича под стражей, а именно, содержание Касперовича Александра Петровича в помещении, имеющем признаки поражения грибком стен.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Касперовича Александра Петровича отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя УФСИН России по Ульяновской области – Мошкова А.Ю., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы,  судебная коллегия

установила:

 

Касперович А.П. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконными действий (бездействия).

В обоснование административного иска указал, что он с 17.10.2022 содержится в камере №108 ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области, помещение которой не соответствует санитарным нормам: потолок покрыт большим слоем грибка и плесени, деревянные полы сломаны, местами вырваны доски, по камере постоянно бегают крысы. В камере с потолка сыпятся камни, нет горячей воды.

Просил признать действия (бездействия) административного ответчика незаконными согласно требованиям статьи 12 УИК РФ, статьи 21 и 46 Конституции РФ; признать незаконным его содержание в пагубных условиях, создающие угрозу жизни и здоровью.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.07.2022 по делу                     № 2а-1537/2022 на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений (в том числе камеры №108) в соответствие с требованиями п.2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24.12.2020 №44. В рамках исполнения решения суда административным ответчиком был выполнен ряд мероприятий, в том числе капитальный ремонт кровли здания пристроя режимного корпуса № 2, проведены закупки строительных материалов для выполнения ремонтных работ хозяйственным способом помещений и камер режимного корпуса № 2, заключены государственные контракты с общим освоением бюджетных средств 100%, получены лимиты бюджетных обязательств на приобретение строительных материалов для проведения ремонтных работ хозяйственным способом в камерных помещениях, заключены контракты на поставку оконных блоков и материалов.

На основании вышеизложенного, считает вывод суда о бездействии администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соответствующим действительности. Указывает, что устранить все оставшиеся недостатки, в том числе в камерном помещении №108, перечисленные в решении Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.07.2022, будет возможно после доведения до административного ответчика соответствующего финансирования.  

Обращает внимание, что среднесписочная численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, постоянно меняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Отмечает, что все лица, содержащиеся под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, размещаются по камерам в соответствии со ст.33 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Прибывшие в учреждение транзитно-пересыльные лица также подлежат раздельному содержанию не только от подозреваемых, обвиняемых, но и по виду режима с разграничением ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы с неотбывавшими.

Просит учесть, что поскольку техническое состояние строительных конструкций режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области ухудшается, руководством учреждения было принято решение о выводе из эксплуатации внутренних постов № 4 и № 5 режимного корпуса № 1, в которых расположено 25 камерных помещений, что повлекло за собой дефицит мест для размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в связи с чем у администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области отсутствовала возможность размещения административного истца в иное камерное помещение. 

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области, иные лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5 ст.227.1 КАС РФ).

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения, действия (бездействия) в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Касперович А.П. осужден приговором мирового судьи судебного участка №5 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 14.02.2023 по ч. 1 ст. 158 (13 эпизодов), ч. 1 ст. 159, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор в законную силу не вступил.

С 17.10.2022 по настоящее время Касперович А.П. содержится в камере №108 ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области.

Камера № 108 расположена на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса №1. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находится в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста №1 оснащены приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.

Общая площадь камеры № 108 составляет 45,9 квадратных метров, жилая площадь камеры составляет 44,3 квадратных метров и предназначена для размещения 11 человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Камера снабжена радиатором системы водяного отопления. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при исправлении естественных нужд.

Вступившим в законную силу 07.02.2023 решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 14.07.2022  установлено, что в нарушение пункта 2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области №№ 101, 103-108, 110-113, 121-129, 301, 302, 601-606, 702-704, 708, 801-807, 810, 904-910, коридоры постов №№ 3, 6, 12 и прогулочных двориков, карцеры №№ 2, 5-7, находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, в них отмечаются дефекты и повреждения покрытия стен (дефекты и повреждения штукатурки, краски, плитки на стенах), а также покрытий пола, признаки поражения стен грибком, следы протечек на стенах.

Разрешая административные исковые требования Касперовича А.П. и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что условия содержания Касперовича А.П. в камерном помещении № 108 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по  Ульяновской области не соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельность исправительного учреждения, в части наличия в  камере признаков поражения стен грибком, что создает угрозу здоровью содержащихся в камере лиц, следовательно, не может быть отнесено судом к несущественным отклонениям от таких требований.

В остальной части указанных административным истцом нарушений суд пришел к выводу, что условия содержания соответствовали требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельность исправительного учреждения.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч.2).

В п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).

В названном пункте Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации  меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).

Учитывая наличие в помещении № 108 грибковых образований, суд пришел к обоснованному выводу о бездействии административного ответчика, допустившего нарушение условий содержания административного истца.

При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что бездействие ответчика, приведшее к нарушению условий содержания, выразившемуся в образованиях грибка, имело место еще до помещения Касперовича А.П. в помещение №108 ФКУ СИЗО-1, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение не бездействовало, подлежат отклонению.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами. Нарушений норм материального процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является  законным и обоснованным, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 31 марта 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 УФСИН России по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  26.07.2023.