У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0015-01-2023-000084-55
Судья Берхеева Г.И.
Дело №33а-3195/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 25 июля 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Жаднова Ю.М.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского
районного суда Ульяновской области от 28 марта 2023 года, по делу
№2-89/2023, которым постановлено:
уточненные исковые
требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в
интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования
«Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности принять меры
по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на
территории муниципального образования «Новоспасское городское поселение»
Новоспасского района - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального
образования «Новоспасский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу оборудовать твердым покрытием и ограждением места
(площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории села Суруловка
Новоспасского района Ульяновской области в соответствии с требованиями СанПиН
2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий
городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому
водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации
производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
3.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение
суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор
Новоспасского района Ульяновской области, действующий в интересах
неопределенного круга лиц, обратился с иском, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к администрации муниципального образования «Новоспасский
район» Ульяновской области (далее администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской
области, администрация) о возложении обязанности принять меры по оборудованию
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского
района.
В обоснование иска указал,
что прокуратурой района установлено, что
постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский
район» от 24.05.2019 № 524 утвержден реестр и схема мест (площадок) накопления
твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования
«Новоспасское городское поселение» Новоспасского района. В соответствии с
данным реестром в с. Суруловка предусмотрено 19 мест накопления твердых
коммунальных отходов. В феврале 2022 года данные места были оборудованы
контейнерами, однако в нарушение правовых норм действующего законодательства, в
том числе пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению,
атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вышеуказанные площадки
не оборудованы твердым покрытием и ограждением.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, прокурор просил обязать администрацию МО «Новоспасский район» в течение 12 месяцев
со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым покрытием и
ограждением места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на
территории с. Суруловка Новоспасского района Ульяновской области в соответствии
с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к
содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,
питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым
помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации
и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 3.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе администрация Новоспасского района Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что в с.Суруловка МО «Новоспасское городское поселение»
Новоспасского района сбор и вывоз ТКО производится бестарным способом. Для
таких сельских населенных пунктов законодательно установленная обязанность по
установке контейнерных площадок в обязательном порядке отсутствует, конкретные
сроки для их установки не предусмотрены. Поясняет, что работы по оборудования
контейнерных площадок и приведению их в соответствие с действующими нормами
СанПин проводятся поэтапно. Полагает срок исполнения решения суда
необоснованным, расценивает действия прокурора в данном деле как вмешательство
в деятельность органа местного самоуправления. По мнению, административного
ответчика, судом не учтено, что администрация не может обеспечить
финансирование требуемых мероприятий самостоятельно, поскольку утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной
компетенции представительного органа муниципального образования. Обращает
внимание, что администрацией на территории муниципального образования меры по
оборудованию мест (площадок) накопления ТКО предпринимаются.
В судебное заседание
апелляционной инстанции представители административного ответчика не явились,
извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.1 ст.22
Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору,
накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья
населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
В соответствии с ч.1
ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору,
накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и
захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей
среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит, в том
числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному
накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Также в силу п.1 ст.8
Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений
в области обращения с отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных
законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит
на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок)
накопления твердых коммунальных отходов;
При этом накопление
отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов,
соответствующих требованиям законодательства в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства
Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов
должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации,
указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства
муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему
размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и
осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской
Федерации (п.п.. 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Места (площадки)
накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также
правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3
СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию
территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и
питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,
эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях сельских
поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны
быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных
отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с
автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные
площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки,
независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь
подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для
отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее
предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Правила
обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения
их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018
№ 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
Как следует из
материалов дела, на основании обращения граждан, проживающих в с. Суруловка
Новоспасского района Ульяновской области прокуратурой района в деятельности
администрации МО «Новоспасский район» по соблюдению законодательства в области
обращения с отходами производства и потребления.
В ходе прокурорской
проверки установлено, что постановлением администрации муниципального
образования «Новоспасский район» от 24.05.2019 №524 утвержден реестр и схема
мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории
муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского
района с учетом постановления администрации от 11.10.2021 № 892 о внесении в
постановление от 24.05.2019 № 524
изменений (л.д.8-13).
Согласно данному
постановлению в с. Суруловка предусмотрено 19 мест накопления твердых
коммунальных отходов.
В феврале 2022 года
указанные места накопления ТКО были оборудованы контейнерами, но в соответствии
с требованиями пункта 3
СанПиН 2.1.3684-21 площадки не были оборудованы твердым покрытием и
ограждением.
В силу части 9 статьи 41 Устава
муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского
района Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов
муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского
района Ульяновской области от 27.03.2007 №27/323, полномочия администрации
Новоспасского городского поселения исполняет администрация муниципального
образования «Новоспасский район» в полном объеме.
В адрес
администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области прокурором
направлялось представление, которое до настоящего времени не исполнено, вышеуказанные
площадки не оборудованы твердым покрытием и ограждением.
Согласно ответу
администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, сбор и вывоз ТКО с
территории с. Суруловка осуществляется бестарным способом региональным
оператором. Принята муниципальная программа «Обращения с твердыми коммунальными
отходами на 2023-2025 годы», утвержденная постановлением администрации
08.08.2022 № 750 (л.д. 38). В целях
ликвидации несанкционированной свалки ТКО в с. Суруловка Новоспасского района
Ульяновской области в 2023 году будут проведены работы по очистке земельного
участка в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды и
восстановления природных ресурсов в МО «Новоспасский район» Ульяновской области
на 2021-2024 годы, утвержденная постановлением администрации 29.11.2021 № 1023
(л.д.15).
Приложением к
муниципальной программе «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района
Ульяновской области «Обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023-2025
годы» предусмотрено, что 2023 году запланированы мероприятия по ремонту,
оборудованию и благоустройству контейнерных площадок для сбора и вывоза
ТКО.
Как видно из ответа
административного ответчика, в январе 2023 года закуплено 50 контейнеров для
временного накопления ТКО, 24 контейнера будут установлены в с. Суруловка до
01.02.2023.
Установив
вышеуказанные обстоятельства, верно оценив все представленные по делу
доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права
к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу об удовлетворении административного иска прокурора.
С данными выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Выводы суда подробно
мотивированы в решении, подтверждаются имеющимися в материалах дела
доказательствами, которым судом дана объективная правовая оценка, и оснований
для признания их незаконными не имеется.
Вопреки доводам
заявителя жалобы, способ сбора и вывоза ТКО правового значения не имеет, данное
обстоятельство на правильность выводов суда не влияет и основанием для его
отмены служить не может.
Срок исполнения установлен судом с учетом
принципа разумности и, по мнению судебной коллегии, является достаточным для
выполнения возложенной судом обязанности.
Доводы о
недостаточном финансировании не могут служить основанием для освобождения
административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Фактически доводы,
изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу
доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не
усматривает; они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не
содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом
первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для
вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность
судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Учитывая,
что решение суда соответствует положениям действующего законодательства,
оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Новоспасского районного суда Ульяновской области от 28 марта 2023 года,
оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 27.07.2023