Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107481, 2-я гражданская, об обязании оборудования мест накопления твердых бытовых отходов на территории МО Новоспасский район, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-01-2023-000084-55

Судья Берхеева Г.И.                                                                       Дело №33а-3195/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Жаднова Ю.М.,

при секретаре Каминской Ю.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                  28 марта 2023 года, по делу №2-89/2023, которым постановлено:

уточненные исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района -  удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым покрытием и ограждением места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории села Суруловка Новоспасского района Ульяновской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора            Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области, администрация) о возложении обязанности принять меры по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района установлено, что  постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский район» от 24.05.2019 № 524 утвержден реестр и схема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района. В соответствии с данным реестром в с. Суруловка предусмотрено 19 мест накопления твердых коммунальных отходов. В феврале 2022 года данные места были оборудованы контейнерами, однако в нарушение правовых норм действующего законодательства, в том числе  пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вышеуказанные площадки не оборудованы твердым покрытием и ограждением.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, прокурор  просил обязать администрацию МО «Новоспасский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать твердым покрытием и ограждением места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Суруловка Новоспасского района Ульяновской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Новоспасского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в с.Суруловка МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района сбор и вывоз ТКО производится бестарным способом. Для таких сельских населенных пунктов законодательно установленная обязанность по установке контейнерных площадок в обязательном порядке отсутствует, конкретные сроки для их установки не предусмотрены. Поясняет, что работы по оборудования контейнерных площадок и приведению их в соответствие с действующими нормами СанПин проводятся поэтапно. Полагает срок исполнения решения суда необоснованным, расценивает действия прокурора в данном деле как вмешательство в деятельность органа местного самоуправления. По мнению, административного ответчика, судом не учтено, что администрация не может обеспечить финансирование требуемых мероприятий самостоятельно, поскольку утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Обращает внимание, что администрацией на территории муниципального образования меры по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО предпринимаются.

В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного ответчика не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также в силу п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

При этом накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.п.. 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

Как следует из материалов дела, на основании обращения граждан, проживающих в с. Суруловка Новоспасского района Ульяновской области прокуратурой района в деятельности администрации МО «Новоспасский район» по соблюдению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе прокурорской проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский район» от 24.05.2019 №524 утвержден реестр и схема мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района с учетом постановления администрации от 11.10.2021 № 892 о внесении в постановление от 24.05.2019 № 524  изменений (л.д.8-13).

Согласно данному постановлению в с. Суруловка предусмотрено 19 мест накопления твердых коммунальных отходов.

В феврале 2022 года указанные места накопления ТКО были оборудованы контейнерами, но в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 площадки не были оборудованы твердым покрытием и ограждением.

В силу части 9 статьи 41 Устава муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области от 27.03.2007 №27/323, полномочия администрации Новоспасского городского поселения исполняет администрация муниципального образования «Новоспасский район» в полном объеме.

В адрес администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области прокурором направлялось представление, которое до настоящего времени не исполнено, вышеуказанные площадки не оборудованы твердым покрытием и ограждением.

Согласно ответу администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, сбор и вывоз ТКО с территории с. Суруловка осуществляется бестарным способом региональным оператором. Принята муниципальная программа «Обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023-2025 годы», утвержденная постановлением администрации 08.08.2022 № 750 (л.д. 38).  В целях ликвидации несанкционированной свалки ТКО в с. Суруловка Новоспасского района Ульяновской области в 2023 году будут проведены работы по очистке земельного участка в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды и восстановления природных ресурсов в МО «Новоспасский район» Ульяновской области на 2021-2024 годы, утвержденная постановлением администрации 29.11.2021 № 1023 (л.д.15).

Приложением к муниципальной программе «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области «Обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023-2025 годы» предусмотрено, что 2023 году запланированы мероприятия по ремонту, оборудованию и благоустройству контейнерных площадок для сбора и вывоза ТКО.  

Как видно из ответа административного ответчика, в январе 2023 года закуплено 50 контейнеров для временного накопления ТКО, 24 контейнера будут установлены в с. Суруловка до 01.02.2023.

Установив вышеуказанные обстоятельства, верно оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска прокурора.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом дана объективная правовая оценка, и оснований для признания их незаконными не имеется.

Вопреки доводам заявителя жалобы, способ сбора и вывоза ТКО правового значения не имеет, данное обстоятельство на правильность выводов суда не влияет и основанием для его отмены служить не может.

Срок исполнения установлен судом с учетом принципа разумности и, по мнению судебной коллегии, является достаточным для выполнения возложенной судом обязанности.

Доводы о недостаточном финансировании не могут служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; они являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                            28 марта 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.07.2023